Консультация для воспитателей "Гимнастика для развития речи во второй младшей группе"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Макушева Светлана Васильевна

Познакомить воспитателей с требованиями и правилами проведения артикуляционной гимнастики во второй младшей группе. Расширить знания воспитателей об органах артикуляционного аппарата

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovoe.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Мастер-класс

для воспитателей младших групп на РМО

Тема: «Гимнастика для развития речи во второй младшей группе»

                                                                                                             

   

                                                                                         Выполнил:

                                                                                                   учитель-логопед                                                                                                            Макушева С.В.

                                                               

                                                                                                   

Туймазы, 2020 г

Цель: передача опыта путем прямого  и  комментированного  показа последовательности  действий,  методов,  приёмов  и  форм  педагогической  деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.

Задачи:

  • расширить знания педагогов об органах артикуляционного аппарата;
  • рассказать о значении артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения;
  • познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики во второй младшей группе.

Средства реализации: презентация «Гимнастика для развития речи во второй младшей группе», выставка методической литературы, картинки с изображением артикуляционных упражнений, «Умные часы», логопедическая Лягушка, макет язычка, пособия на дыхание: «Футбол», «Снежная буря», «Салют», пузырьки, вертушка.

Доброе утро, уважаемые педагоги, коллеги.

Я хочу вас познакомить с упражнениями артикуляционной гимнастики, которые можно проводить во второй младшей группе.

С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса. К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки, т.е. основные движения.

Мы с вами правильно произносим звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. Что на ваш взгляд является органами речи? К ним относится: язык, губы, зубы, нёбо, нижняя челюсть.

Язык – это главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Что же такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Во второй младшей группе детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Указание к проведению артикуляционной гимнастики

1.        Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

2.        Лучше делать ее перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течении 3—5 минут.

3.        Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2—3.  Из них одно дается новое, а второе и третье даются для повторения и закрепления. Ели дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не вводит новых упражнений, а отрабатывает старый материал.

4.        Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются подгруппами или индивидуально.

5.        Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно хорошо освещено.

6.        Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией звуков даются в форме сказок о Веселом Язычке. В этих сказках полость рта называется домиком языка, кончик языка – хвостиком, твердое нёбо – потолком, нижние зубы – крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхательная струя при артикуляции звуков – ветерком.

В начале года нужно познакомить детей артикуляцией гласных, с артикуляционным аппаратом: домик-ротик открывается и закрывается зубами, в нем живет Веселый язычок, который умеет петь разные песенки: а, о, у, и.

Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на три группы.

Упражнения для язычка — развивают подвижность языка, ребенка учат делать язык широким и узким, убирать язык за нижние зубы, поднимать к верхним зубам.

Упражнения для губ — ребенок учится вытягивать и округлять губы, растягивать их в улыбке.

Упражнения для нижней челюсти – удерживать челюсть в определённом положении.

Надо иметь в виду, что занятия для языка надо начинать со статических упражнений (когда язык не выполняет движений, а занимает какое-то положение.) И только когда малыш освоит эти упражнения, можно переходить к динамическим упражнениям.

Артикуляционные упражнения для детей 2 младшей группы:

Начинайте с упражнений для губ и щёк.

 Слоник (Трубочка)— губы округлить и вытянуть вперед, как хобот у слоника.

Пятачок-губы вытянуть трубочкой и двигать ими в стороны, вверх-вниз, вращать по кругу.

Рыбка-хлопать друг о друга слегка вытянутыми губами.

Поцелуй— щеки втянуть и резко открыть рот, стремиться, чтобы звук был похож на звук поцелуя.

Уточка – вытянуть губы «клювиком», взять их большими пальцами снизу, а указательными сверху и массировать оттягивая вперед.

Лошадка— вдохнуть и выдыхать, посылая воздух на губы, так, чтобы они легонько вибрировали (пррр…). Это упражнение поможет в постановке звука «р».

Хомячок – щеки сначала надуть-сытый хомячок, потом втянуть-голодный.

Шарик - щеки надуть и хлопнуть по ним кулачками-лопнул шарик.

Улыбка - растянуть губы в стороны, не показывая зубов (удерживать до 10).

Улыбка-слоник - чередовать до 10 раз.

Заборчик -  улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.

Расчёска - рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

 

Статические упражнения для языка.

 

Язычок спит в домике - рот открыт, язык свободно лежит  во рту.

Язычок загорает - широкий язык лежит на нижней губе.

Язычок потягивается — рот открыт, передний край и боковые края подняты вверх, не задевая зубы.

Язычок выглянул в окошко (Иголочка)— рот открыт, узкий язык вытянуть вперед.

Поймаем мышку - губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

Сердитая кошка-рот открыт, кончиком  языка опереться за нижние зубы, спинку языка поднять вверх.

 

Динамические упражнения для языка.

 

Тик-так (Часики)– рот приоткрыт, кончиком языка достаем уголки губ.

Достань нос – рот открыт, язык  тянется к носу.

Качели – рот  открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).

Чистим зубки – рот закрыт, круговые движения языком поверх зубов, и движения из стороны в сторону.

Катаем мячик (Футбол, Орешек) – рот закрыт, кончик языка упирается то в одну щеку, то в другую.

Лошадка — цокать языком, для этого сначала присосать язык к нёбу, затем резко оторвать его, получится характерный цокающий звук. Выполнять медленно.

Оближи варенье (Вкусное варенье) — кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, потом облизать верхнюю губу слева направо, и нижнюю справа налево.

Накажем язычок —  широкий язык лежит на нижней губе, верхней губой шлепать по язычку-пя-пя-пя.

Весёлая змейка - рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).

Котёнок лакает молоко - выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

Барабанщик - улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

Упражнения для нижней челюсти.

 

Птенцы (Окошечко, Бегемотик) - широко открывать и закрывать рот.

Корова жует травку-совершать жевательные движения, одновременно двигая нижней челюстью влево-вправо.

Экскаватор— медленно опускать нижнюю челюсть, задержаться на 5 секунд, потом  также медленно поднимать с сопротивлением.

Акула охотится – челюсть опустить вниз –влево, вниз-вправо, вниз-закрыть рот.

Кто дольше? - произносить протяжно гласные звуки:А-а-а-а-а, У-у-у-у-у, Е-е-е-е-е. Потом несколько гласных звуков:А-а-а-а-у-у-у, А-а-а-а-е-е-е, А-а-а-а-и-и-и, И-и-и-а-а-а.

Самый эффективный и современный дидактический материал — логопедические игрушки для артикуляционной гимнастики. Если эта игрушка логопедическая, это не значит, что её не может использовать воспитатель. Зверюшке можно дать имя и приглашать её на занятия. Дети с удовольствием будут слушаться полюбившегося персонажа. Такая игрушка станет любопытным гостем на занятии, другом и помощником каждого ребенка. Она же будет выполнять и образовательную, и воспитательную функцию. Какую игрушку приобрести — не важно. Можно даже сделать её своими руками.

Игрушка для гимнастики может шевелить язычком, если просунуть в него пальцы. Шевеля язычком, игрушка показывает детям, что нужно делать.

Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

Для развития речевого дыхания во второй младшей группе детям даются игры, тренирующие продолжительность речевого выдоха и умение на одном выдохе сказать фразу из трех-четырех слов (включая предлоги и союзы). Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, с длительным, плавным, экономным выдохом.

Какие игры для развития речевого дыхания можно предложить:

  • Вертушка;
  • Снежинки (осенние листочки, бабочки, перышки) - привязанные на нитку или леску к палочке;
  • Дудочки;
  • Мыльные пузыри;
  • Салют (вьюга);
  • Футбол;
  • Прокати мяч в ворота;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Развитие речи детей второй младшей группы». Воспитатель: Коротья Светлана Викторовна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей Тема: «Развитие речи детей второй младшей группы». Воспитатель:Коротья Светлана ВикторовнаМАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...

Консультация для родителей «Развитие речи детей второй младшей группы»

Консультация для родителей «Развитие речи детей второй младшей группы»...

консультации по развитию речи во второй младшей группе

Тренируем пальчики – развиваем речь...

Консультация для родителей "Развитие речи во второй младшей группе"

Четвёртый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием нагядно - действеннного мышления, активным разв...

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей второй младшей группы»

Консультация для родителей«Особенности развития речи детей второй младшей группы»Подготовила: воспитатель II мл.гр. Дроздова И.А. Четвертый год жизни является переходным из ...