Конспект развлечения по развитию речи по чувашскому народному творчеству
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Алексеева Елена Михайловна

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через интеграцию различных видов совместной деятельности: игровой, художественной, коммуникативной и музыкальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmnoe_soderzhanie.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Развлечения по развитию речи

По чувашскому народному творчеству

В подготовительной группе

          Выполнила:

Воспитатель Алексеева Елена Михайловна

Чебоксары 2020г.

Программное содержание: приобщение дошкольников к истокам национальной чувашской культуры.

Задачи:

           Образовательные: организовать целенаправленное восприятие произведений чувашского народного творчества, вспомнить знакомые детям произведения. Закрепить ряд сказок в драматизации, формировать умение определять название и содержание сказок, героев сказок по отрывкам, описанию. Учить понимать смысл сказок. Познакомить с новой сказкой (в кукольном представлении).

           Развивающие: развитие фантазии, творческих возможностей детей. Приобщение к художественному слову, расширение словарного запаса детей. Развитие речи, речевого аппарата, выразительности ,жестов, мимики. Развитие коммуникативных умений, памяти, мышления, внимания.

          Воспитательные: воспитывать интерес к чувашскому народному творчеству, желание познакомиться с новыми произведениями. Прививать интерес и любовь к культуре родного края.

Предварительная работа: знакомство с произведениями чувашского народного творчества, чтение чувашских народных сказок ,былин на занятиях и вне их, организация литературных концертов, рисование на тему сказок, аппликационные работы (индивидуальные и коллективные),ручной труд, изготовление из бумаги отдельных сценок из сказок, вышивание чувашских узоров. Свободное общение на различные темы «Мой любимый сказочный герой», »Чему учат чувашские сказки».

Просмотр фильма о национальных традициях чувашского народа, рисование на тему «Мой любимый  чувашский сказочный герой»

Силами родителей и воспитателей : изготовление элементов костюмов для героев сказок «Козел и баран», «Отчего у зайца губа рассечена и хвост короткий» , «Сармандей», «Лиса плясунья», «Красавица Плаги».

Подготовить кукольный театр по сказке «Как лиса охотников обманула»

Изготовление пригласительных билетов детьми.

Оборудование: национальный чувашский костюм для воспитателя, музыкальный центр, мультимедиа.

Оформление зала: Окна зала украшены занавесками с чувашскими узорами, центральная стена  также оформлена элементами чувашских узоров. Выставка  детской художественной литературы (сказки и былины). Выставка чувашских работ: рисунков, аппликаций, ручного труда (коллективного и индивидуального)

Ход занятия: Воспитатель в национальном костюме приглашает детей  в музыкальный зал. Ребята, посмотрите, как необычно я сегодня одета. Как называется мой наряд? Чувашский национальный костюм.

Я приглашаю вас рассмотреть выставку поделок и рисунков на тему чувашских сказок. Вы узнали свои работы, назовите какую сказку вы изобразили. (Осмотр идет на фоне чувашской мелодии). А посмотрите на выставку книг чувашских сказок. Вы узнаете их?

-Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по сказкам нашей республики.

Живет в самом сердце России среди вековых дубов, полей и озер небольшой, но убедительно самобытный красивый народ - Чуваши. (На экране  природа Чувашии). Чувашия  – край звучных песен, поэтических легенд и героических сказаний. В них вся душа народа, которые веселятся и смеются от души. А народ  в Чувашии  – добрый, трудолюбивый, смелый.        (Прослушивание песни «Сетнер»).

(Тихо звучит чувашская мелодия). Интересно побродить по селам и деревням нашей республики, послушать рассказы бывалых людей, побеседовать с мурсухалами, так называют у нас  старых, почтенных людей. Их рассказы - сама история, сама жизнь, сама судьба народа. Сколько можно услышать чудесных былин и преданий о красоте нашей республики. О ее богатырях - мужественных  борцах за волю и долю народную.

Границы Чувашии от врагов охранял богатырь по имени «Чемень». ( Показ иллюстраций сказки на экране мультимедиа).

- А кто помнит, дети, чем прославился кузнец - богатырь Азамат? (Легенда «Мост Азамата»).

-А великий  Улып, чтобы помочь людям, восстал против бога.

-Что же случилось с ним? (Легенда «Земля Улыпа»). В этой легенде отразилась судьба чувашского народа до великой революции. Он был похож на богатыря, связанного по рукам и ногам, и только с помощью русского народа, соседа и брата, Чувашия сбросила с себя гнет царя.

За окнами сейчас воет на разные голоса январская вьюга, словно кто-то большой и рассерженный ходит по стенам. И то засвистит по – разбойничьи, то грозно и устрашаемо, чаще загудит и так уютно, и так сладко в такую погоду слушать сказку. (Воспитатель читает сказку «Воробей и кот»).

Сказка - это мудрое, заветное слово народа, сохраненное в веках и завещанное нам. Сказки учат храбрости и мужеству. Вспомните, как защитили себя козел и баран? (Зачитывается отрывок из сказки «Козел и баран» о встрече козла и барана с волками).

-А какую сказку напомнили вам эти герои? ( На фоне музыки приходят герои сказки «Лиса-плясунья» - дети в костюмах лисы, старика и старухи).

Посмотрите ее (дети драматизируют отрывок из сказки). Эта сказка высмеивает   излишнюю доверчивость людей. Но ведь и излишнее любопытство тоже неприятно и всегда наказуемо. - Кто же был наказан за свое любопытство? (выходит ребенок в костюме зайца). Ну конечно  это ты короткохвостый.

Исполнение детьми песни «Зайка».

-Может  быть, ты сам расскажешь нам свою историю? (Ребенок от первого лица передает содержание сказки «Отчего у зайца губа рассечена и хвост короткий»). Дети, а вы помните совсем маленькими себя? А я вот помню, как вы пришли ко мне – маленькие крошечные неумейки и все очень любили и хорошо знали сказку про курочку… (интонацией просит подсказать).

Ну, конечно же, сказка про курочку - рябу и золотое яичко. А у чувашского народа  есть очень похожая сказка. Как она называется? («Сармандей»). Ну, конечно же, это снесла курочка – ряба яичко Сармандею, а мышка его разбила. Расплакался Сармандей, и горе его близко  к сердцу приняли…(интонация). Какие герои этой сказки? Дети подсказывают, как они выразили сочувствие Сармандею. Конечно, это именно то, что сделали герои сказки. Но ведь на то и она сказка…весельем, смехом учит она добру.

Воспитатель подходит к выставке и выбирает поделки и игрушки к сказке «Красавица Плаги».

-Не обратили ли вы внимание, дети, вот на эту красавицу (Кукла Плаги). Из какой сказки она появилась на нашем празднике? Удивительно красива и нарядна. Сделана она (называет имена детей и взрослых). Очень поучительную сказку  вы знаете про красавицу Плаги. Вспомните ее, а вам в помощь  я покажу еще и рисунки, выполненные (имена детей) по этой сказке. (2-4 рисунка). Дети вспоминают отрывок сказки, относящийся к рисунку.

Много сказок у чувашского народа и все они незаметно учат нас:

-будь честным и щедрым

-будь терпеливым и настойчивым

-будь мудрым и чутким

-горе друга прими близко к сердцу, а если друг попал в беду - сам погибай, но его выручай.

-Дети, я пригласила к нам детей старшей группы. Пусть наш праздник будет и их праздником, и мы вместе посмотрим и послушаем новую сказку (входят дети старшей группы).

Исполняют песню «Бей, бей барабан»

Коллектив взрослых показывает кукольный спектакль по сказке «Как лиса охотников обманула».

По окончанию спектакля приглашает всех сыграть в чувашскую хороводную игру «Сирелер». (Расходитесь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи посредством устного народного творчества"

   Знакомство  детей с устным народным творчеством, усваивать свой родной язык. Знать свои обычаи, традиции, культуру. Понимать красоту своего языка....

Развитие речи посредством устного народного творчества у детей 3-4 лет

Методический материал по использованию устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

"Развитие речи посредством устного народного творчества"

Из личного опыта «Развитие речи посредством устного народного творчества».  «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой  всякого умственного развития и сокровищницей всех...

"Развитие речи посредством устного народного творчества"

Из личного опыта «Развитие речи посредством устного народного творчества».  «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой  всякого умственного развития и сокровищницей всех...

Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество "

Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество"...

«Развитие речи средствами устного народного творчества».

В современном мире, как правило, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению,  занятые родители  забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на...

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Устное народное творчество. Сказки"

Приобщить детей к устному народному фольклору на занятиях по развитию речи....