День открытых дверей. Конспект занятия по развитию речи в средней группе (фото)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Диева Елена Геннадьевна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Тема: «В гостях у Жука»

 

Звуковая культура речи Звук "ж" 

 

Показать детям артикуляцию звука «ж».

Упражнять детей         в правильном и четком произношении звука «ж» (изолированного, в слоге, в разных словах).

Упражнять детей в умении определять слова во звуком «ж».

Развивать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательные суффиксов.

Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.

 

 

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

День открытых дверей.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Тема: «В гостях у Жука»

Звуковая культура речи Звук "ж"  

Показать детям артикуляцию звука «ж».

Упражнять детей         в правильном и четком произношении звука «ж» (изолированного, в слоге, в разных словах).

Упражнять детей в умении определять слова во звуком «ж».

Развивать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательные суффиксов.

Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи.

 

.

 

 

 

Ход:

I.  Зрительная гимнастика (перед занятием)

Стол перед окном.

-      Ребята, к нам пришел в гости наш знакомый Веселый Язычок. Он сидит на окошке. Давайте посмотрим на него. А теперь посмотрите в окошко. Смотрите на него – в окошко. Он принес вам цветочки. Давайте разглядим их (к себе, от себя).

 - ….

Артикуляционная гимнастика.

Рот — домик, губы — двери.

А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок. 

Ох, и шустрый он мальчишка, 

И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение « Стрелочка ».)


Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)


Приоткрыл Язык окно, 

А на улице тепло. 

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся, 

А потом пошел гулять, 

На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)

Указание детям перед выполнением упражнения: «Возьмите зеркала».

Язычок  прыгала на скакалочке, а потом пошел  пить чай.

И выпил одну чашку чая - упражнение «Чашечка» (картинка на доску) .

- Губы в широкой улыбочке, широкий язык поднят вверх.

Потом съела один блинчик с вареньем – упражнение «Блинчик» (картинка на доску).

-Губы также, широкий язык лежит на нижней губе.

Указание детям после выполнения упражнения: «Положите зеркала на салфетки».

Чередуем упражнения 3 повтора.

Так ей понравилось варенье, что она облизала верхнюю губу – Упражнение «Вкусное варенье».

-Губы в улыбочке, широкий язык облизывает верхнюю губу.

Затем Женя пошла на лесную полянку и увидела грибок на тонкой ножке – упражнение «Грибок» (картинка на доску) .

-Рот широко открыт, широкий язык присасываем к верхнему нёбу

Мини –итог: вы молодцы, язычки были широкими. «Грибочки на тонких ножках».

II.   Сказка о язычке. Рассказ о звуке

-      Веселый Язычок рассказал мне интересную историю, которая произошла с ним. Однажды Язычок сидел у себя в домике, спрятавшись от морозов, и слушал зимнюю тишину.

-       Эх, скорее бы наступило жаркое лето, поющее разными звуками, - подумал Язычок.

И тут произошло чудо. Все зазеленело, запело, загудело.

 

  

 

III.         Пальчиковая гимнастика.

-       Ребята, давайте мы тоже представим себе, что наступило лето, загудели, зажужжали насекомые.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела,                                      махать крыльями

А за нею шмель – шмелек

И веселый мотылек                                    загибают пальцы

Два жука и стрекоза –                              делают кружочки из

Как фонарики глаза.                         пальцев и подносят к глазам

Пожужжали, полетали,                               машут ладошками

От усталости упали                                      «роняют» руки

 

IV.Повторение пройденного материла.

-       Веселый Язычок понял, что наступило лето. Слышит Язычок: кто-то поет песенку: «ж-ж-ж».

-       Я не умею так петь, - огорчился Язычок. – Я не знаю песенку гуся, воды, комара. Давайте вспомним.

-       Как поет комар?  ( з-з-з)

-       Как шипит гусь? (ш-ш-ш)

-       Как журчит вода? (с-с-с)

-       Молодцы, вы вспомнили все песенки Язычка.

-       Но эта песенка совсем другая. Она звонкая «ж-ж-ж».

-       Чья эта песенка? (жука).

V.   Показ, объяснение артикуляции звука.

-       Да, «ж-ж-ж» - это песенка жука. Она поется также как и песенка гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом. Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: ж-ж-ж.

-       Что вы слышите? (горлышко поет эту песню).

-       А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песенку гуся.

-       Поет горло?

-       Давайте поучимся петь песенку жука.

-       Откройте рот. Сложите губы широкой трубочкой. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Язычок не прижимайте к зубам. Закройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко за верхние зубы, сразу начинайте петь: «ж-ж-ж».

 

VI.    Произношение изолированного звука.

-       Ребята, посмотрите, а вот и жук, которого услышал наш Веселый Язычок. Он кружился, кружился и упал, перевернулся лапками вверх.

-Жук упал

-И вставать не может,

-Ждет он,

-Кто ему поможет.

-       Жук жалобно, тихо жужжит: «ж-ж-ж».

-       Как жужжит жук,  Катя? Сема?

-       Посмотрите, ребята, к нему на помощь прилетел еще один жук. Он большой, он громко жужжит.

-       Как жужжит большой жук, Тая? Антон?

-       Не смог большой жук помочь маленькому жучку. Наш веселый Язычок пошел искать кого-нибудь на помощь.

 

VII.          Физминутка.

-       А мы пока встанем и вспомним, что произошло с жучком.                                             В группу к нам жук влетел                      стоя, руки в стороны

Зажужжал и запел «ж-ж-ж»                            вниз жужжат

Вот направо полетел,

Каждый вправо посмотрел.                        поворот туловища

Вот налево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,                                    показывать

Не дадим ему присесть,                         отмахнуть ладошкой

Жук наш приземлился,                                     сели-встали

Зажужжал и закружился

Ж-ж-ж.

Жук – вот красивая ладошка                                кружится

Посиди на ней немножко.

Жук наверх полетел                                          руки вверх

И на потолок присел

На носочки мы привстали,                                 на носочках

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно

Хлоп-хлоп-хлоп                                     хлопают в ладоши

Чтобы улететь он смог.

Ж-ж-ж.

 

VIII.   4 часть. Выделение звука на слух из ряда звуков.

Игра «Поймай жука».

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Поймай жука».

-я буду произносить разные звуки, а вы если услышите песенку жука – звук Ж, хлопните в ладоши один раз.

-Давайте потренируемся. Приготовьте ладошки. Хлопните один раз. Молодцы. Мы начинаем игру.

-А, Ж, Т, Ж, Д, Н, Ж, Ж.

(Если дети ошибаются, предложить помощь:

-Какой звук я произнесла? Т, нужно ли было хлопать? Нет.

-хлопните, только если, услышите звук Ж. Будьте, внимательны)

Мини-итог: все справились хлопали только на звук Ж.

Закрепление изучаемого звука во фразах, чистоговорках.

-  жук пел ему свою песенку:

Жук жужжит: «жу-жу-жу! »

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

- Давайте и мы с вами выучим эту весёлую песенку.

-Что делает Жук? (жужжит) .

-Как жужжит Жук? (жу-жу-жу)

-Как живёт Жук? (как он сам говорит про себя) (я живу – не тужу) .

- Не тужу – это значит не печалюсь, не грущу. Живу весело.

-Над чем жужжит Жук? (над ухом) .

- Кого будит жук? (детишек) .

-Послушайте ещё раз внимательно песенку жука и постарайтесь её запомнить.

-Может быть кто-то уже запомнил песенку жука?

-Расскажи Даша.

Жук жужжит: «жу-жу-жу! »

Я живу – не тужу.

Всё над ухом жужжу

И детишек я бужу.

-А теперь все вместе расскажем песенку жука, будем выделять голосом звук Ж.

(повтор хоровой) .

   Упражнение в проговаривании звука в слогах и словах.

-       Ребята, посмотрите, кого на помощь пригласил Язычок. (появляется собачка)

-       Я Дружок. Как меня зовут? (хоровой ответ)

-       Маша, как зовут собаку? Арина, как зовут собаку?

-       Меня можно называть ласково: Дружочек. Мне очень нравится, когда меня называют ласково. Попробуйте и вы назвать меня так.

-       Марина, как зовут собаку? (полным ответом)

-       Я не один к вам пришел. Я ежа привел.

-       Где же он? Е-е-ж, покажись.

-       Дети, помогите мне упросить ежа показаться.

-       Ежик, покажись! (хоровой ответ)

-       Не показывается! – сокрушается Дружок, - пусть Катя попросит, Максим, Камелия.

(появляется из-за ширмы еж, смотрит на детей, ворчит)

-       Покажись, покажись! Разве так просят?

-       Обиделся – удивляется Дружок. – Надо попросить ежа вежливо. – Ежик, покажись, пожалуйста.

-       Попроси Егор ежика показаться.

-       Ежик, Дружок помогите нашему жуку. Он упал, и встать не может.

(звери помогают перевернуться жуку)

-       Тая, поблагодари Ежика и Дружка.

-       Спасибо Ежик, спасибо Дружок.

-       А жук сочинил, ребята, для вас стишок.

Жук жужжит: жу-жу-жу

Я живу – не тужу.

Все над ухом жужжу

И детишек бужу.

-       Ребята, понравилось вам стихотворение жука? Давайте его выучим. (Повторяем 2-3 раза)

IX.    Игра «Где спрятался жучок»

 

-       Жучок очень обрадовался, что его освободили, и теперь хочет поиграть с вами в прятки. Он будет прятаться за теми картинками, где есть звук «ж». Сейчас вы возьмете своих жучков и посадите на ту картинку, куда может спрятаться жучок.

-       Антон, куда ты посадил своего жучка? Покажи. Что это? Назови слово. Повтори еще раз. Есть в этом слове «ж»?

-       А может ли жучок спрятаться за эту картинку?

-       Назовите слово.

X.   Зрительная гимнастика.

-       Ребята, Веселому Язычку очень понравилось у нас. Он очень устал, пока рассказывал свою историю, пусть отдохнет. А мы тоже дадим отдохнуть нашим глазам.

-       Проследите глазами за жучком .

XI.    Итог занятия.

-       Ребята, с какой песенкой Веселого Язычка мы познакомились?

-       Какие слова со звуком «ж» вы запомнили?

-       Что вам понравилось делать на занятии?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе :"Мамин день."

В данном конспекте представлен опыт работы с детьми средней группы по развитию связной речи ( составление описательных рассказов о маме) с использованием метода мнемотехники....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе :"Мамин день."

В данном конспекте представлен опыт работы с детьми средней группы по развитию связной речи ( составление описательных рассказов о маме) с использованием метода мнемотехники....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ в средней группе «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПЛЮШЕВОГО МИШКИ»

развивать устную речь; обогащать словарный запас; вспомнить знакомые сказки и стихотворения про медведя; составлять совместно с воспитателем описательный рассказ об игрушке; развивать память; воспитыв...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «День Победы».

Цель:- способствовать воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста;- продолжать работу над развитием связной речи: развивать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отв...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "День Победы".

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "День Победы".Цель:  способствовать воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста;- продолжать работу над развитием связ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «8 марта – женский день»

- формировать любовь, нежность, уважение к самому родному человеку на Земле – маме....