Педагогический совет на тему «Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности у детей дошкольного возраста».
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Гросу Светлана Владимировна

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_sovet.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

СПДС «Солнышко» ГБОУ ООШ с.Большая Рязань

Выступление

на педагогическом совете

на тему:

«Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности

у детей дошкольного возраста».

                                                                                                   Воспитатель: Гросу

9.10.2019 г.

2019 г.

«Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности

у детей дошкольного возраста».

    Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

    Под речевой творческой деятельностью мы понимаем речевую деятельность направленную на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания, комбинирования уже известных.

    Поскольку наибольшую мотивацию к общению вызывают интересы самих детей и их повседневные переживания это нужно учитывать в работе с детьми. По мнению исследователей детской речи, самый расцвет творческих талантов (поэтических, писательских, просто словотворческих )  приходится на дошкольное детство. Сам процесс освоения речи ребенком протекает по законам творчества. Доказательством этому служит явление словотворчества, наблюдаемое у детей в возрасте 2-5 лет, интерес детей к сочинительской деятельности.

    Основной мотив любой детской деятельности (игра, рисунок, лепка, составление рассказов) - потребность ребенка в действенном, образном освоении впечатлений. В непосредственном, наивном изображении событий жизни можно разглядеть зародыши творчества; ребенок не копирует виденное, он с большой искренностью передает свое отношение к изображаемому или рассказываемому, свои мысли и чувства, мечты и стремления. Творчество проявляется и в замысле-выборе темы рисунка или рассказа и в нахождении способа осуществления задуманного.

    Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств,  переживаний. Творческие способности формируются в связи с общим развитием ребенка и благодаря специальному обучению.

    Различные тексты детей на свободную тему имеют коммуникативную функцию. Они их придумывают не просто так, а им хочется рассказать взрослым или сверстникам о чем-либо для них интересном значительном. Задача взрослого услышать и записать за ребенком рассказ, сохранить его, помочь оформить или показать как это делается. Такая форма работы позволяет сделать  детям - целую серию открытий.

Первое открытие: любое сообщение можно записать.

Второе открытие: записанное сообщение никуда не пропадает, его можно сохранить и многократно возвращаться к нему, перечитывать дома, в детском саду, показать друзьям и знакомым по поводу и без повода.

    Постепенно у детей формируется представление об их личных достижениях и успехах и это третье открытие для ребенка - дошкольника. Он начинает понимать, что своим сочинительством может быть интересен для сверстников и взрослых .Что бы произошло это открытие очень важно как относятся взрослые к творческой деятельности ребенка - что бы почувствовать себя более уверенным и взрослым нужно научиться самостоятельно решать свои проблемы т.е. учиться грамоте ,чтобы записать свой рассказ, научиться пользоваться различными приспособлениями для оформления произведения т.е нарисовать иллюстрации, подобрать картинки, фотографии, аккуратно наклеить или вырезать, создать композицию и т.д.      

    Следующее открытие уже относится ко взрослым - чтобы не тратить неимоверно много усилий для развития у детей умения составлять логически последовательно выдержанный рассказ нужно идти вслед за ребенком, всячески поощрять его интересы к различной деятельности: рисование, ручной труд конструирование и создавать условия для творческой деятельности ребенка.

    Материальные условия являются частью необходимой, но не достаточной для начала работы. Немаловажное значение имеет содержательная   сторона жизни ребенка в группе и дома, её наполненность яркими, эмоционально насыщенными событиями и делами. Яркие впечатления для детей это неожиданные праздники, экскурсии, встречи с разными людьми, необыкновенные дела, наблюдения с привлечением образного слова, что содействует появлению выразительных описаний в собственном детском словесном творчестве.

    Наблюдения обогащают детей свежими жизненными впечатлениями, к которым дети смогут обратиться при выполнении творческих заданий, как по речевому творчеству, так и изобразительному. Для того, что бы углублять представления детей, создавать у них интерес к теме предстоящей деятельности наблюдения жизни дополняются художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина становятся важным источником речевого и изобразительного творчества.

Дети любят иллюстрировать сказки, различные истории. Они отражают в рисунках свои переживания, мысли, чувства. Дети никогда не рисуют молча.  Свои рисунки они дополняют рассказом, поэтому так важно и нужно соединить изобразительное и литературное творчество детей и трудовую деятельность.

    Такое сочетание увеличивает возможности творческой деятельности ребенка.

Поскольку становление речевого творчества взаимосвязано с целым рядом психических процессов (мышление, память, воображение, восприятие), то целесообразно применять в работе различные методы и приемы, усложняя их по мере овладения:

- Игра «На что похоже». Это прием из мнемотехники, на одной половинке страницы можно нарисовать что-то, а на второй на что это похоже (лента похожа на речку, речка похожа на дорогу и т.д.)

- Игра «Превращалки».  Это когда пояс можно превратить в обруч, обруч в солнышко, солнышко в цветок одуванчика и т.д.

- Игра «Допиши две строчки» (Косолапые медведи размечтались на обеде, дайте меду с курагой мы из клетки ни ногой.)

- Игра «Перевертыши».

- Игра «Перевирание сказок» (Жили-были дядя с тетей. Нет, бабушка с дедушкой и т.д.)

- Игра «Придумывание историй с обязательными словами» (предложить придумать историю в которой есть такие персонажи: Маша, велосипед, медведь, грибы, заяц, конфета.)

- Игра «Салат из сказок» (в сказке встречаются герои из разных сказок и приключения их зависят от фантазии и творчества детей).

- Игра «Оживление обычных предметов» ( можно оживить самые различные предметы, которые окружают нас: стол, пылесос, ложку, вилку, мыло и др.)

- Игра «Что было бы, если бы».

- Игра «Вопрос-ответ» ( учит быстро находить ответ на любой вопрос).

- Игра «Доскажи словечко».

- Игра «Рассказ» (составление рассказов по схемам и опорным картинкам).

    Необходимо учить детей составлять творческие рассказы, рисовать, изготавливать книжки-самоделки, чтобы они получали удовлетворение от своей работы, чтобы их тянуло к карандашу, книге, бумаге и другим предметам для детской творческой деятельности. Только систематическая работа сделает их рассказы содержательными, рисунки к ним яркими и разовьет в них вкус, чувство прекрасного в жизни.

    Рекомендации для воспитателей:

- заинтересовать детей книгоиздательской деятельностью, используя для начала рассматривание различных книг и книг самоделок других детей;

- организовать в группе вместе с детьми уголок книгоиздательской деятельности;

- сделать вместе с детьми первую книжку-самоделку;

- провести занятие по типу «Открытие»- «Как родилась книга»;

- привлечь родителей к этой работе ,собрать фотографии и сделать книгу-альбом

«Мы и наша группа»;

- предложить детям самим сделать книгу с иллюстрациями и рассказами о своем дне рождения или любой другой темой близкой для детей;

- поддерживать интерес детей к этой творческой деятельности, используя различные методы и приемы, описанные выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты