Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Дом для Гнома".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_razvitie_rechi.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по РАЗВИТИЮ РЕЧИ в старшей группе «Дом для Гнома».

Форма: комплексное.

Тип: познавательно-обобщающее.

Цель: осуществлять работу над развитием речи, уточнять и расширять знания детей о видах домов.

Обучающие задачи: 

  • Расширять знания детей о видах домов.
  • Обогащать словарный запас новыми словами: юрта, вигвам.
  • Отрабатывать навык детей в составлении предложений.
  • Упражнять в правильном проговаривании скороговорки.

Развивающие задачи: 

  • Создавать условия для развития логического мышления, внимания.
  • Развивать умение образовывать притяжательные прилагательные.
  • Развивать мелкую моторику рук, воображение и фантазию.
  • Развивать связную речь, умение составлять связный короткий описательный рассказ из 2-3 предложений.
  • Развивать умение работать группах.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать самостоятельность, умение договариваться в группах.
  •  Воспитывать интерес к теме занятия.
  • Воспитывать желание и способность работать в группах, парах.

    Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций, использование образца.

Словесные: вопросы, поощрение, беседа.

Практические: строительство из деталей конструктора.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Оборудование: магнитная доска, детали дома, запись мульфильма «О том, как Гном покинул дом», ноутбук, корзинки с разным видом конструктора, расставленные в группе.
Демонстрационный материал: презентационный материал «Такие разные дома», составные части дома на магнитах.

Раздаточный материал: карточки с изображением силуэтов животных и насекомых (на каждого ребенка), разрезные карточки с изображением разным домов (в конвертах - на каждую команду), мешочек с элементами разных видов конструктора (на каждого ребенка).

 

ХОД НОД:

Дети произвольно рассаживаются на ковре лицом к воспитателю.

  1. Орг момент: игра «Зеркало», (артикуляционная гимнастика).
  2. Зарядка для моторики рук «Под грибом шалашик-домик…»

- А знаете ли вы, ребята, где на самом деле живет Гном? Хотите узнать?

 Просмотр мультфильма «О том, как Гном покинул дом». Остановка просмотра в момент возвращения Гнома из леса и обнаружения пропажи дома.

Беседа об увиденном:

- Как вы думаете, что могло случится с домом?

- Зачем нужен дом? Как мы можем помочь Гному?

(Предполагаемые ответы детей: найти его дом, вернуть или построить новый дом).  

  1. –Прежде, чем поможем Гному, давайте вспомним, какие бывают дома.

Игра «Найди пару». (Ребята разбирают со стола карточки с изображением силуэтов животных и насекомых, нужно найти такие же изображения на столах и занять свои места – образовать команды). На столах лежат конверты, в которых разрезные карточки.

- Как вы думаете, что нам нужно сделать с карточками из конверта?

Команды собирают картинки-домики.

Упражнение «Какие бывают дома». Игра «Найди пару»

- как называется дом медведя? Чья берлога? (Медвежья).

- как называется дом белки? Чье дупло? (Беличье).

- дом лисы? Чья нора? (Лисья).

- дом пчелы? Чей улей? (Пчелиный).

- дом собаки? Чья будка? (Собачья).

- дом муравьев? Чей муравейник? (Муравьиный).

 -Подготовьте небольшой рассказ про свой домик: как называется домик, чей он, кто в нем живет, где этот домик находится.

-Давайте посмотрим, а какие еще бывают дома. (Просмотр презентации «Такие разные дома»).

(Затем ребята могут встать и посмотреть собранные картинки других команд).

  1. –Пришло время немного подвигаться и поиграть. Любимая игра Гномика «Двигается-не двигается». Давайте поиграем вместе с ним!

Игра с музыкальным сопровождением.

  1. Затем ребятам предлагается лечь на ковер в произвольном порядке, звучит спокойная, расслабляющая музыка.

- Мы поиграли, устали, прилегли на мягкую, пушистую травку, закроем глазки и расслабимся. Над нами светит солнышко, его теплые лучи нежно касаются лица, согревают его. Вокруг нас поют птицы, где-то вдалеке журчит ручей. Вдруг нам на лоб села бабочка, сморщите лоб, и она улетит. А на нос села маленькая пчелка, аккуратно пошевелите носиком, и пчелка улетит. А сейчас я посчитаю от 5 до 1 и мы проснемся, откроем глазки.

6. Сели в полукруг.

-Знаете ли вы, что про дома есть скороговорка? Что такое скороговорка? (Слово образовано от слов «скоро» и «говорить», скороговорку нужно произносить быстро, четко и не запинаясь). «Дом в деревне делал Даня». 

7. Перед детьми ставим магнитную доску с элементами дома в хаотичном порядке.

-Ребята, оказывается, дом гнома унес ветер, посмотрите, что от него осталось, давайте попробуем его собрать. (К магнитной доске выходят 3 ребенка, собирают дом, остальные проверяют правильность выполнения работы). Посмотрите, какой дом у нас получился. Из каких частей он состоит? Стены, окна, крыша, фундамент, дверь, труба, крыльцо.

8. Дидактическое упражнение «Закончи предложение»

(Дети повторяют за мной начало предложения и заканчивают его самостоятельно).

Двери нужны дому для того, чтобы…

Если у дома не будет крыши, то…

Окна нужны дому для того, чтобы…

Если не будет фундамента, то…

Труба нужна для того, чтобы…

 - Как вы думаете, легко построить такой дом? Почему вы так считаете? Кто строит дома? Давайте и мы с вами превратимся в настоящих строителей и построим новый дом для гномика.

 

Каждый из ребят вынимает из волшебного мешочка деталь конструктора, затем ищет ребят с такими же деталями, таким образом формируются небольшие группы. В разных уголках группы заранее разложены корзины с нужным каждой команде конструктором, ребята самостоятельно находят такой же, как у них в руках, и дружной командой начинают строить дома. Занятие заканчивается постройкой домов по воображению и фантазии детей, которые затем можно обсудить, рассмотреть, обыграть.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"

Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить првавильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического  матер...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Веселые игры с веселыми гномами"

Это занятие с использованием речевых игр, развивающих фантазию, творческие речевые способности , умения строить правильные грамматические конструкции на основе занимательного лексического  матери...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....