Картотека дидактических игр по коррекции произношения шипящих звуков
материал по развитию речи (старшая группа)

Овчинникова Татьяна Васильевна

Картотека дидактических игр по коррекции произношения

шипящих звуков

Игры подготовительного этапа

  1. «Веселый язычок»

Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.

Ход: ребенку предлагается поиграть с веселым язычком  и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков

2. «Как Маша за грибами ходила»

Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков.

Ход: логопед объясняет ребенку, что Маша пошла за грибами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ей помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения.

3. «Футбол»

Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе логопед ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.

 

4. «Сигнальщики»

Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.

Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом логопедом ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично проводится игра со словами.

5. «Где звук?»

Цель: учить определять место звука в слове.

Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.

 

 

6. «Мяч в воздухе»

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.

 

 

Игры на формирование правильного произношения шипящих звуков

1. «Лес шумит»

Цель: формировать правильное произношение звука Ш.

Ход: логопед напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев. Деревья качаются и шумят: ш-ш-ш. воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, как деревья, когда на них дует ветер.                                                                                             2.«Тишина»

Цель: формировать правильное произношение звука Ш.

Ход: водящий стоит у стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом громком движении водящий издает предостерегающий звук  ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным произношением звука Ш.

 

2. «Гуси»

Цель: формировать правильное произношение звука Ш.

Ход: ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к утенку, котенку, щенку и т.д., пугая их своим страшным шипением.

3 «Медвежата и пчелы»

Цель: формировать правильное произношение звука Ж.

Ход: дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая – медвежата. Пчелы собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав сигнал «пчелы, за медом!», дети разбегаются, перелетая с цветка на цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал «медведи идут» пчелы возвращаются со звуком  ж-ж-ж. при повторении игры дети меняются ролями.

4 «Паровоз»

Цель: формировать правильное произношение звука Ч.

Ход: дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз.

Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ч-ч-ч. Когда  поезд немного проедет ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход. На красный – поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается.

5. «Воробушки»

Цель: формировать правильное произношение звука Ч.

Ход: дети (воробушки) сидят на стульчиках (гнездышках) и спят. На слова логопеда: в гнезде воробушки живут и утром рано все встают дети раскрывают слова и громко повторяют: чирик-чик-чик, чирик-чик-чик. После этих слов дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя «кошка близко» возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько раз.

6. «Доскажи словечко»

Цель: формировать правильное произношение звука Ч.

Ход: воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кули…, обру…, скрипа…., и т.д.).

 

 

 

 

Игры на закрепление правильного произношения шипящих звуков

 

1. «Рыбалка»

Цель: автоматизация шипящих звуков в словах.

Оборудование: металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом.

Ход: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает флажок. Выигрывает тот, кто наберет больше флажков.

2. «Помоги Даше»

Цель: автоматизация звука Ш в словах.

Ход: логопед говорит «Даша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (шляпка, матрешка, машинка, лошадка и т.д.).

3. «Назови ласково»

Цель: автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах.

Ход: логопед говорит:

Захотелось ласковых нам слов.

Кто из звуков нам помочь готов?

Ч (Ш) – наш самый нежный звук

Не откажемся мы от его услуг.

Логопед бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет его ласково(Рука-ручка, Соня-Сонечка, окно-окошечко, петух-петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, лук-лучок, снег-снежок и т.д.).

4. «Назови детеныша»

Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах.

Ход: логопед бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет детеныша (волк-волчонок, медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.).

5. «Большущие слова»

Цель: автоматизация звука Ч в словах.

Ход: логопед бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени:

у кошки – усы, а у тигра - ….

у птички – глаза, у дракона - ….

у гномика – дом, а у великана ….

 

 

Игры на дифференциацию шипящих звуков

1. «Прогулка в лес»

Цель: дифференциация звуков Ш – Ж.

Ход: в одном углу группы стоят дети, в другом – стульчики, это лес. Логопед  говорит: «Мы идем на прогулку в лес там посидим отдохнем и послушаем, что происходит в лесу». Дети идут и тихо садятся на стулья. Воспитатель  просит их изобразить, качающиеся верхушки деревьев (ш-ш-ш), жужжат жуки (ж-ж-ж), шипят змеи  и т.д.

2. «Жадный кот»

Цель: дифференциация звуков Ш-Ж.

Ход: выбирают водящего. Он кот. Кот садится в угол и говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Остальные дети мышки. Они проходят мимо кота и шепчут: «тише-тише, кот все ближе». Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот ловит мышей. Кто попался коту в лапы должен произнести слова со звуками Ш – Ж.

 

 

.

3. «Мяч в кругу»

Цель: упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими звуков.

Ход: дети стоят в кругу и бросаю мяч друг другу, одновременно называя слова. Например, один ребенок говорит слово со звуком С, а другой со звуком Ш, следующий – со звуком С и т.д. (аналогично играют и с другими парами звуков).

4. «Звенит – жужжит»

Цель: дифференциация звуков З – Ж.

Ход: водящий выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают по одному слову, в названии которого есть звук З или Ж. водящий, вернувшись слушает придуманные слова и говорит: звенит, если слышит звук З, и жужжит, если слышит звук Ж.

5. «Замени звук»

Цель: дифференциация звуков С-Ш.

Ход: воспитатель  называет слово, а ребенок заменяет свистящий звук на шипящий, произносит получившееся слово (сок-шок, сутки-шутки, сайка-шайка, сила-шило, миска-мишка и т.д.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по коррекции произношения шипящих звуков

Картотека дидактичских игр направленные на коррекцию произношения шипящих звуков....

Картотека игр по коррекции произношения шипящих звуков

Картотека игр по коррекции произношения шипящих звуков...

Коррекция и устранение недостатков произношения шипящих звуков у дошкольников старшей группы

Краткое методическое руководство по коррекци и устранению недостатков произношения шипящих звуков...

Презентация "Коррекция произношения шипящих звуков"

В презентации кратко изложены недостатки произношения шипящих звуков и их возможные причины, представлены дыхательные и артикуляционные упражнения, необходимые для образования звуков данной группы, пр...

Мастер-класс на тему: «Коррекция произношения шипящих звуков классические и нетрадиционные методы постановки».

Предстален методический материал из опыта работы по постановки шипящих звуков у детей с ТНР....

Картотека дидактических игр по коррекции произношения шипящих звуков

Картотека дидактических игр по коррекции произношенияшипящих звуковИгры подготовительного этапа«Веселый язычок»Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимы...