«Развитие образной речи детей дошкольного возраста путем ознакомления со сказкой.»
статья по развитию речи (младшая группа)

Рытова Марина Сергеевна

Статья по развитию речи путем ознакомления со сказкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие образной речи детей дошкольного возраста путем ознакомления со сказкой.»

В современном мире, где детям книгу заменяют компьютер, интернет и другие средства современного прогресса, особенно остро стоит вопрос развития образной речи дошкольников. Проводя с гаджетами большое количество времени, дети становятся не усидчивыми, гиперактивными, мало общаются между собой, не умеют договариваться. Развитию образной речи может способствовать чтение книг родителями детям. Однако родители зачастую подбирают не очень интересные, не совсем понятные ребенку художественные произведения и читают их не для того что бы донести до малыша смысл и вызвать у него хорошие чувства, а с целью поскорее исполнить свою родительскую обязанность.

Практика же показывает, что развитие образной речи и речи в целом, детей дошкольного возраста является очень cложным и ответственным процессом. А учитывая то, что ребенок практически целый день находится в дошкольной организации, то главным ответственным лицом является воспитатель.

Современная методика развития речи включает в себя различные приемы совершенствования всех сторон речевой культуры детей дошкольного возраста.

В нашем саду мы используем такие приемы, как:

Чтение (рассказывание) сказок. После чтения (рассказывания) педагог проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковую особенность произведения. Беседа по содержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к малышу всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) ее во всей целостности.

Использование мнемотехники для детей дошкольников становится актуальным, так как схемы и мнемотаблицы в значительной степени облегчают детям процесс овладения умением грамотно выстраивать речь, кроме того, наличие зрительного плана+схема делают сказки четкими, связными и последовательными.

Авторские педагогические сказки. Педагогические сказки помогают познать социальный мир, усвоить нравственные ценности, правила бесконфликтного существования в обществе. Они способствуют адаптации детей к социальной среде.

Для развития речи детей дошкольного возраста используется такая методика, как сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей.

Игра – драматизация, инсценировки оказывают эффективное влияние на развитие образной речи.

Огромную помощь в развитии образной речи у дошкольника, безусловно, могут оказать театрализованные занятия с использованием средств художественной литературы и устного народного творчества. На все случаи жизни у народа есть меткое слово. «На всякую Егорку есть поговорка». Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя опыт многочисленных поколений. Выразительность пословиц и поговорок, умение образно описать предмет и творчески использовать слово, является весьма важным фактором в формировании воображения и образной речи детей дошкольного возраста. Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания загадок, формируют у ребенка познавательный интерес к окружающему миру, повышают наблюдательность. Загадывание и отгадывание загадок — своеобразная проверка способности ребенка мыслить образами, мыслить поэтически. Играя словами, звуками, рифмами, смыслами, ребенок погружается в тайны языка, его словарного фонда, фонетической (звуковой) системы, грамматического строя. Овладеть словом, приобщиться к сокровищнице родного языка, — быть может, самая важная задача в дошкольном возрасте. Очень большой любовью у детей пользуется – сказка. Сказка – самое яркое средство для образной речи среди всех произведений народного творчества. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Педагог должен при этом сам владеть хорошей дикцией, владеть техникой чтения и рассказывания. Обучение ребенка, с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие образной речи. Согласитесь, что, когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. И когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя, начнет познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка.  Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогамиЧем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией. Маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Сказка может быть использована как в организованной деятельности, так и в режимные моменты. «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение» - сказал великий педагог Д. Родари. При пересказе, рассказывании сказки, у детей формируется грамматически правильная речь, богатая сложными предложениями, с разнообразной лексикой: глаголами, определяющими действие; прилагательными, характеризующими персонажей; наречиями. Это способствует осмыслению выразительных деталей текста, слиянию образных и логических компонентов.

Хочется закончить статью словами Шалвы Аманашвили: «Сказки нужны детям как воздух, потому что через сказки – умные, мудрые с невероятными и обычными событиями фантастическими и обычными героями,- они постигают правду жизни. Сказки кристаллизуют душу ребенка и очищают душу взрослого».

В нашем садике ведется плодотворная работа по развитию образной речи детей дошкольного возраста. Все педагоги используют в своей работе чтение и инсценировки различных сказок и многие другие формы, и методы, способствующие всестороннему развитию детей. Наблюдается положительная динамика развития образной речи детей.

Литература:

 1.                  Лашкова Л. Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста//Дошкольное воспитание № 3/2009.

 2.                  Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М. Просвещение, 1981. 3.                  Усова А. Родной язык в детском саду//Дошкольное воспитание № 6/2009. 4.                  Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. М.: Фирма, 2000.
3.
 URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4498/ (дата обращения: 25.02.2020).

4. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное образование//. - № 8-2008. -23-35с.

5. Как придумывать и рассказывать авторские педагогические сказки для социализации детей//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения //№1 – 2018. – 59с.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические рекомендации по развитию образной речи детей дошкольного возраста посредством пословиц и поговорок

Педагогические рекомендации по развитию образной речи детей дошкольного возраста посредством пословиц и поговорокОдной из характеристик связной речи является ее образность. Образность в более широком ...

План работы по теме самообразования "Развитие речи у детей дошкольного возраста путем ознакомления с художественной литературой"

В данном материале содержится План по  теме самообразования: "Развитие активной речи дошкольников путем ознакомления с художественной литературой" 2023-2024 у.г....

Развитие образной речи детей дошкольного возраста в соответствии требований ФГОС ДО

В данной методической разработке представлена  комплексная система обучения детей 3 – 7 лет по созданию образных характеристик объектов и явлений окружающего мира с использованием разнообра...

Статья на тему "Развитие образной речи детей дошкольного возраста на основе фольклорного жанра"

Образность речи – это способность слова создавать наглядно - чувственные образы предметов и явлений окружающего мира....

«Развитие эмоционального интеллекта детей раннего возраста путем ознакомления со сказкой»

В связи с неведением и малой грамотности родителей, о развитии ребенка, лидирующие позиции в развитии детей, в их понимании занимают знания, умения и навыки, то есть понимание того, что ребенок должен...

Опыт работы Тема: "Развитие образной речи детей дошкольного возраста"

Интеллигентный человек должен быть образованным, уметь говорить красиво, правильно, то есть он должен владеть литературным языком и постоянно стремиться к совершенствованию навыков речевой культ...