Конспект по речевому развитию на тему рассказывание сказки "Лиса и кувшин"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Палагина Татьяна Васильевна

Конспект по речевому развитию на тему рассказывание сказки "Лиса и кувшин"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Рассказывание русской народной сказки

«Лиса и кувшин»        

Задачи:

1) Учить детей последовательно составлять предложения по картинкам.

2) Развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, память, мышление, связную речь, коммуникативные и творческие способности.

3) Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием  действия.

Активизация словаря:

«жать» - удалять (удалить) траву, стебли злаков с поля, участка земли, срезая их под корень специальным инструментом;

«подобралась» - тихо подбежала;

«вылакала» - съела или выпила полностью;

Оборудование: Сказка «Лиса и кувшин», презентация с иллюстрациями к сказке, ноутбук, проектор.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами прочитаем одну сказку. Но чтобы сказку прочитать, её название сначала придётся угадать! Для этого вам придется разгадать две загадки. Вот первая загадка:

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её … (лиса)

G:\конспект\1039930.jpg

– А вот вам и вторая загадка:

Горлышко узкое,
Круглые бока.
Нужен нам для молока.
И даже в жаркий день всегда
В нём холодная вода. (Кувшин)

G:\конспект\posuda_kuvsin_keramika_2656148.jpg

(Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина, описывают кувшин).

Воспитатель: Перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? Как вы думаете? Хотите, я расскажу вам сказку «Лиса и кувшин»? Занимайте свои места и слушайте внимательно.

II. Чтение сказки.

Воспитатель: Русская народная сказка  «Лиса и кувшин»

   Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.

Рассердилась лиса:

- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.

Побежала  лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

III. Повторное чтение.

- Понравилась вам сказка? Вам все слова были понятны, не услышали незнакомых слов? (Если будут утвердительные ответы, попросить других детей разъяснить значение этих слов). 

- «жать» - это значит удалять (удалить) траву, стебли злаков с поля, участка земли, срезая их под корень специальным инструментом;

«подобралась» - тихо подбежала;

«вылакала» - съела или выпила полностью;

- Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком.

- Для чего баба взяла в поле молоко? (Ответы детей)

- Да,  чтобы потом, когда сядет отдохнуть, попить молока. Читаем сказку дальше: 

Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

- А почему голова лисы застряла в кувшине? (Ответы детей)

- Потому что горлышко кувшина узкое (показывает на картине),

слушаем дальше:

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.

Рассердилась лиса:

- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.

Побежала  лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

Физкультминутка: «Лисонька». 

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – Лиса!

До чего же хороша!

IV. Беседа по содержанию.

- Ребята, о ком эта сказка? (Ответы детей)

- Мы прочитали ещё одну сказку про лису. Существует много сказок  про лису.

А какие сказки знаете вы, где лиса является главной героиней? (Ответы детей: «Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка» и др.)

 -Молодцы, много знаете сказок о лисе. Ребята, скажите мне, в этих сказках лису  как изображает автор? Ответы детей (хитрой, умной, ласковой, выдумщицей, смышленой)

- А в сказке «Лиса и кувшин» какой оказалась лиса? Как можно охарактеризовать лису?  (Ответы детей: жадная и глупая)

- Что случилось с лисой?

- Кто виноват в том, что у лисы застряла голова: кувшин или сама лиса? 

- Как решила лиса отомстить кувшину?

- Подходит ли к этой сказке пословица: «Не рой яму другому сам в неё попадёшь?  (Выслушиваются все ответы детей, по необходимости воспитатель высказывает свои ответы, разъясняет смысл поговорки )

- Ребята, вы все молодцы, всё правильно поняли. А теперь давайте поиграем.

V. Дидактическая игра  «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Скажите, чьи у лисы уши, голова, хвост, лапы, шерсть?        

Воспитатель:

- Ребята, а теперь, я бы хотела, чтобы вы сами рассказали сказку. Помогут вам вот эти картинки.

С чего началась сказка?

G:\конспект\1.jpg

G:\конспект\2.jpg

G:\конспект\3.jpg

G:\конспект\4.jpg

G:\конспект\5.jpg

- Ребята, вы такие молодцы, хорошо рассказали сказку.

Хотите тоже быть сказочниками, и придумать свой конец сказки.

- Стала лиса кувшин в реке топить….

Варианты:

 Баба увидела, что лиса тонет в реке в кувшине и вытащила лису из кувшина.

Шерсть у лисы намокла, стала скользкой. Кувшин и соскользнул с лисы. Кувшин утонул, а лиса убежала.

VI. Рефлексия.

- С какой сказкой мы сегодня познакомились?

- Какие новые слова услышали?

- Хорошо ли быть жадным?

- Какую ошибку совершила лиса?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассказывание по картине «Прогулка в лесу».

Конспект занятия по развитию речи. Тема:   Рассказывание по картине «Прогулка в лесу»....

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Дидактическая игра «Назови детеныша» во второй младшей группе.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему:«Рассказывание русской народной сказки«Снегурушка и лиса».Дидактическая игра «Назови детеныша» во второй младшей групп...

Конспект интегрированного занятия по образовательной области " Речевое развитие" на тему: " Рассказывание сказки Красная Шапочка" в средней группе

Тема НОД: «Рассказывание сказки  Шарля Перро « Красная шапочка».Образовательная деятельность: « Речевое развитие ( « Чтение художественной литературы»);  « Физическое развитие  « ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации ОО «Речевое развитие» на тему: Рассказывание русской народной сказки «Теремок» с детьми 3-4 лет

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ВМР«Центр развития ребенка - детский сад №17 «Ладушки»г. Вольска Саратовской области»     Конспектн...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" на тему рассказывание по картине" Кошка с котятами" для детей среднего дошкольного возраста

Тема: рассказывание по картине" Кошка с котятами"Образовательная область: «Речевое развитие"Цель: создание условий для развития связной речи у детей.Задачи: Образовательные...

Конспект занятия по развитию речи Тема: рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Тема: рассказывание по картине «Собака со щенятами»Возрастная группа: средняя группаДлительность: 20 мин.Цель: учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть кар...