Проект "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

В последние годы много говорится об ухудшении здоровья детей. Стрессовые социальные, экологические, психические нагрузки, уменьшение двигательной активности всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Поэтому одной из важнейших задач на современном этапе образования является сохранение и укрепление здоровья.

 ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевой патологией. Таким образом, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей, усовершенствование традиционных методов коррекционного воздействия, а также использование новых, эффективных форм и методов обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы здоровьесберегающих образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №130 г. Калининграда

                           

ПРОЕКТ

Использование здоровьесберегающих технологий в работе

учителя-логопеда ДОУ

Разработала:

учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с№130

 Панзыга Ирина Сергеевна

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f72/0006d9b9-d00d5cd6/img5.jpg

      Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи проекта
  3. Ход реализации проекта
  4. Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе                        
  5. Заключение
  6. Список литературы
  7. Приложение

  1. Пояснительная записка

В последние годы много говорится об ухудшении здоровья детей. Стрессовые социальные, экологические, психические нагрузки, уменьшение двигательной активности всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Поэтому одной из важнейших задач на современном этапе образования является сохранение и укрепление здоровья.

 ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевой патологией. Таким образом, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей, усовершенствование традиционных методов коррекционного воздействия, а также использование новых, эффективных форм и методов обучения. В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы здоровьесберегающих образовательных технологий.

    Коррекционно-развивающая деятельность - это сложный педагогический процесс, результатом которого должна являться нормализация всех сторон речи ребёнка, развитие психомоторики, познавательных и психических процессов, воспитание личности ребенка, а также учитывать создание здоровьесберегающей среды. Поэтому одна из главнейших задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

       Работая в группе компенсирующей направленности детского сада, я обратила внимание, что детей, нуждающихся в помощи логопеда, с каждым годом становится все больше. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, страдают также хроническими заболеваниями. Кроме того, речевые проблемы некоторых детей осложняются агрессивностью, чрезмерной расторможенностью, повышенной истощаемостью, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность. Поэтому использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, применяемых  в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей.

     Учитывая особую значимость работы в данном направлении, в нашем ДОУ был разработан проект: “Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ  

Тема проекта - использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе по коррекции речи  в условиях ДОУ.      

Участники проекта:

учитель-логопед, дети, родители.

Тип проекта: долгосрочный

Срок реализации:       

декабрь 2019 – февраль 2020

  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта: создание условий для сохранения и  укрепления здоровья детей  посредством здоровьесберегающих технологий.

Задачи проекта:

- Повысить уровень знаний педагогов ДОУ о использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей, и внедрить их в этапы программных занятий и в различные режимные моменты.

- Создать условия для развития речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях

- Привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.

Формы реализации:

  1. Коррекционно – развивающие занятия.
  2. Беседы с детьми.
  3. Игровая деятельность.
  4. Проведение консультаций для родителей.
  5. Наглядная агитация в уголках для родителей.

Ожидаемые результаты:

- правильное речевое дыхание у детей;

- сформированные движения пальцев рук, общая моторика;

- положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

- отсутствие напряжения и скованности у детей;

- улучшение соматического здоровья детей группы компенсирующей направленности;

- использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании по ФГОС:

- сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;

- создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребёнка; 
- обеспечение комфортных условий жизни на протяжении всего времени нахождения ребёнка в детском саду.

Технологии здоровьесбережения:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии.

Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей осуществляю на основе личностно-ориентированного подхода, с учётом диагноза и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а также опираясь на следующие принципы:

Принципы здоровьесберегающих технологий:

• принцип «Не навреди!»;

• принцип сознательности и активности;

• принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип доступности и индивидуальности;

• принцип всестороннего и гармонического развития личности;

• принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

• принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

• принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

  1. Ход реализации проекта:

Реализация проекта рассчитана на 3 месяца: декабрь 2019 - февраль 2020 г.

№ п\п

        Содержание

         Срок

                                1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Изучение методической литературы и различных методик по данной теме.

декабрь 2019

Определение системы мероприятий по реализации проекта

декабрь 2019

Составление перспективных планов работы с детьми, мероприятий.

декабрь 2019

Подборка материала, способствующего реализации проекта.

декабрь 2019

                                             2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Поиск нового материала, информации, изготовление необходимого оборудования.

декабрь 2019 - февраль 2020

Подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по коррекции фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий (2 раза в неделю)

в течение учебного года и непосредственно в декабре 2019 - феврале 2020

Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения, просодики и фонематического слуха с использованием здоровьесберегающих технологий (2 - 3 раза в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта). 

в течение учебного года и непосредственно в декабрь 2019 - февраль 2020

Изготовление картотек по коррекционным здоровьесберегающим технологиям.

Январь 2020

Практикум для воспитателей:

«Большие возможности мелкой моторики»

декабрь 2019

Буклет для родителей

«Развитие речевого дыхания у детей»

Январь 2020

Консультация для родителей

 «Учимся правильно дышать»

Проведение индивидуальных  бесед и консультаций с родителями.

Наглядность для родителей в виде информационных файлов:

Февраль 2020

декабрь 2019 - февраль 2020

Проведение мастер - класса для педагогов: Тренажеры для дыхательной гимнастики «Правильно дышим – меньше болеем»

январь 2019

                                 3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Определение уровня развития речи детей.

Февраль 2020

Подведение итогов проекта.

Презентация «Большие возможности мелкой моторики»

Февраль 2020

Практическая значимость проекта состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с использованием игровых методов и приемов.

Коррекционно-образовательный процесс построен на основе адаптированной основной образовательной программы и современных разработок М.Ф. Фомичевой, Е.А. Пожиленко, Н.В. Нищевой, Т.А. Ткаченко и др.   

   

  1. Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе                        

Для сохранения и укрепления  здоровья детей  в своей работе я использую следующие оздоровительные приемы:

  • Дыхательные упражнения
  • Артикуляционные упражнения
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Су-Джок терапия
  • Самомассаж
  • Физкультурные минутки
  • Наглядное моделирование
  • Улыбкотерапия
  • Сказкотерапия

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого я использую статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.

 На каждое занятие включаю несколько упражнений. (с ватными шариками, соломинками, перышками, листочками и др.)  По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

Детям предлагаются также упражнения, которые они воспринимают как игру:

- «Хомячок». Пошмыгать носом (рот закрыт).

- «Собачке жарко». Часто подышать с высунутым языком.

- «Понюхай, как собачка» - три раза вдох носом, один раз – выдох через рот.

- «Покачай игрушку на качелях» - Лежа, вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя).

Артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Игры и упражнения с пальчиками, включенные в занятия, разнообразны:

- пальчиковые игры с мелкими предметами;

- пальчиковые игры со скороговорками;

- пальчиковый театр;

Су-Джок терапия

На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

Ежедневно при помощи Су-Джок массажёров провожу занятие под стихотворение:

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Также использую другие виды игр с Су-Джок.

Самомассаж

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.      

Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:

-  можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

 - можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

- можно использовать без специального медицинского образования.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:

- снять усталость и напряжение;

- внести эмоциональный заряд;

- совершенствовать общую моторику;

- вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Наглядное моделирование - инновационный метод , который позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников с ОНР.

Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество  воспроизведения звуков.

Улыбкотерапия

Очень важна на занятии улыбка педагога и улыбка самого ребенка. Если ребенок улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.

Сказкотерапия

Чтобы у детей не пропал интерес к длительным артикуляционным упражнениям, предлагаю им использовать различные сказки и стихи о «приключениях язычка». По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование сказкотерапии облегчает процесс освоения связной речи (О.А. Шорохова, Н. Погосова, М. Кольцова и др.). Использование логосказки , как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи повышает речевую активность и коммуникативную направленность речи детей.

Использую на коррекционных занятиях как авторские сказки, так и сказки других логопедов – практиков.

Очень важно, чтобы каждая из применяемых мной на занятиях технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.

  1. Заключение

 В результате проведенной работы у детей сформировалась уверенность в умении реализовать намеченные цели, развился самоконтроль, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий ведёт к более успешной и быстрой коррекции речевых нарушений и способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.

Таким образом, реализация проекта позволит  своевременно скорректировать имеющиеся нарушения произносительной стороны речи у ребенка и в дальнейшем окажет существенное влияние на качество школьного обучения.

        

  1. Список литературы

  1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н, Шишкова Т. Г. Методика развития дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2005.
  2. Галанов, А.С. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет/. – М.: Педагогическое общество России,  2005.
  3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007
  4. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционнох классах. – М.: Владос, 1998
  5. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: “Дельта”, 2003
  6. Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М.: АСТ, 2010
  7. Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. – СПб., 2002.
  8. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009
  9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1999
  10. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М: Просвещение 1989.
  11. Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003

            Приложение

                Материалы картотек, используемые

                     на логопедических  занятиях

                                 (из интернет – ресурсов)

Су - Джок терапия

  1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

  Гладь мои ладошки еж

  Ты колючий, ну и что ж,

  Я хочу тебя погладить,

  Я хочу с тобой поладить! 

2.Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

3.Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

4.Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

5.Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

6.«Колючий ёжик».

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек,

Мне по пальчикам (по ножке вниз/по спинке вверх) бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да!

Уходи, колючий ёж,  

В тёмный лес, где ты живёшь! 

Дыхательные упражнения и игры

«Бегемотик».

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики. 
То животик подминается (вдох),
То животик опускается (выдох).

«Качели».

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх «Бегемотик» и «Качели» вдох и выдох производится через нос.

«Подуем на плечо»

Подуем на плечо,

подуем на другое.

Нам солнце горячо,

пекло дневной порою.

Подуем мы на грудь

и грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

и остановимся пока.

«Заморозим подбородок».

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку. Выполнять молча и на   одном выдохе.

 «Заморозим ладошку» -

растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони

«Каша кипит».

 Сидя, одну руку положить на живот, другую - на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь и выпятить живот – выдох. При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф-ф».

«Хомячок».

 Пошмыгать носом (рот закрыт).


           «Собачке жарко».

 Часто подышать с высунутым языком.

« Понюхай, как собачка »

 Три раза вдох носом, один раз – выдох через рот.

« Загони мяч в ворота».

Взрослый показывает детям, как нужно подуть на "мяч”, чтобы загнать его в игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить "мяч” в ворота с одного выдоха.

«Дудочка»

Используем всевозможные свистки, детские музыкальные

Инструменты.

«Фокус»

 Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

Самомассаж

Простой приём самомассажа: Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.

Упражнения по картотеке – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами, …..

Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)

Массаж горошинами — переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом) языке.

САМОМАССАЖ  ЛИЦА «ВРЕМЕНА ГОДА»

Если солнце жарко греет, (Поглаживающие движения от середины лба,)

Если легкий ветер веет, (носа, верхней губы, подбородка к ушам.)

Стало сухо и тепло –

Это лето пришло.

Если дождь стучит по крыше, (Постукивающие движения подушечками пальцев)

Листья падают не слышно, (по лбу, щекам, подбородку.)

Птицам улетать пора –

Это осень к нам пришла.

Если вьюга кружит, злиться, (Круговые движения в области лба, щек, подбородка)

Всюду белый снег кружиться,

В снежных шапках все дома, -

Это к нам пришла зима.

Если тает снег и лед, (Поглаживающие движения обеими ладонями сверху)

Звонкий ручеек течет, (вниз по боковым сторонам лица и шеи,)

Распускается листва – (по центральной части лица и шеи.)

Это к нам пришла весна

САМОМАССАЖ ЯЗЫКА И ГУБ

Выдвигаю свой язык, чтоб лениться не привык. (Покусывание языка)

И от кончика до корня я кусаю все проворней.

А теперь уж не зубами – я пошлепаю губами: (Шлепаем губами по языку)

«У быка губа тупа, па-па-па, па-па-па».

«Горкой» выгну язычок, пожую ему бочок: (Покусывание боковых краев языка)

Левый, правый, оба сразу я жую как по заказу.

Мой язык совсем не глуп – (Язык с внутренней стороны плавно)

Ходит кругом возле губ. (очерчивает круг за губами)

За нижнюю губку заложен язык – (Поместить язык между нижней)

Из зеркала смотрит мартышкин двойник. (губой и нижними резцами)

За верхнюю губку заложен язык – (Поместить язык между верхней)

Бульдог уступать никому не привык. (губой и верхними резцами)

Языком давить стараюсь, в щеку сильно упираюсь. (Язык поочередно упирается в щеки)

Раздалась моя щека, как мешок у хомяка.

Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков

упражнение - Лодочка

Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.

Маленькая лодочка по реке плывет,

 На прогулку лодочка малышей везет.

упражнение - Пароход

Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы подняты вверх – это труба.

упражнение -Фонарики

Вариант 1. Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись!                                           Фонарики погасли! 

(пальцы выпрямить)                                              (пальцы сжать)

Вариант 2. (усложненный)

Поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет "раз-два". На "раз" пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты.  На "два": пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. Упражнение можно выполнять сначала на счет, а потом - сопровождая движения ритмично проговариваемыми строчками:

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

нам дорогу освещают! 

упражнение - Печем блины

Вариант 1. Попеременно касаемся поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.

Мама нам печет блины,

Очень вкусные они. 

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной! 

Вариант 2. А) левая рука касается стола ладонью, правая тыльной стороной: Б) смена позиции. Теперь левая рука касается стола тыльной стороной, правая рука ладонью. (см.  вариант 1)

упражнение - Флажки

Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

 Я в руках флажки держу

 И ребятам всем машу!

Вариант 2 (усложненный). Поочередно менять положение рук на счет: «раз-два». «Раз»: левая рука – выпрямлена, поднята вверх, правая рука – опущена вниз. «Два»: левая рука опущена вниз, правая рука – поднята вверх.

упражнение - Моем руки

«Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук. 

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда! («Стираем водичку с рук»; пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.)

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым

Вытираем ручки быстро. («Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем).

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требуе...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ.

  Так как здоровьесберегающие образовательные технологии - это воспитание культуры здоровья детей, то цель этих технологий, становление  осознанного отношения ребенка к здоровью и раз...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - логопеда

Материал для учителей-логопедов, работающих с детьми имеющими нарушения речи. В материале представлены, какие задачи преследуют здоровьесбереающие технологии, на каких принципах строятся и классификац...

Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»

Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие  технологии  в  работе  учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...