Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Сказки».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Савина Елена Игорьевна

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Сказки».

Образовательная область: речевое развитие.

Тема: «Сказки»

Возраст: старшая группа

Цель: обобщить представления детей о сказках.

Задачи:

• углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас;

• упражнять в словообразовании и словоизменении;

• формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его;

развивать мышление, зрительную память, наблюдательность;

развивать мелкую моторику рук и движений;

• воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус;

• воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.

Материалы и оборудование: компьютер, аудиозаписи, ларец, «письмо», книга, слайды по сказкам, разрезные картинки, иллюстрации сказок.

Предварительная работа:

• чтение детям сказок;

• обсуждение прочитанного материала;

• отгадывание загадок,

• собирание пазлов к сказкам,

• раскрашивание изображений к сказкам.

Предполагаемый результат:

- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.

- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.

- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами (пазлы, разрезные картинки, крупа).

Ход НОД

1. Организационный момент. Звучит музыка.

Подгруппа детей (10 человек) входят в группу, останавливаются возле воспитателя, здороваются с гостями.

В: Сегодня у нас занятие развитие речи. Но о чем мы будем говорить с вами, вы мне скажите,отгадав мою загадку:

«Там волшебство, там чудеса,

Бывает бабушка Яга

Герои действуют умно,

И дружба побеждает зло!»

В: Так о чем мы сегодня будем говорить?

Д: О сказках.

В: Правильно, у нас сегодня будет необычное занятие, оно будет у нас волшебное, сказочное.

В: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие! - Хотите отправиться со мной? (ответы детей)

- Как вы думаете, на чем мы сегодня отправимся в наше путешествие? (ответы детей)

В: А отправимся мы с вами на ковре-самолете.

Присаживайтесь, пожалуйста, ковер. А какие нужно сказать слова, что б наш ковер-самолет полетел?

(ответы детей)

В:Давайте скажем все вместе волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс».

2. Основная часть.

В: Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). И я люблю.

- А какие сказки вы знаете? (ответы детей)

В: Молодцы, много сказок знаете.

На нашем занятии поведем мы речь о сказках. Скажите ребята, а что такое сказка?

Д: сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных сил.

В: А какие жанры сказок вы знаете?

Д: волшебные – «Василиса прекрасная», «Царевна лягушка»; сказки о животных - «Теремок», «Рукавичка»; бытовые - «Волшебный горшочек»

В: Кто придумывает сказки?

Д: автор, народ.

В: А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);

- есть волшебство, то. (волшебная);

- есть добро, то… (добрая);

- есть радость, то… (радостная);

- есть загадки, то. (загадочная);

- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

- А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)

В: Вы много сказок знаете?

Д: да.

В: Тогда сейчас я проверю, знаете или нет. Я загадаю вам сказочные загадки, вы должны их отгадать.

Сказочные загадки:

1. Сказку ты, дружок, послушай. Мышка серая, Норушка, вышла в поле погулять, сладких зерен поискать. Видит дом-домок, в чистом поле одинок. («Теремок»)

2. Дед Иван да баба Даша жили вместе с внучкой Машей, доброй, умной и послушной. Как-то раз пришли подружки,в лес зеленый стали звать: грибы – ягоды сбирать … («Маша и медведь»)

3. Ни в каком далеком царстве, тридевятом государстве – дело было на Руси… стариков про то спроси. Жили-были дед да баба, жили дома с птицей рядом Баба птицу ту любила, ее зернами кормила. («Курочка Ряба»)

4. Жили-были семь ребят – белых маленьких козлят. Мама очень их любила, молоком детей поила. Тут, зубами щелк да щелк, появился серый волк. Шкурку белую надел, нежным голосом запел. («Волк и 7 козлят)

5. Из муки его слепили, после в печку посадили, на окошке он студился, по дорожке он катился. («Колобок»)

6. Кто помог зайцу лису из избушки выгнать? («Заюшкина избушка» – петух)

7. Как называется сказка, где братец Иванушка превратился в козлёночка? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

8. Как называется сказка, главный герой, которой едет на печке к царю? («По щучьему велению»)

9. В какой сказке мышка помогла вытянуть овощ из земли? («Репка»)

10. Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Как вы догадались? (ответы детей)

- А какое настроение бывает у мишек? (ответы детей)

- А вы знаете, что мишки любят играть? Давайте и мы с вами поиграем (дети свободно располагаются по залу).

Игра: “Забавные медведи”

(Дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.)

Когда медведям грустно - они делают так.

Когда медведи удивлены - делают вот так.

Когда они испуганы - они такие.

Когда мишки злятся - они уже другие.

Когда медведи радуются - делают вот так.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот какое разное настроение бывает у медведей в сказке «Три медведя».

В: Молодцы ребята.

В: Ребята давайте вспомним, как сочиняют сказки. Как обычно начинаются сказки? (жили-были, много лет тому назад, в некотором царстве).

Да самого начала должно быть ясно и понятно, где и когда происходит событие. Придумайте начало сказки (Однажды, в тридевятом царстве, в тридевятом государстве, давно это было)

Потом должен быть большой рассказ – что происходит. Встреча героев, они решают куда пойти и зачем. Потом главный герой сражается со злом.

А что самое интересное в сказках (чудеса, волшебство, приключения, происходит борьба добрых и злых сил)

А что в сказке побеждает всегда? (добро побеждает зло).

И далее после большого рассказа должен быть конец. Как обычно заканчиваются сказки? (И стали они жить –поживать, жили они долго и счастливо). В русских народных сказках – это присказка: «Вот и сказке конец – а кто слушал – молодец», «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»

В:Ответьте на такой вопрос: Какие герои бывают в сказках?

Д: Добрые и злые.

В: Замечательно. Посмотрите на иллюстрации и определите, какие герои положительные, а какие отрицательные.

Физкультминутка:

Скачут, скачут во лесочку

Зайцы – серые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки_

Прыг-скок, прыг-скок

Встал зайченок на пенек

(Прыжки вперед-назад)

Всех построил на зарядку,

Стал показывать зарядку

Раз! Шагают все на месте

Два! Руками машут вместе

Три! Присели, дружно встали, все за ушком почесали

На четыре потянулись

Пять! Прогнулись и нагнулись

Шесть! Все стали снова вряд, зашагали как отряд.

Играет музыка, появляется сказочный ларец.

В: Посмотрите, какой чудесный сказочный ларец

Что за чудо из чудес

Здесь стоит большой ларец

В нем предметы не простые

А волшебные, какие!

Ребята давайте посмотрим что там? В ларце (сапоги-скароходы, волшебная палочка, шапка – невидимка, колпак и письмо).

В: Ребята, посмотрите письмо, давайте его прочитаем?

Играет музыка и включается телевизор

В: Ну что, ребята надо помочь бабушке Сказочнице, хотите помочь?

Д: Да.

В: А вот и книга, про которую говорила бабушка Сказочница, ой,что это выпало: какие-то разрезные картинки, наверно надо их собрать и узнаем какую сказку надо сочинить.

Ребята, а вы хотите быть сказочниками? Но чтобы стать сказочником и начать придумывать сказку надо одеть вам вот это колпак сказочника. И чтобы вам было легче придумывать сказку на столах лежат герои из сказок, вот с их участием мы будем придумывать сказку.

Давайте вспомним, как сочиняют сказки.

Давайте я вам помогу придумать начало, для этого я надену колпак сказочника: «Жили-были заяц с зайчихой, и родился у них зайчонок. Он был очень веселый, любопытный и непослушный. Родители его не пускали в лес, а ему так хотелось туда, узнать и увидеть как там. И вот однажды он ослушался родителей и побежал в лес, заблудился зайчонок…»

Кого мог встретить зайчонок? Что может с ним случится? Кто ему поможет? Как он доберется домой?

Вы можете немного подумать пока играет музыка, выбрать героев и поделиться новой сказкой.

Интересная сказка получилась у нас? Давайте придумаем ей название.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

В: Молодцы, справились со всеми заданиями. Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Ребята вам понравилось наше занятие? А понравилось быть сказочниками и придумывать сказку. Мне было приятно слушать вашу сказку. Спасибо ребята, что не отказались помочь б. Сказочнице. Книгу сказок оставим у себя.

- Что понравилось вам в путешествии? (ответы детей)

- Что больше всего запомнилось? (ответы детей)

- А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться?

- Я думаю, что нас уже и игрушки, и книжки заждались.

- Давайте скажем все вместе волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Сказки».

Образовательная область: речевое развитие.

Тема: «Сказки»

Возраст: старшая группа

Цель: обобщить представления детей о сказках.

Задачи:

• углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас;

• упражнять в словообразовании и словоизменении;

• формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его;

развивать мышление, зрительную память, наблюдательность;

развивать мелкую моторику рук и движений;

• воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус;

• воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.

Материалы и оборудование: компьютер, аудиозаписи, ларец, «письмо», книга, слайды по сказкам, разрезные картинки, иллюстрации сказок.

Предварительная работа:

• чтение детям сказок;

• обсуждение прочитанного материала;

• отгадывание загадок,

• собирание пазлов к сказкам,

• раскрашивание изображений к сказкам.

Предполагаемый результат:

- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.

- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.

- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами (пазлы, разрезные картинки, крупа).

Ход НОД

1. Организационный момент. Звучит музыка.

Подгруппа детей (10 человек) входят в группу, останавливаются возле воспитателя, здороваются с гостями.

В: Сегодня у нас занятие развитие речи. Но о чем мы будем говорить с вами, вы мне скажите,отгадав мою загадку:

«Там волшебство, там чудеса,

Бывает бабушка Яга

Герои действуют умно,

И дружба побеждает зло!»

В: Так о чем мы сегодня будем говорить?

Д: О сказках.

В: Правильно, у нас сегодня будет необычное занятие, оно будет у нас волшебное, сказочное.

В: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие! - Хотите отправиться со мной? (ответы детей)

- Как вы думаете, на чем мы сегодня отправимся в наше путешествие? (ответы детей)

В: А отправимся мы с вами на ковре-самолете.

Присаживайтесь, пожалуйста, ковер. А какие нужно сказать слова, что б наш ковер-самолет полетел?

(ответы детей)

В:Давайте скажем все вместе волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс».

2. Основная часть.

В: Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). И я люблю.

- А какие сказки вы знаете? (ответы детей)

В: Молодцы, много сказок знаете.

На нашем занятии поведем мы речь о сказках. Скажите ребята, а что такое сказка?

Д: сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных сил.

В: А какие жанры сказок вы знаете?

Д: волшебные – «Василиса прекрасная», «Царевна лягушка»; сказки о животных - «Теремок», «Рукавичка»; бытовые - «Волшебный горшочек»

В: Кто придумывает сказки?

Д: автор, народ.

В: А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);

- есть волшебство, то. (волшебная);

- есть добро, то… (добрая);

- есть радость, то… (радостная);

- есть загадки, то. (загадочная);

- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.

- А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)

В: Вы много сказок знаете?

Д: да.

В: Тогда сейчас я проверю, знаете или нет. Я загадаю вам сказочные загадки, вы должны их отгадать.

Сказочные загадки:

1. Сказку ты, дружок, послушай. Мышка серая, Норушка, вышла в поле погулять, сладких зерен поискать. Видит дом-домок, в чистом поле одинок. («Теремок»)

2. Дед Иван да баба Даша жили вместе с внучкой Машей, доброй, умной и послушной. Как-то раз пришли подружки,в лес зеленый стали звать: грибы – ягоды сбирать … («Маша и медведь»)

3. Ни в каком далеком царстве, тридевятом государстве – дело было на Руси… стариков про то спроси. Жили-были дед да баба, жили дома с птицей рядом Баба птицу ту любила, ее зернами кормила. («Курочка Ряба»)

4. Жили-были семь ребят – белых маленьких козлят. Мама очень их любила, молоком детей поила. Тут, зубами щелк да щелк, появился серый волк. Шкурку белую надел, нежным голосом запел. («Волк и 7 козлят)

5. Из муки его слепили, после в печку посадили, на окошке он студился, по дорожке он катился. («Колобок»)

6. Кто помог зайцу лису из избушки выгнать? («Заюшкина избушка» – петух)

7. Как называется сказка, где братец Иванушка превратился в козлёночка? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

8. Как называется сказка, главный герой, которой едет на печке к царю? («По щучьему велению»)

9. В какой сказке мышка помогла вытянуть овощ из земли? («Репка»)

10. Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Как вы догадались? (ответы детей)

- А какое настроение бывает у мишек? (ответы детей)

- А вы знаете, что мишки любят играть? Давайте и мы с вами поиграем (дети свободно располагаются по залу).

Игра: “Забавные медведи”

(Дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.)

Когда медведям грустно - они делают так.

Когда медведи удивлены - делают вот так.

Когда они испуганы - они такие.

Когда мишки злятся - они уже другие.

Когда медведи радуются - делают вот так.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот какое разное настроение бывает у медведей в сказке «Три медведя».

В: Молодцы ребята.

В: Ребята давайте вспомним, как сочиняют сказки. Как обычно начинаются сказки? (жили-были, много лет тому назад, в некотором царстве).

Да самого начала должно быть ясно и понятно, где и когда происходит событие. Придумайте начало сказки (Однажды, в тридевятом царстве, в тридевятом государстве, давно это было)

Потом должен быть большой рассказ – что происходит. Встреча героев, они решают куда пойти и зачем. Потом главный герой сражается со злом.

А что самое интересное в сказках (чудеса, волшебство, приключения, происходит борьба добрых и злых сил)

А что в сказке побеждает всегда? (добро побеждает зло).

И далее после большого рассказа должен быть конец. Как обычно заканчиваются сказки? (И стали они жить –поживать, жили они долго и счастливо). В русских народных сказках – это присказка: «Вот и сказке конец – а кто слушал – молодец», «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»

В:Ответьте на такой вопрос: Какие герои бывают в сказках?

Д: Добрые и злые.

В: Замечательно. Посмотрите на иллюстрации и определите, какие герои положительные, а какие отрицательные.

Физкультминутка:

Скачут, скачут во лесочку

Зайцы – серые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки_

Прыг-скок, прыг-скок

Встал зайченок на пенек

(Прыжки вперед-назад)

Всех построил на зарядку,

Стал показывать зарядку

Раз! Шагают все на месте

Два! Руками машут вместе

Три! Присели, дружно встали, все за ушком почесали

На четыре потянулись

Пять! Прогнулись и нагнулись

Шесть! Все стали снова вряд, зашагали как отряд.

Играет музыка, появляется сказочный ларец.

В: Посмотрите, какой чудесный сказочный ларец

Что за чудо из чудес

Здесь стоит большой ларец

В нем предметы не простые

А волшебные, какие!

Ребята давайте посмотрим что там? В ларце (сапоги-скароходы, волшебная палочка, шапка – невидимка, колпак и письмо).

В: Ребята, посмотрите письмо, давайте его прочитаем?

Играет музыка и включается телевизор

В: Ну что, ребята надо помочь бабушке Сказочнице, хотите помочь?

Д: Да.

В: А вот и книга, про которую говорила бабушка Сказочница, ой,что это выпало: какие-то разрезные картинки, наверно надо их собрать и узнаем какую сказку надо сочинить.

Ребята, а вы хотите быть сказочниками? Но чтобы стать сказочником и начать придумывать сказку надо одеть вам вот это колпак сказочника. И чтобы вам было легче придумывать сказку на столах лежат герои из сказок, вот с их участием мы будем придумывать сказку.

Давайте вспомним, как сочиняют сказки.

Давайте я вам помогу придумать начало, для этого я надену колпак сказочника: «Жили-были заяц с зайчихой, и родился у них зайчонок. Он был очень веселый, любопытный и непослушный. Родители его не пускали в лес, а ему так хотелось туда, узнать и увидеть как там. И вот однажды он ослушался родителей и побежал в лес, заблудился зайчонок…»

Кого мог встретить зайчонок? Что может с ним случится? Кто ему поможет? Как он доберется домой?

Вы можете немного подумать пока играет музыка, выбрать героев и поделиться новой сказкой.

Интересная сказка получилась у нас? Давайте придумаем ей название.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

В: Молодцы, справились со всеми заданиями. Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Ребята вам понравилось наше занятие? А понравилось быть сказочниками и придумывать сказку. Мне было приятно слушать вашу сказку. Спасибо ребята, что не отказались помочь б. Сказочнице. Книгу сказок оставим у себя.

- Что понравилось вам в путешествии? (ответы детей)

- Что больше всего запомнилось? (ответы детей)

- А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться?

- Я думаю, что нас уже и игрушки, и книжки заждались.

- Давайте скажем все вместе волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказки»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Сказки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группеПо теме: «Сказки.»Цель: Обучение творческому рас...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказка в гости к нам приходит»

Развивать речевую деятельность необходимо постоянно. Есть разные методики обучения, развития, я выбрала одну из самых понятных и доступных для детей в старшей группе -  посредством художественной...

Конспект РОД по развитию речи в старшей группе на тему «Сказки».

Цель: обобщить представления детей о сказках.Задачи:• углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас;• упражнять в словообразовании и словоизме...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Сказки».

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Сказки»....

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе На тему: «Сказка в гости к нам приходит».

Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказки»

Цель: обобщить представления детей о сказках....