Картотека дидактических игр
картотека по развитию речи (старшая группа)

Связная речь.

 

1.Игра для уточнения формы родительного падежа.

«Угадай, чьи это вещи»

Детям предлагаются картинки ,на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а так же картинки изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа и др.) Сначала дети рассматривают картинки. Воспитатель называет один из предметов, а дети называют кому принадлежит этот предмет ( Этот платок бабушки; Это халат мамы и т.д)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_didakticheskaya_igra.docx691.12 КБ

Предварительный просмотр:

   Связная речь.

 

1.Игра для уточнения формы родительного падежа.

«Угадай, чьи это вещи»

Детям предлагаются картинки ,на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а так же картинки изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа и др.) Сначала дети рассматривают картинки. Воспитатель называет один из предметов, а дети называют кому принадлежит этот предмет ( Этот платок бабушки; Это халат мамы и т.д)

 

2.Игра для закрепления формы множественного числа.

«Один – много»

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать сущ. множественного числа от сущ.  единственного числа.

Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра т.д.

Воспитатель показывает картинку и называет: шар.

- А у тебя,- спрашивает воспитатель, - что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагает назвать все картинки.

 3. Игра для формирования умения употреблять уменьшительно- ласкательные и пренебрежительно- увеличительные суффиксы. 

«Большой-маленький»

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов сущ. уменьшительно – ласкательное значения.

Оборудование: Карточки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением  красных кружков большого и маленького, предлагает детям назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг. Воспитатель предлагает детям назвать кружки без слов «большой» и «маленький», а потом индивидуально.

-Это? – показывает на маленький кружочек.

Ответ ребенка – «кружочек».

-А это? – показывает на большой.

Ответ ребенка «круг».

4. Игра на образование сложных слов.

«Эхо»

-листья падают – листопад

-сам ходит - самоход

-снег падает - снегопад

-мед носит – медонос

-вода падает - водопад

-звезды падают - звездопад

-сено косит – сенокос и т.д.

5. И/у «Кто, где живет?»

Цель: учить составлять рассказ по предложенному плану-схеме.

Ход игры: дети рассказывают о своем доме по графической схеме-плану:

Название улицы,

какой он? (материал: кирпичный, деревянный, блочный,

Сколько этажей?

Сколько комнат?

Что видно из окон?

За что вы любите свой дом?

 

                       

  Грамматический строй речи.

 

1.Игра «Назови ласково»

Цель: Учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч.

Ход: Воспитатель  произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предлагает ребенку вернуть мяч и изменить слово так, что бы оно звучало ласково.

-Мяч — мячик,

-кукла — куколка,

-мишка — мишенька, мишутка,

-машина — машинка,

-собака — собачка,

-пирамида — пирамидка.

 

2. Игра «Подбери признак»

Цель: Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход: Воспитатель называет слово и задает вопросы (какой? какая? Какие? какое?) , ребенок отвечает.

-Шапка (какая?) – синяя, теплая, зимняя…

-Варежки (какие?) – теплые, красные..

-Куртка (какая?) – зеленая, зимняя, теплая…и т.д

 

3. «Назови, какой, какая?»

Цель: Учить образовывать относительные прилагательных.

-Сок из помидоров — томатный,

-огурцов — огуречный,

-моркови — морковный,

-капусты — капустный,

-свеклы — свекольный.

4. «Назови ласково» 

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.

-Огурец — огурчик — огурчики,

-помидор — помидорчик — помидорчики,

-картофель — картошечка — картошечки,

-баклажан — баклажанчик — баклажанчики,

-перец — перчик — перчики,

-тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки.

 

 5. Игра «Где начало рассказа?»

Цель: Учить детей составлять рассказы с помощью сирийных картинок, соблюдая правильную временную и логическую последовательность.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяющие передать сюжет от начала до конца. По каждой картинке ребенок составляет предложение и соединяет предложения в связный рассказ. 

Игру можно проводить индивидуально с каждым ребенком, с подгруппой и со всей группой детей.

           

                 

 Игры на развитие звуковой культуры речи.

 

1.Игра «Поймай звук»

Цель: Учить детей называть звук в слове по его пространственной характеристики (первый, второй, перед и после определенного звука) 

Оборудование: мяч.

Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Ведущий произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит , какой по счету звук тот должен назвать, например «мышка, второй звук». Ребенок ловит мяч и отвечает: «Ы» - и возвращает мяч ведущему, который задает следующее задание относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

 

2. Игра «Слоговая цепочка»

Цель: Учить детей выделять в словах первый и последние слоги.

Оборудование:карточки.

Ход игры: Карточки для игры раздаются играющим поровну,их надо положить перед каждым игроком сверху вниз.Начинается игра с карточки, на которой левая половина пустая.Играющий выставляет эту карточку, называет слово – название картинки и выделяет последний слог.Дети ищут на своих карточках слева такую картинку, у которой первый слог совпадает с данным слогом, и выкладывают ее рядом с первой.Затем анализируется правая картинка второй карточки, в ней выделяется последний слог. Таким образом, в названиях левых картинок выделяется первый слог, а на названиях правых картинок последний слог. Игра должна завершиться когда будут выложены все картинки,последняя карточка с пустой правой половиной.

3.Игра «Поезд»

Цель: Отработка навыков выделения первого и последнего слога в слове.

Ход игры: Детям предлагают составить поезд из вагончиков-карточек.Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так и карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия. Первая карточка-электровоз, у нее левая половина пустая. В последнем вагончике правая половина пустая. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в название первый звук такой же, как был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых последний звук. Это надо  учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.

 4.Игра «Назови картинку и найди первый звук».

Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребенком.

Оборудование: карты по 4 картинки.

Ход игры: Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят в слух название своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, воспитатель разрешает закрыть ее фишкой.

 

5. Дидактическая игра «Найди звуки» со звуком («Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»)

Цель: Научить детей распознавать звуки.

Оборудование: Предметные картинки с иллюстрациями со звуком «Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»

Ход игры: Воспитатель  рассказывает. Что звуки заблудились и предлагает им помочь - отыскать слова на заданный звук. Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. За правильно названное слово с заданным звуком дети получают фишку. Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук. 

 

                         

Игры на развитие словарь дошкольников.

 1. Д/и «Кто как голос подает?»

Цель: обогащать глагольный словарь по теме.

Оборудование: карточки с изображением диких и домашних птиц, игрушка медвежонок.

Ход игры: Воспитатель: «Ребята, к нам из леса пришел в гости мишка. Ему в лесу сорока сказала, что наши детки не знают, какими голосами птицы разговаривают. Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздам картинки с птицами. Мишутка к каждому из вас подойдет, и вы каждый скажете ему, как разговаривает его птица.

Слова для обогащения словаря:

o воробей – чирикает

o ворона – каркает

o голубь – воркует

o синица – свистит

o утка – крякает           соловей – поет

o кукушка – кукует    петух – кукарекает.

 2. Д/и «Овощи»

Цель: обогащать словарь детей существительными множественного числа по теме «Овощи».

Ход игры: найти картинку по названию (один овощ, подобрать пару к этой картинке пару с большим количеством (много) изображения этих овощей, назвать изображения.

Оборудование: кукла Маша.

Ход игры: Воспитатель показывает куклу Машу, говорит: «Маше подарили игру «Один овощ – много овощей», ей надо найти картинки с одинаковым изображением овощей. Например: одни лук – много лука».

Слова для обогащения словаря:

Лук – много лука;

Картошка – много картошки;

Свекла – много свеклы;

Капуста – много капусты;

Тыква – много тыквы;

Кабачок – кабачки – много кабачков;

Морковка – морковки – много морковок.

 3.Игра «Чего не стало?»

Цель: расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.

Оборудование: набор предметных картинок по теме.

Ход игры: Низкий уровень сложности - взрослый выкладывает на наборном полотне 3—4 картинки, называя изображенные на них предметы (например: автобус, троллейбус, корабль, самолет). Затем просит детей назвать первую (вторую, последнюю) картинку. Командует: «Раз, два, три, не смотри» и переворачивает одну из них: «Раз, два, три, смотри». Дети называют, какой картинки не стало.

Средний уровень сложности - взрослый демонстрирует и называет 5—6 картинок. После исчезновения картинки дети вспоминают предмет и слово, которым он был назван.

Высокий уровень сложности - количество картинок увеличивается до 7—8. В задании используются наряду с распространенными словами по теме менее употребляемые слова. Дети сами называют картинки, предъявляемые взрослым. После исчезновения одного изображения вспоминают предмет и слово, которым он был назван.

 

4.Игра «Кто чем занимается?»

Цель: расширение словаря названиями профессий.

Оборудование: картинки, на которых изображены люди разных профессий.

Ход игры:  

Взрослый читает стихотворение:

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Строитель – строит;

а далее взрослый называет профессию, а ребёнок с опорой на картинку должен назвать, что делает человек определённой профессии:  повар – варит; повар – варит (готовит), учитель – учит и т.д.

 

5.Игра «Найди себе пару»

Цель: Учить детей из имен существительных единственного числа образовывать форму множественного числа. Активизировать словарь по данной теме.

Оборудование: картинки с изображением детей.

Ход игры: Первая команда получает картинки с изображением одного животного, а вторая – нескольких. Ребенок из первой команды говорит: «У меня лиса». Ребенок из другой команды – «У меня лисы». Эти дети стоят рядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...