Беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения» с детьми старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Писаренко Анастасия Андреевна

Повторение (называние) признаков зимы, родственных слов к слову зима, примет зимы в природе и жизни людей.

Рассматривание сюжетных картинок-фрагментов к сюжетной картине «Зимние развлечения».

Беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения» и ее фрагментам.

Рассказы-миниатюры детей о своих зимних забавах из личного опыта.

Игра «Скажи иначе» - выделение синонимов из контекста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения» с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: упражнение в диалогической речи – постановка вопросов к фрагментам картины, составление рассказов-миниатюр.

Задачи:

Образовательные: составлять небольшие рассказы по представлениям детей по мотивам сюжетной картины. Различение и закрепление употребления глаголов надеть-одеть, надевать-одевать. Подбор синонимов к глаголу надеть.

Развивающие: развивать способность придумывать события предшествующие и последующие.

Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные:  воспитывать интерес детей к зимним прогулкам, здоровому образу жизни.

Предварительная работа: Наблюдение примет зимы в природе.

Упражнение в образовании и подборе родственных слов к слову «зима».

Зимние развлечения с воспитателем и инструктором по физкультуре во время прогулок и тематических мероприятиях.

Оборудование: сюжетная картина «Зимние развлечения»; отдельные картинки с фрагментами картины; мяч.

Ход занятия:

  1. Повторение (называние) признаков зимы, родственных слов к слову зима, примет зимы в природе и жизни людей.

Воспитатель: Ребята, скажите, какое время года сейчас? (Зима).

Воспитатель: Почему вы решили, что сейчас зима? (На улице холодно. На земле лежит снег. Пасмурно, но бывают и солнечные дни. Идет снег. День короткий, а ночь длинная.)

Воспитатель: Какие народные приметы зимы вы знаете? (Теплая зима – к холодному лету. Сухая и холодная зима – к сухому и жаркому лету. В мороз на льду выступает вода – скоро наступит оттепель. Если вороны раскаркались всей стаей – к морозу, сидят на земле – к оттепели, устроились на нижних ветвях деревьев – жди ветра.

        2.     Рассматривание сюжетных картинок-фрагментов к сюжетной картине «Зимние развлечения».

Воспитатель: Ребята, рассмотрите эти картинки. Что на них нарисовано? Милана, что нарисовано на первой картинке? (На первой картинке нарисовано, как мальчик едет на лыжах.)

Воспитатель: Артем, что нарисовано на второй картинке? (Дети делают снеговика. Мальчик катает снежный ком, он хочет построить снежную крепость.)

Воспитатель: Варя, что делают дети на третей картинке? (Мальчики играют в снежки.)

Воспитатель: Алеша, что нарисовано на четвертой картинке? (Дети катаются с горки на санках и лыжах.)

Воспитатель: Ева, что делает девочка на пятой картинке? (Девочка катается на коньках.)

3.   Беседа по сюжетной картине «Зимние развлечения» и ее фрагментам.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим теперь картину целиком. Что мы на ней видим? (Мальчик катается на лыжах. Дети лепят снеговика. Дети катаются на лыжах и санках с горки. Девочка катается на коньках. Мальчики играют в снежки).

Воспитатель: Почему вы решили, что здесь нарисована зима? (На земле лежит белый снег. Дети одеты в теплую одежду. На деревьях нет листьев, лежит белый снег. Пруд покрыт льдом. Дети играют в зимние игры.)

Воспитатель: Давайте придумаем название к нашей картине. (Зимний день. Зимние забавы. Хороший зимний день. Выходные зимой.)

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения Сурикова И.З.

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

Воспитатель: А вот стихотворение Саши Черного

Вдоль лесной опушки...

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке...

Раз-два! Вот и поскользнулся...

Раз и два! Чуть не кувыркнулся...

Раз-два! Крепче на носках!

Захрустел, закрякал лед,

Ветер дует справа.

Елки-волки! Полный ход -

Из пруда в канаву...

Раз-два! По скользкой дорожке...

Раз и два! Веселые ножки...

Раз-два! Вперед и вперед...

Воспитатель: А теперь давайте попробуем придумать вопросы к этой картине.

(Постановка детьми вопросов к картине и отдельным фрагментам с помощью воспитателя, при необходимости).

(Как мы назвали картину? Что делают дети на картине? Кто катается на санках с горки? Кто лепит снеговика? Сколько ребят играет в снежки? Кто катает снежный ком?  Какой ком слепил мальчик? Что делает девочка в зеленом свитере? И т.д.)

     4.    Рассказы-миниатюры детей о своих зимних забавах из личного опыта.

Воспитатель: Какие зимние забавы вы знаете? (Кататься на коньках, лыжах. Играть в снежки. Строить снежную крепость. Кататься на санках с горки.)

Воспитатель: Каждый назовите свое любимое зимнее развлечение. (Играть в снежки. Делать снеговика. Кататься с горки. Кататься на лыжах.)

Воспитатель: Где это проходило? Дома или за городом? (На даче. За городом. В парке рядом с домом.)

Воспитатель: Кто был вместе с вами? (Я гулял с мамой и папой. На лыжах я каталя вместе с дедушкой. С горки на санках я катался вместе с братом.)

Воспитатель: Вам было весело или грустно кататься с горки, на лыжах, на коньках? (Весело.)

Примерный рассказ-миниатюра ребенка:

Мое любимое зимнее развлечение – это кататься на ватрушки с горки. Мы ходим с папой и мамой в Юсуповский парк, где есть снежная горка. Это очень весело кататься с горки. Когда мчишься с горы, то ветер обдувает лицо и снежинки летят из-под ватрушки. Мне нравиться, что мы все вместе гуляем с папой и мамой. Им тоже нравится кататься на ватрушки.

     5.    Игра «Скажи иначе» - выделение синонимов из контекста.

Воспитатель: Ребята, послушайте рассказ внимательно. В конце вы мне должны будете назвать слова похожие по смыслу, но звучащие по разному.

Воспитатель: Снегурочка проснулась, встала с постели, натянула колготки и теплый свитер, накинула на плечи нарядную шубку, поглубже нахлобучила на лоб меховую шапочку и выбежала на крыльцо.

Увидев Снегурочку в окно, Гномик быстро нацепил брюки и пиджачок, напялил на голову красный колпачок, набросил на плечи вязанную курточку и выскочил навстречу Снегурочки. (Натянула, накинула, нахлобучила, нацепил, напялил, набросил.)

Воспитатель: К какому слову относятся все эти слова? (Надел).

Воспитатель: Правильно, дети. Это слова синонимы.

       6.      Игра в мяч – называние зимней одежды.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем. Вставайте в круг.

(Дети встают вкруг, воспитатель посередине.)

Воспитатель: Я буду бросать вам мяч по очереди, у кого мячик окажется в руках должен будет назвать любой вид зимней одежды. (Куртка, шуба, сапоги, шапка, шарф и т.д.)

       7.      Итог. Ответы детей на вопрос, что надели дети для участия в зимних забавах.

Воспитатель: Ребята, что мы с вами оденем на улицу, для зимней прогулки? (Мы оденем на улицу комбинезон, теплую куртку, теплые брюки, кофту, шапку, шарф.)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо занимались. Мы много вспомнили о зимних развлечениях. А на следующем занятии по рисованию каждый из вас нарисует то, чем он любит заниматься зимой на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование сюжетно-ролевой игры " Ателье" с детьми старшего дошкольного возраста

Уточнить и расширить знания детей о профессиях закройщика, швеи. Расширять представление об окружающем....

«Проект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» с детьми старшего дошкольного возраста»

1) расширение представлений об окружающем 2) формирование игровой деятельности3) формирование взаимоотношений (взаимопомощь, внимание, культура общения)....

Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» с детьми старшего дошкольного возраста

Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе.  Развивать речь, творческую активность, умственную самостоятельность в решении практических задач....

«Проект сюжетно-ролевой игры «Библиотека» с детьми старшего дошкольного возраста»

Задачи руководства:- закреплять представления детей о работниках библиотеки;- совершенствовать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии...

Интегрированный цикл бесед «Виды и жанры изобразительного искусства» с детьми старшего дошкольного возраста.

Тип проекта: для дошкольников.Возраст: старшая группа 5-6 лет.Разделы:  Художественно – эстетическое развитие,Социально – коммуникативное развитие,Познавательное развитие,Речевое разв...

Конспект проведения сюжетно - ролевой игры "Спасатели" с детьми старшего дошкольного возраста

Игра - основной вид деятельности ребёнка в возрасте 3 - 7 лет.  Умение методически грамотно подготовить, организовать и провести сюжетно - ролевую игру формируется  у педагога, прилагающего...

Конспект занятия по составлению рассказа по сюжетной картине «зимние забавы» с детьми старшего дошкольного возраста

конспект занятия по составлению рассказа по сюжетной картине "зимние забавы"...