Конспект НОД по речевому развитию для детей 4 – 5 лет "Пересказ русской народной сказки "Лисичка со скалочкой».
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Молоканова Ирина Ивановна

Конспект НОД по речевому развитию

для детей 4 – 5 лет

"Пересказ русской народной сказки "Лисичка со скалочкой».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию

для детей 4 – 5 лет

"Пересказ русской народной сказки "Лисичка со скалочкой».

Цель: пересказ дошкольниками 4-5 лет русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».
Задачи:
1. Создать условия для совершенствования умения 
- отличать сказку от рассказа и стихотворения,
- отгадывать загадки,
- описывать животных, отвечая на вопрос «Какой?» или «Какая?»,
- внимательно слушать сказку,
- отвечать на вопросы по содержанию произведения полным ответом.
2. Содействовать закреплению умения
- пересказывать сказку связно, в логической последовательности с опорой на картинки и наводящие вопросы педагога,
- взаимодействовать с другими детьми в процессе инсценировки сказки.
3. Способствовать развитию
- фонематического слуха, путем подбора рифмы,
- общего кругозора.
4. Организовать ситуации воспитательного характера: 
- стараться не обманывать,
- учиться прощать других.
Демонстрационный материал: большая книга сказок, рассказов и стихов, деревянная скалка, перчаточные игрушки лиса и собака, пластмассовые игрушки курочка и гусочка, холщовый мешок, опорные картинки на магнитах (см. приложение).

Ход непосредственной образовательной деятельности

Ребята, сегодня я принесла на занятие большую книгу стихов, сказок и рассказов. Но как отличить их друг от друга я забыла. Помогите, мне пожалуйста. Я вам буду читать отрывки от произведений, а вы попробуете определить, что это – сказка, стихотворение или рассказ. Я только напомню вам, что сказка – это выдумка, рассказ- это то, что может случиться на самом деле, а в стихотворении всегда есть рифма. Например, мишка – шишка, жук – паук, коза- стрекоза( здесь и далее наклонным шрифтом выделяются предполагаемые ответы детей или действия педагога)
Итак, слушайте внимательно.
- Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу... Стихотворение
- Наступила зима, выпал снег, и ребята слепили большого снеговика… Рассказ
- Бежала мышка по лесу, видит теремок стоит, постучалась в него и спрашивает… Сказка
Молодцы ребята, правильно ответили и объяснили свой ответ.
И сегодня мы с вами отправимся в гости к сказкам, и не простым, а русским народным. А кто же автор таких сказок? Кто их придумал?
Дети отвечают на поставленный вопрос.
Мы с вами много русских народных сказок уже прочитали. Я хочу проверить, как хорошо вы их запомнили. Я буду показывать иллюстрации из сказок, а вы говорить название сказки.
Педагог по очереди показывает иллюстрации из сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Теремок». Дети называют сказки.
А сейчас мы немного поиграем. Я буду вам бросать мяч и задавать вопрос, а вы будете, ловить мяч, отвечать на вопрос и бросать мяч обратно мне. Только в начале немного разомнем наши ручки. Давайте сильно-сильно потрем ладошки друг о дружку, чтобы они согрелись и даже стали горячими. А теперь приложите ладошки к щечкам. Чувствуете тепло? Значит вы готовы ловить мяч!
Педагог бросает мяч и задает вопросы.
Знаете ли вы, кто из животных в сказках обычно самый сердитый? Волк
Что еще вы можете о нем сказать? Какой он?
Дети подбирают прилагательные. Далее аналогичные вопросы задаются о самом неуклюжем, самом хитром и самом трусливом животном.
Сегодня я расскажу вам сказку, а о ком, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса, а зовут ее - лиса.
Правильно! Лиса.
Педагог надевает на руку игрушку лисы и начинает рассказывать и инсценировать сказку. По ходу рассказывания, демонстрирует и объясняет в случае необходимости назначение деревянной скалки. Использует в инсценировке холщовый мешок и игрушки гусочки, курочки и собаки. 
Понравилась вам сказка ребята? 
Какая была в сказке лиса? 
Можно ли обманывать других? 
По заслугам ли она получила?
Воспитатель голосом лисы просит прощения и обещает никогда больше не обманывать других. Просит ребят поиграть с ней.
Поверим лисе, ребята? Простим ее?
Педагог предлагает поиграть с лисой. Дети встают из-за стульчиков. Проводится динамическая пауза «Лиса».
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
(Все движения выполняются от периферии к центру)
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
До чего же хороша!
(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс) 
Воспитатель предлагает детям сесть и вспомнить сказку, ответив на вопросы. 
Только попрошу отвечать полным ответом.
А чтобы отвечать было легче, я приготовила для вас опорные картинки-помощницы.
- Что нашла лисичка на дорожке?
- Что произошло дальше?
- Кого отдал мужик за скалочку?
- Кого отдал мужик за курочку в другой деревне?
- Как обманули лису в третьей деревне?
- Как лиса сама с собой разговаривала?
- Чем закончилась сказка?
Ребята, наше занятие подходит к концу.
Вы бы хотели устроить спектакль по русской народной сказке «Лисичка со скалочкой», а потом показать представление малышам из младшей группы? Тогда я дам вам перчаточных кукол из нашего театра би-ба-бо, вы поиграете, мы вместе порепетируем и потом пригласим малышей в наш театр. 
В свободной деятельности в этот и на следующий день дети с помощью педагога учатся распределять роли и инсценировать произведение, а также раскрашивают раскраски по сказке "Лисичка со скалочкой". Педагог помогает скрепить раскраски в книгу и вместе с детьми оформляет обложку получившейся сказки. Дети по желанию берут ее домой, чтобы рассказать родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему "Пересказ русской народной сказки "Кот, петух и лиса""

Конспект занятия по развитию речи по обучению детей пересказыванию. Занятие построено на приемах  использования опорных картинок для облегчения процесса персказа литературного произведения и закр...

Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры

" Пришла Весна, веснушка!"Цель: Приобщение детей к народной культуре. Формирование эмоционально-окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.Задачи: Развивать, обогащать речь детей...

Развитие речевых способностей детей через использование русского народного творчества

Доклад на тему "Развитие речевых способностей детей через использование русского народного творчества"...

Конспект по познавательному развитию (Приобщение детей к истокам русской народной культуры) «Путешествие на златогривой чудо-тройке»

Конспект по познавательному развитию(Приобщение детей к истокам русской народной культуры)«Путешествие на златогривой чудо-тройке»...

Конспект открытого занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Веселая матрешка»

Педагогическая цель:Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Программные задачи:1. Образовательные:- познакомить дошкольников с игрушкой – Матрешкой путем восприятия её ...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе "Русские народные сказки с опорой на мнемотаблицы"

Цели: создавать условия для воспитания способности удивляться, радоваться, совершенствовать развитие детей в процессе работы над пересказом с опорой на мнемотаблицу....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «Русские народные сказки»

Закрепление знаний детей о русских народных сказках....