Мастер-класс "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Протазанова Наталья Сергеевна

Мастер-класс "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БОРКОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

        СТРУКТУРНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

625513, Тюменская область, Тюменский район, с. Борки, ул.Советская,42,

тел.(факс) 773-126, 773-156 ИНН 7224011072  КПП 722401001

Электронная почта: borkischool@mail.ru

_____________________________________________________________________________________________

Автор: Протазанова Наталья Сергеевна,

воспитатель СП МАОУ Борковской СОШ

2019 г.

«Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе»

Развитие речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребёнка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становиться универсальным средством общения ребёнка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Согласно ФГОС ДО: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Подготовка детей к школьному обучению является важным аспектом в работе с детьми подготовительной группы. Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности.

Разговаривая с детьми, я обратила внимание на то, что дети много времени проводят за компьютером, просмотром каких - то телевизионных передач или же играют со своими игрушками. Все это ограничивает детей в общении с окружающим миром, и вследствие чего у ребенка обнаруживается недостаточный словарный запас, ему трудно высказывать свои мысли, затрудняются его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. И нам нужно помнить, что плохая речь в дальнейшем может отразиться на грамотности ребёнка.

Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.

  Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между ребенком и родителем, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.  

Родители играют ключевую роль в речевом развитии ребёнка. Взаимодействие воспитателей с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы, и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка.

В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.  Я считаю, что дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактическая игра «Цепочка слов»

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Родитель: Кошка, бывает какая?

Ребёнок: Пушистая, ласковая, разноцветная...

Родитель: Что еще бывает разноцветным?

Ребёнок:Радуга, платье, телевизор...

Родитель: Каким еще может быть платье?

Ребёнок:Шелковым, новым, прямым...

Родитель: Что еще может быть прямым?

Ребёнок: Линия, дорога, взгляд... и т.д.

Дидактическая игра «Добавь словечко».

Играющим необходимо отгадать последнее слово, причем в рифму.

Едет он на двух колесах, не буксует на откосах. И бензина в баке нет. Это мой … (велосипед).

Когда порою одиноко, вдруг в тишину ворвётся звон, и голос друга издалека тебе подарит … (телефон).

На одной ноге кружится, беззаботна, весела, в пестрой юбке танцовщица, музыкальная… (юла).

Дидактическая игра «Выбери правильное слово»

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

Дидактическая игра «Сочиним сказку»

На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)

У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т.д.) Зайчатки были рады!

Дидактическая игра «Собери букву»

Цель: Формирование фонематического слуха и логического мышления.

(Задача ребёнка собрать пазл и получить загаданную букву. Запомнить,как она выглядит и называется. Для закрепления назвать слова, которые начинаются с этой буквы, они нарисованы в каждом элементе. Задание можно усложнить, перемешав элементы нескольких букв).

«Чистоговорки – скороговорки»

Многократное проговаривание чистоговорки или же скороговорок помогает детям автоматически произносить некоторые звуки, закрепить правильное их звучание, не задумываясь, где же находится его язычок во время произношения слов.Приведу несколько примеров детских чистоговорок.

ГА – ГА - ГА — во поле стога

РА - РА - РА — вот высокая гора

РО – РО - РО — принесите мне ведро

РИ - РИ - РИ — быстро говори.

ДУ – ДУ - ДУ — с дудочкой иду

ЖУ - ЖУ - ЖУ — на лужок хожу

ЗЯ – ЗЯ - ЗЯ — ссориться нельзя

ВЕ- ВЕ - ВЕ — ветка на траве.

ША – ША - ША — каша хороша

ШО - ШО - ШО — будет все хорошо

ЖИ – ЖИ - ЖИ — шнурок завяжи

ЧУ – ЧУ - ЧУ — я гулять хочу.

Дидактическая игра «Ошибка»


Цель: Знакомиться с образными выражениями, находить смысловые неточности,ошибки. Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в Школу весёлых человечков, написал им в письме, что научился составлять предложения. Читают предложения, которые придумал Незнайка, задают вопросы: 
—«Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели». Почему вы смеётесь? Незнайка ошибся? Как же нужно было сказать? 
— «Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула». Где ошибка? Как сказать правильно? 
— «Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!» Как нужно сказать? 
— «Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу». Всё ли здесь правильно? Как нужно сказать? 

Дидактическая игра «Теремок»

В.: Играем в игру «Теремок».

(Педагог подходит к ширме с изображением теремка)

- Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?  Я – утюг! Нет никого! Буду здесь жить. (Стучится первый игрок.) Кто там?

Р.: Это я – настольная лампа. Пусти к себе жить!

В.: Пущу, если скажешь, чем мы похожи.

Дети помогают найти сходство: у меня проводок, у тебя проводок. Ты бываешь теплым, и я бываю теплой. Мы оба живем в квартире и помогаем людям.

(можно обратить внимание на цвет деталей, из чего они выполнены, что для них обоих нужен стол, что эти предметы покупают, дарят и т.д.)

В.: Проходи! (Стучится второй игрок.) Кто там?

Р.: Это я, пылесос. Пустите к себе жить!

1-й игрок: Пустим, если скажешь, чем ты на меня похож!

Р: Это я, компьютер. Пустите к себе жить!

1-й игрок: Пустим, если скажешь, чем ты на меня похож!

Р: Это я, телевизор. Пустите к себе жить!

1-й игрок: Пустим, если скажешь, чем ты на меня похож!

Р: Это я, микроволновая печь. Пустите к себе жить!

1-й игрок: Пустим, если скажешь, чем ты на меня похож!

И т.д. Дети по цепочке находят общие признаки.

В.: Как можно назвать одним словом всех тех, кто поселился в теремке?

Дети: Электроприборы.

Дидактическая игра «Придумываем рассказ»

 Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки. 
Например: 
"На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

Распространение предложений.

Взрослый говорит: "Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

Дополнить предложение.

Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...". "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что..." и т. д.

"Я был в цирке... "

Для игры вам понадобятся карточки с буквами или слогами. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе, и игроки по очереди их берут. 
Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: "Я был в цирке и видел..." Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву "К"можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес. 
Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова. 
Варианты: "Я был на море...", "Я был в лесу...", "Я был в театре..." и т.д.

Литература

  1. Используемая литература: Нищева  Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недорозвитием речи,- СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС,2009. – 560 с.
  2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/12/21/master-klass-igry-dlya-razvitiya-rechi-detey
  3. http://i-gnom.ru/interesnoe/zagadky/abc/abc/bukva_a2.html
  4. http://taz-olenenok.ru/files/docs/zvukovaya-kultura-rechi-obuchenie-gramote.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Цветик – семицветик»

Представленное занятие является плодом многолетней и плодотворной работы в детском саду по теме "Использование игровых развивающих технологий в работе по подготовке к обучению грамоте детей старшего д...

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (тяжёлыми нарушениями речи) с применением средств ИКТ.

Тема: Школа. Школьные принадлежности . Цель:  Формирование  аналитико-синтетической деятельности , слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков  в си...

Презентация «Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе»

Презентация «Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе»...

Буклет "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"

Буклет "Звуковая культура речи, подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе"...