Речевые ситуации по развитию диалогической речи
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Щербакова Виктория Васильевна

Наиболее сложная форма речевой деятельности — это связная монологическая речь, которая носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Целенаправленное развитие диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях, которые направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dialogicheskoy_rechi.docx12.99 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая ситуация «Чужой город»

 Цель: установление социальных контактов детей друг с другом, развитие диалогической речи старших дошкольников.

 Методика проведения:

-Представьте, что вы оказались в совершенно незнакомом для вас городе и вам нужно найти улицу Ленина (для мальчиков), на которой живёт друг, а девочки должны узнать, где находится кинотеатр. Как вы спросите прохожих, чтобы узнать, где находится данная улица? Кинотеатр? Давайте попробуем это узнать.

В ходе, предложенной речевой ситуации, дети учатся правильно вести диалог со своим собеседником, умело задавать вопрос, отвечать точно и полным предложением на вопросы, смотреть в глаза собеседнику, говорить чётко и ясно; отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространённо.

Речевая ситуация «Книжный магазин» 

Цель: развитие диалогической речи, установление социальных контактов друг с другом.

Методика проведения:

«Сегодня открылся книжный магазин, я продавец, жду покупателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом». Предложенная речевая ситуация приобщает детей вступать в общение со взрослым, употреблять в речи разнообразные формы речевого этикета: «Здравствуйте!», «Скажите, пожалуйста!», «Будьте добры», «Спасибо!», «До свидания!» и т. п. Также уверенно общаться с собеседником, смотреть в лицо, чётко и внятно объяснять свою просьбу.

Речевая ситуация «Магазин овощей»

 Цель: развитие диалогической речи, установление социальных контактов друг с другом.

Методика проведения:

Один ребенок «продавец», остальные — «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные овощи.

Воспитатель говорит детям: «Представьте, что вы пришли в магазин овощей. Как вы построите диалог с продавцом? Что будете говорить сначала, что потом?» Дошкольники выбирают себе роли продавца и покупателей.

Дети учатся говорить в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога, пользоваться речевым этикетом: обращением, привлечением внимания, просьбой, благодарностью. И словами речевого этикета: «Здравствуйте! Будьте любезны! Спасибо! Пожалуйста!» и т. д. и т. п.

Речевая ситуация «Признаки наступающей весны»

 Цель: учить детей диалогической речи, вступать в разговор, соблюдать правила этикета, поговорить о празднике 8 марта.

Методика проведения: данная речевая ситуация проводится при экскурсии в парк.

 Воспитатель: «Сегодня мы пришли на экскурсию в весенний лес. Посмотрите вокруг себя, что интересного вы заметили?

«Назовите весенние месяцы»

 «Посмотрите на небо, чем оно отличается от зимнего?»

 «На овражках скоро появятся первые цветы. Какие?»

«А какой праздник к нам придёт в марте?»

 «А что это за праздник?»

 Развитие диалогической речи посредством речевых ситуаций происходит  в повседневном общении с детьми, так как это наиболее распространённая, общедоступная форма речевого общения педагога с детьми в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей."Роль речевых упражнений в развитии диалогической речи дошкольника"

В данной консультации предложены упражнения способствующие развитию диалогической речи ребёнка.Упражнения очень интересные и доступные их может использовать любой родитель для развития своего ребёка....

Методическое сопровождение педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет: к постановке проблемы

В данной статье поднимается проблема методического сопровождения педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет....

Консультация для родителей:«Роль речевых упражнений в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста»

Дети учатся общаться с самого рождения на всех этапах своего развития. Малышу потребуется не мало времени, чтобы этому научиться....

Развитие диалогической речи детей с использованием игровых ситуаций

Как научить  ребенка общаться?  Как  научить  малыша попросить    о  помощи или предложить дружбу? На эти и  многие другие вопросы  помогут  ответить ...

Примеры коммуникативно-речевых ситуаций направленных на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Высокое владение навыками диалогической речи позволяет ребенку вступать в свободное общение и вести диалог со сверстниками и взрослыми, дает возможность получать необходимую ему информацию и передават...