«Формирование социально – личностных отношений детей через восприятие художественной литературы».
статья по развитию речи

Формирование личности растущего человека составляет одну из главных задач современного общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование социально – личностных отношений детей через восприятие художественной литературы».

Формирование личности растущего человека составляет одну из главных задач современного общества.                                                                            Социально-личностное развитие – это развитие положительного отношения ребенка к себе, сверстникам, другим людям, к окружающему миру, явлениям общественной жизни, коммуникативной и социальной компетентности детей; уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.                                                                                         За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены. Материальные ценности преобладают над духовными, и мы наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, или к близким людям. Дети всё чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.                                                                                Именно в дошкольном возрасте становление ребенка как личности считается наиболее важной задачей воспитания.                                      Большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. Слушая любимую сказку, ребёнок вместе с героями переживает их жизнь, волнуется вместе с ними.  При этом моральная оценка хорошего поступка не навязывается ребенку – он сам с помощью событий литературного произведения начинает разбираться в переживаниях героя, понимать смысл художественных произведений, в результате чего происходит формирование его как личности.                                                                         Поэтому знакомство ребенка с детской книгой социально значимо. Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт.                                                            Но лучше всего литературное произведение будет пониматься ребенком лишь в том случае, если он будет к нему соответствующе подготовлен. Следует учитывать, что интерес ребенка к художественной литературе можно привить лишь в том случае, если   при её отборе учитывались следующие критерии: высоко художественность   и доступность литературного произведения; идейная направленность; занимательность сюжета; соответствие возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста.                                                                                 В своей работе важно использовать как классическую русскую, так и современную литературу. Эти произведения задевают душу ребёнка, у него зарождается сопереживание, сочувствие герою. Возрастной критерий необходимо выдерживать для того, чтобы расширять социальный опыт ребенка постепенно и целенаправленно.                                                 Знакомство с художественной литературой начинается с малых форм устного народного творчества (для детей младшего дошкольного возраста), затем с рассказами детских писателей (для старшего возраста) и сказками (для всех возрастов). Выбирая для чтения поэзию, нужно придерживаться произведений с ярко выраженным сюжетом (например, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака).

Малые фольклорные формы устного народного творчества (песенки, потешки, прибаутки) характеризуются чёткостью, краткостью и выразительностью. Веками народ отбирал и хранил их, передавая из уст в уста. Они пробуждают чувство симпатии, любви к людям, всему живому. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку - баюкает младенца.

В возрасте до 4 лет ребенок еще не всегда может дать правильную моральную оценку поступкам героев песенки или потешки. Поэтому важная роль отводится воспитателю, он помогает осмыслить ситуацию, перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у детей удовольствие и радость, сформируют соответствующее отношение к героям и их поступкам.

Удивительно разнообразен фонд авторских и народных сказок: от предельно простых по форме и содержанию до сказок с острым и захватывающим сюжетом. Мышление ребенка дошкольного возраста отличается образностью и конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями, и на их основе делает обобщения, выводы.   Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми (если герой смог пройти через испытания. проявить свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.) С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе! Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых.

В старшем дошкольном возрасте становится возможным использование рассказов детских писателей (Н.Носов, В.Драгунский, М.Зощенко, К.Ушинский и т.д.). Жанр рассказа также очень удобен для иллюстрации нравственных норм: в центре сюжета, как правило, одно событие, воплощённое в эпизоде из жизни героя. Рассказ имеет дело с готовыми характерами, которые раскрывают свои черты в определённых ситуациях. Если характер героя меняется, то это происходит под влиянием каких-либо событий. Важно подбирать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей.

Работая с художественной литературой, можно без труда интегрировать ее с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».                               А также использовать различные формы деятельности: рассказ воспитателя из личного опыта, различные этические беседы, чтение художественной литературы, драматизация, обсуждение сказочных, литературных героев, сюжетно – ролевые игры, проблемные ситуации, словесные, настольно – печатные, дидактические игры и упражнения, сочинение концовок к сказкам и сказок на новый лад, моделированию сказочных сюжетов моделированию сказочных сюжетов.

 При работе над текстом произведения желательно придерживаться определённой последовательности, которую можно представить в виде нескольких этапов:

1 этап – знакомство с книгой;

Происходит «появление» книги перед детьми. Задача этого этапа – заинтересовать дошкольников книгой, на этом этапе достаточно заинтересованности внешним видом. Также желательно познакомить детей с её автором (показать его портрет, рассказать об нескольких хорошо запоминающихся фактов биографии). Иллюстрации из книги показывать необязательно, так как образ героя очень индивидуален и у каждого свой, а формирование этого образа в сознании ребёнка способствует развитию фантазии, воображения. Если любимую книгу в детский сад приносит ребёнок, то он рассказывает о ней сам, происходит «представление» книги. На этом этапе у детей должно возникнуть желание причитать книгу.

2этап – собственно чтение;

Восприятие должно происходить в спокойной обстановке с возможностью смены динамических поз: ребёнка невозможно удержать в одном положении при эмоциональном восприятии сказки, рассказа даже если они небольшие по объёму. Желательно во время чтения или пересказа произведения стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть лицо воспитателя, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Преимущество имеет не чтение, а именно рассказ, так как в этом случае можно видеть реакцию детей на прочитанное. Если же книга читается, то текст должен быть знаком педагогу – это даст возможность хоть иногда отрывать взгляд от страницы и обратить внимание на детей.

Возможно слушание произведения в записи, сделанной профессиональными актёрами. Но, часто запись с голосом самого популярного актёра значительно проигрывает живому голосу воспитателя. У педагога, наблюдающего за восприятием детей, есть возможность сделать в процессе чтения или рассказывания необходимые паузы, комментарии и интонационные акценты.

3 этап – обсуждение прочитанного;

Несомненно, в работе по нравственному развитию дошкольников основным методом является беседа по поводу прочитанного произведения, в ходе которой главное – дать детям высказаться по поводу поступков персонажей, оценивая поведение героев, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта.

       Обсуждая поступки героев, нужно постараться избежать излишнего морализирования, однозначных оценок, не следует увлекаться убеждениями и определениями в однозначном варианте. Всё, что связано с человеком весьма многогранно. Даже если ребёнок не готов озвучить свои эмоции по поводу прочитанного (не может связно рассказать о своих впечатлениях), целесообразно предложить ему выразить своё отношение с помощью мимики и жестов, изобразить его на бумаге, с помощью любой другой продуктивной деятельности или, наконец, спеть песенку.                                                         Основная задача этого этапа – выражение эмоций по поводу прочитанного произведения и не так важно, каким способом ребёнок это сделает.                                                                                                     Беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое. Это способствует более глубокому    осознанию идеи художественного произведения и мотивации поступков героев.

Если они характеризуют героя скупо, общими словами («Он хороший»), надо постараться им помочь выделить главное качество персонажа и обосновать свою оценку.

Например, произведения    С. Михалкова «Как друзья познаются», Л. Толстова «Лев и собачка», В. Катаева «Цветик–семицветик», и др.  целесообразно использовать при разговоре с детьми о дружбе, о добром и справедливом отношении друг к другу, о том, что настоящий друг всегда поможет в беде.)

4 этап – воспроизведение и осмысление;

 Следует иметь в виду, что переживания детей по поводу поступка героя литературного произведения или детские размышления о каком-то поступке сверстников, не превратятся вдруг сами по себе в устойчивые черты личности детей. В связи с этим нужно, чтобы возникшее переживание не осталось только переживанием, а вызвало бы готовность поступать также как герой литературного произведения.

На этом этапе важно понять на какие сферы читательской деятельности (эмоции, воображение, реакция на содержание) в первую очередь воздействует текст, и в зависимости от этого подбирать задания.

Этой цели интересна драматизация по литературным сюжетам. Дети, проигрывая сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью драматизации формируются нравственные качества необходимые в общении между сверстниками, в коллективе: взаимопомощь, «чувство локтя», умение сотрудничать.

Работа со сказками через ролевые игры, позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, примерить на себе роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.                 Продуктивная деятельность –лепка, рисование, аппликация, конструирование – также позволяет детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

В старшем возрасте целесообразно предлагать детям проблемные ситуации на основе литературного произведения. Например, предложить детям изменить концовку сказки — придумать, что изменится в жизни героев если Лиса станет доброй и изменит свое поведение на дружелюбное. Данная форма работы позволяет проанализировать, насколько усвоены детьми социально — нравственные нормы поведения. Изучение художественной литературы с морально-нравственной позиции позволяет разрабатывать и реализовывать социально-образовательные проекты.                                                                                                                                    

В результате использования художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста по социально-личностному развитию мы закладываем основы социально-нравственных мотивов поведения, представления о нормах и правилах поведения ребенка со сверстниками, родителями, с другими знакомыми и незнакомыми людьми, что позволяет детям ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение, формировать социально – личностные отношения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности»

Игра составляет основное содержание  жизни  ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью....

Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Авторская методическая разработка "Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушен...

Авторская методическая разработка.Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Авторская методическая разработка .Тема: «Формирование представлений о правильном питании через восприятие художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями ...

Доклад: РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Сегодня особое внимание в образовательной сфере уделяется раскрытию творческого потенциала детей. Стараясь решит...