Карты Проппа как инновационная технология обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию.
учебно-методический материал по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Зараменских Анастасия Эдуардовна

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в ФГОС ДО, современный дошкольник должен быть инициативным, использовать разные формы общения; владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.

Каждый из нас работает над развитием речи детей, используя разные методы и приемы. Предлагаю использовать метод В.Я. Проппа, который  поможет детям в развитии связной речи, творческого воображения и фантазии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Карты Проппа как инновационная технология обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию Зараменских Анастасия Эдуардовна в оспитатель Д/С «Звездочка» СП д/с № 63

Слайд 2

Цель : повысить профессиональное мастерство педагогов в вопросах развития речи дошкольников . Задачи : расширить представление педагогов о приёмах работы по развитию речи с помощью карт Проппа ; вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к картам Проппа , как инновационной технологии по развитию речи дошкольников; побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к образовательной деятельности.

Слайд 3

(1895 — 1970) — русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста Владимир Яковлевич Пропп

Слайд 4

Принципы структуры народной сказки (по В.Я. Проппу ): 1)Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц , независимо от того, кем и как они выполняются. 2) Число функций , известных волшебной сказке, ограничено . 3) Последовательность функций всегда одинакова .

Слайд 5

1) отлучка кого-либо из членов семьи 2) запрет, обращенный к герою 3) нарушение запрета 4) выведывание 5) выдача 6) подвох 7) невольное пособничество 8) вредительство (или недостача) 9) посредничество 10) начинающееся противодействие 11) герой покидает дом 12) даритель испытывает героя 13) герой реагирует на действия будущего дарителя 14) получение волшебного средства 15) герой переносится или приводится к месту нахождения предмета поисков 16) герой и антагонист вступают в борьбу 17) героя метят 18) антагонист побежден 19) беда или недостача ликвидируется 20) возвращение героя 21) герой подвергается преследованиям 22) герой спасается от преследования 23) герой не узнанным прибывает домой или в другую страну 24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания 25) герою предлагается трудная задача 26) задача решается 27) героя узнают 28) ложный герой или антагонист изобличается 29) герою дается новый облик 30) враг наказывается 31) герой вступает в брак. Функции сказки:

Слайд 6

1) предписание или запрет 2) нарушение 3) вредительство или недостача 4) отъезд героя 5) задача 6) встреча с дарителем 7) волшебные дары 8) появление героя 9)сверхъестественные свойства антагониста 10) борьба 11) победа 12) возвращение 13) прибытие домой 14) ложный герой 15) трудные испытания 16) беда ликвидируется 17) узнавание героя 18) ложный герой изобличается 19) наказание антагониста 20) свадьба.

Слайд 7

Можно придумать свои обозначения функциям!

Слайд 8

Этапы работы с картами Проппа : знакомим детей с жанром литературного произведения - сказкой ; выявляем ее отличие от других жанров; выделяем части сказки ( присказка или зачин , повествование, концовка сказки ) I этап

Слайд 9

Этапы работы с картами Проппа : 1) знакомим с функциями волшебной сказки; 2) изготавливаем карты вместе с детьми; 3) играем с детьми в игры, которые помогают им освоить карты II этап

Слайд 10

Игры, которые помогают детям освоить карты: «Волшебные имена» - предлагается детям перечислить волшебных героев и объяснить, почему их так зовут. « Хороший-плохой » - проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. «Волшебные или чудесные вещи» - придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. «Любимый сказочный герой» «Чудеса в решете» - выявление различных чудес, как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство. «Кто на свете всех злее?» «Что в дороге пригодится?» - д етям предлагается вспомнить различные волшебные вещи из сказок: скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка, аленький цветочек. «Четвертый лишний» - перед детьми раскладываются картинки (репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, колобок), они определяют лишнего героя и объясняют свой выбор. «Сказочный словарь» - детям предлагается придумать новый сказочный предмет, которого нет в известных им сказках и по возможности объяснить его назначение, нарисовать. «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку. «Что общего» – сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними. «Бюро находок» – найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и т. д. « Примени символ к сказке»

Слайд 11

Игра « Примени символ к сказке»

Слайд 12

Этапы работы с картами Проппа : пересказываем сказку, опираясь на выложенную схему III этап IV этап обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт»: набор из 5-6 карт оговаривается кто будет главным героем; кто будет мешать герою; кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои) и т.д.

Слайд 13

Игровое пособие « Сказруктор » Цель пособия: развитие связной монологической речи дошкольников посредством усвоения содержания сказки и её пересказывания , а также составления собственных текстов сказочного содержания.

Слайд 14

Счастливый конец Сказка Отлучка Запрет Нарушение запрета Вредитель- ство Герою дается трудная задача Беда ликвидируется Возвращение героя Победа, радость Герой выполняет задание

Слайд 15

Герой выполняет задание Счастливый конец Сказка Отлучка Запрет Нарушение запрета Вредитель- ство Герою дается трудная задача Беда ликвидируется Возвращение героя Победа, радость

Слайд 16

Работа в группе придумать сказку самим, используя игровое пособие « Сказруктор »: выбрать героя и его характер, место действия, 5-6 функций-кирпичиков

Слайд 17

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе. Результат работы с картами Проппа : – умение определять жанр произведения; – запоминать последовательность событий; – выделять основное содержание сказки ; – выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа ; – уверенно манипулировать картами. Вывод:

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Зараменских А.Э.

Карты Проппа как инновационная технология обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию.

1

Карты Проппа как инновационная технология обучения детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию.

2

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в ФГОС ДО, современный дошкольник должен быть инициативным, использовать разные формы общения; владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.

Однако, как показывает практика детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главное - ребёнок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями.

Психологами неоднократно доказано, что развитие речи идёт намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребёнка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач.

3

Каждый из нас работает над развитием речи детей, используя разные методы и приемы. Предлагаю использовать метод В.Я. Проппа, который  поможет детям в развитии связной речи, творческого воображения и фантазии.

Сказки поражают обилием самых необыкновенных и непредсказуемых историй. Но при более внимательном рассмотрении в них обнаруживаются определенные закономерности. Это открытие принадлежит известному русскому фольклористу Владимиру Яковлевичу Проппу, который проанализировал сказки разных народов…

4

 и выделил три принципа их построения:

- постоянными устойчивыми элементами сказки являются функции (или сказочные действия), так называемые обязательные части, из которых строится сюжет сказки;

- число функций ограничено;

- последовательность функций всегда одинакова.

5

Эти функции теперь и называют картами Проппа. Всего их 31. Такие ситуации-кирпичи, с помощью которых строится здание сказки.

6

Для удобства работы с детьми этот список можно сократить до 20 функций.

  • Все перечисленные функции педагог вместе с детьми может изобразить в виде «карт». Сначала это будут цветные изображения, потом
  • Черно-белые схематические.

7

И как вы обозначите ту или иную функцию, и каким символом, совсем не важно, главное, чтобы ребенок понимал, что "запрет" - это  перечеркнутый круг или замок на двери, или как в знаках дорожного движения - въезд запрещен, то это надо запомнить. Или знак "волшебный дар"- можно волшебной палочкой обозначить, можно коробкой с подарком.

8

Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа, работа может быть разделена на несколько этапов:

На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения - сказкой;

затем выявляем  ее отличие от других жанров, фиксируя  внимание детей на том, что в сказке всегда есть присказка, зачин (жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве…), повествование и концовка сказки - возвращение слушателя в реальную действительность (и я там был, мед пиво пил по усам текло, а в рот не попало и др.).

9

На втором этапе: 

1) знакомим с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее схематично с помощью карт Проппа.

2) изготавливаем сами карты.

  • Таким образом дети лучше запоминают функции сказки, так как при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить.

3) играем с детьми в игры, которые помогают им освоить карты:

10

Игры, которые помогают детям освоить карты: на слайде

11

«Примени символ к сказке» - на игровом поле расположены основные карты Проппа, бросая кубик, ребёнок «ходит» по игровому полю, и, остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например "Победа", ребенок вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет, и объясняет, почему эта карта подходит к этой сказке. Можно работать, как по одной, так и по нескольким сказкам, но их содержание дети хорошо должны знать. На столе могут лежать картинки-фрагменты из сказок, которые ребёнок выбирает в соответствии с символом.

12

  • На третьем этапе пересказываем сказку, опираясь на выложенную схему.
  • Четвертый этап - обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоём, втроём (так проще справиться со сложным заданием). Сочиняя группами, ребёнок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки), самому быть внимательным при сочинении.

С детьми оговариваются следующие положения: кто будет главным героем; кто будет мешать герою; кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои); придумать название к сказке; какие зачины и концовки будут использованы; придумывание сказочных слов и выражений; присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.

13

С целью расширения вашего представление о приёмах работы по развитию речи хочется познакомить вас с игровым пособием «Сказруктор» (название сложилось из слов «сказка» и «конструктор»). Это пособие сочетает в себе карты Проппа, «Сказкокуб» и куб эмоций.

С помощью данного пособия, выстраивая в прямом и переносном смысле дом, здание сказки, мы способствуем развитию связной монологической речи дошкольников посредством усвоения содержания сказки и её пересказывания, а также составления собственных текстов сказочного содержания.

14

Предлагаю теперь вам убедиться, правда ли в сказках встречаются такие сказочные ситуации, о которых говорил В.Я. Пропп.

  • Будем строить дом сказки.
  • 1. Отлучка. С первых слов сказка вводит читателя или слушателя в какую-нибудь семью. События начинаются с того, что кто-нибудь из старших на время отлучается из дома.
  • 2.Запрет. Отлучку старшие сопровождают запретами, – как правило, это запрет покидать дом.
  • 3.Нарушение запрета. Запреты нарушаются, и это влечет за собой страшное несчастье. Героев могут похитить: змей, птицы, вихри, Кощей или Баба Яга и т.д. События сказки начинают развиваться.
  • 4.Вредительство. Враг действует.
  • 5.Герою дается сложная задача. Мотив «трудных задач» – один из самых распространенных в сказке. Герой их выполняет сам или с волшебным помощником. Задачи может задавать царь, царевна, учитель-колдун, водяной и т.д. От героя могут потребовать достать из тридесятого царства диковинки, или построить за одну ночь дворец, мост, или насадить чудесный сад.
  • Герой выполняет задание.
  • Беда ликвидирутся.
  • Герой возвращается домой.
  • Счастливый конец.

Много ли сказок подойдут к этой схеме?

15

Давайте проверим. Возьмем сказку «Маша и медведь». Будем строить дом для этой сказки, обратите внимание, что дом строится снизу вверх.

  • Пошла Маша в лес с подружками

Отлучка кого-либо из членов семьи

  • Дедушка и бабушка говорили не ходить далеко

Запрет, обращенный к герою

  • Маша дерево за дерево, кустик за кустик и ушла далеко в лес

Нарушение запрета

  • Медведь говорит, у меня будешь жить меня кашей кормить

Вредительство

  • Маша хотела вернуться домой, но медведь её не отпускал

Герою предлагается трудная задача

  • Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой

Герой решил задачу

  • Собаки прогоняют медведя

Беда ликвидируется

  • Машеньку нашли дедушка с бабушкой

Возвращение героя

  • Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть

Победа, подарок, радость

16

 Работа с группой.

Мне потребуется 3 человека.

Сегодня предлагаю участникам  самим придумать сказку. Использование пособия «Сказруктор».

Выбираем героя, его характер, место действия сказки.

Предлагаю использовать следующие функции:

  • Отлучка кого-либо из членов семьи
  • Запрет
  • Нарушение запрета
  • Трудные испытания
  • Получение волшебного средства
  • Возвращение героя

В помощь участникам – таблицы-подсказки с подробным описанием карт Проппа.

Пока участники выполняют задание, хочется рассказать о том, что даже многие голливудские сценаристы используют данную технологию – карты Проппа для написания своих сценариев. «Морфология волшебной сказки» В. Проппа и другие его работы включены как обязательная литература в программы большинства киношкол мира.

Представление сказок педагогами.

Рефлексия.

Коллегам предлагается оценить работу мастер–класса при помощи магнитов: если  они  считают, что мастер–класс прошел плодотворно, магнит помещается на изображение веселого смайлика, если есть какое-то неудовлетворение, что-то хотели бы изменить или добавить магнит помещается на изображение грустного смайлика.

17

В заключение хотелось бы сказать, что в ходе внедрения данной технологии дети стали с лёгкостью запоминать и пересказывать сказочные тексты, с удовольствием придумывают и создают новые сказки.

Целесообразность карт Проппа: Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

Сегодня мы с вами очень плодотворно потрудились. А нашу с вами встречу хочу подытожить следующими строками:

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию"

На мастер - классе представлен матер по применению  в работе с детьми техники "Карты Проппа"...

Мастер класс на тему: Карты Проппа, как инновациооная техника обучения детей дошкольного возраста рассказыванию"

Данный мастер класс предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Очень полезен и интересен....

Мастер-класс для педагогов Тема: «Карты Проппа- как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:    Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагого...

"Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"...

"Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"

Презентация к мастер - классу "Использование карт Проппа в обучении детей дошкольного возраста творческому пересказу и рассказыванию"...

«Карты Проппа как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию».

Конспект ОД по речевому развитию с применением педагогических технологий...

Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"

Мастер-класс на тему: "Карты Проппа, как инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию и развития высших психических функций"...