Картотека рассказов по развитию речи подготовительная группа
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Протазанова Наталья Сергеевна

Картотека рассказов по развитию речи подготовительная группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Как Саша первый раз увидел самолет

 Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажный кораблик. Вдруг вверху что – то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а кораблик уплыл.

Задания: 1.Ответить на вопросы: Какое было время года?

                                                           Что пускал по воде Саша?

                                                           Что загудело в воздухе?

                                                          Что Саша спутал с птицей?

             2. Подобрать определения к словам: Весна(ранняя, поздняя, теплая…); самолет(большой, красивый, серебристый…);кораблик(бумажный…)

           3.Объяснить значение сложного слова самолет; привести примеры других сложных слов.

           4.Пересказать.

                                       

Зима

 Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, коньках, санках.

  1. Ответить на вопросы: Какое время года наступило?

                                               Что лежит на земле?

                                              Куда спрятались звери?

                                             Кто рад зиме?

                                            Что делают зимой дети? (Ответы полным предложением)

  1. Объяснить значение словосочетаний: деревья голые, кругом лежит снег.
  2. Подобрать определения к словам:

Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, легкий;

Коньки(какие?) –железные, острые, детские, блестящие.

  1. Повторить, кто где живет: белка – в дупле, лошадь -…, собака-…, медведь -…
  2. Пересказать текст.

Снежная баба

 Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову снежной бабе надели шапку.

  1. Ответить на вопросы: Кого слепили дети из снега?

                                                     Сколько они сделали комков?

                                                    Что прилепили бабе?

                                                   Что воткнули ей в руки?              

                                                  Что сделали потом?

                                                 Что надели бабе на голову?

  1. Пересказать.

   

                       

Предвестники весны

 Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

  1. Ответить на вопросы: Какая была зима?

                                                       Что наступает после зимы?

                                                    Как греет солнышко зимой?

                                                   Кто прилетел?

                                                  Кого увидели дети?

                                                 Что они закричали?

  1. Как можно сказать про зиму? Она была какая?

     Как можно сказать про солнышко весной? Оно какое?

  1. Пересказать текст.                              

               

                                   Прилетели грачи

 Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом лежит снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют грачи свои гнезда на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

  1. Объясни значение словосочетаний: вить гнезда; вершина дерева; выводить птенцов.
  2. Ответить на вопросы: Какие птицы прилетают весной к нам первыми?

                                                Что они сразу начинают делать?    

                                                Где они вьют свои гнезда?

                                               Когда они выводят птенцов?

  1. Образовать множ. число от существительных: грач – грачи, гнездо -…,корень-….  Птенец-…, дерево-…, ствол-…, пень-…
  2. Пересказать.

               

                                                Лето

 Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни – в лиловых колпачках, другие –в белых веночках. А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.

Ответить на вопросы:

С чем сравнивает автор цветы?

Как вы думаете, какие цветы изобразил он?

Видели вы их? Расскажи о них.

Перескажи текст.

           

                                                   Осень

 Осенью на деревьях желтеют листья. Часто дуют ветры, и моросит мелкий осенний дождик. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь.

  1. Объяснить значения словосочетаний: желтеют листья, моросит дождик, исчезают цветы.
  2. Расскажи, чем отличается осень от весны.
  3. Какие птицы улетают в дальние края? Как называются такие птицы?
  4. Образовать множ. число от существит.: дерево- деревья, лист -.., дождь -…, ствол-…, ветер -… .
  5. Подобрать с лова – действия: лист – желтеет, опадает, вянет, сохнет, зеленеет, распускается.
  6. Пересказать.

                     

                                                Осень

 Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.

  1. Объяснить значение словосочетаний: моросит дождь, земля похожа на ковер, тучи гуляют.
  2. ответь на вопросы: Какая осенью погода?

                                               Какой осенью идет дождик?

                                              Откуда падают листья?

                                             Какие птицы улетели? Куда они улетели?

  1. Перескажи.

             

Работа в огороде

 Наступила осень. Люди работают в полях и огородах. Они выкопали картофель, убрали с полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Зато собрали большой урожай овощей.

Задания:

Где работают люди?

Что они собрали?

Как одним словом можно назвать лук, морковь, репу, свеклу и огурцы?

Где растут овощи?

Пересказать текст.

Измени слова (Что делают? –Что сделали?):

   Собирают – собрали                   носят – принесли            высыпают- высыпали

         

Дружок

 Пастух пас стадо овец  у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

  1. Объясни значение словосочетания: стадо овец, отбил овечку.
  2. Назови домашних животных. А теперь диких. Чем они отличаются?
  3.  Перескажи текст.

                

               

Запасливый еж

   

  В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж носил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.  

  1. ответь на вопросы: Кто жил в лесу?

                                          Куда приходил еж ночью?

                                         Что он делал с яблоками?

                                         Куда он относил яблоки?

                                        Что еж заготавливал на зиму?

  1. Перескажи.

               

 

                                      Еж и заяц

  Зайцу не нравился еж. На еже колючее платье, а у зайца мягкая шкурка. Только эта шкурка не спасет зайца от врагов. А колючки сохраняют ежу жизнь.

1.Как спасает ежа от врагов колючее платье?

2. Что спасает от врагов зайца?

3.Назови детенышей зайца, волка, медведя, лисы, белки

4.Перескажи

         

       

Медведь

Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как –то вкось, потому его и называют  косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.

  1. Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем питается, где живет зимой.
  2. Составить рассказ – описание медведя.(пересказать текст)
  3. Вспомнить загадки про лесных зверей.

         

                     Подготовительная группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...

Конспект НОД по развитию речи подготовительной группы составление рассказа из личного опыта «Наши питомцы»

Цель: развивать умение составлять рассказы из личного опыта (по плану, по мнемо-таблице)...

Картотека игр по развитию речи. Подготовительная группа

Игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука ...

картотека игр по развитию речи подготовительная группа

картотека игр по развитию речи подготовительная группа...

Картотека игр по развитию речи . Подготовительная группа.

Игры на звукопроизношение в подготовительной группе....