Статья "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук".
статья по развитию речи (младшая группа)

Дубровская Ольга Владимировна

Развитие   речи   у   детей   младшего   дошкольного   возраста  

посредством   развития   мелкой   моторики   рук 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие   речи   у   детей   младшего   дошкольного   возраста  

посредством   развития   мелкой   моторики   рук  

Считалось,  что  главное,  от  чего  зависит  речь,  –  это  степень  речевого общения детей с окружающими людьми. Однако наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности  тонких  движений  пальцев  рук.  Поэтому  тренировка  движений пальцев  и  всей  кисти  рук  является  важнейшим  фактором,  стимулирующим речевое развитие ребенка. В данной публикации представлен  материал для развития мелкой  моторики рук.

Ключевые слова: дошкольное образование, мелкая моторика рук, развитие речи, пальчиковые игры, дидактический материал, рисование, лепка, аппликация.

Время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, с раннего детства усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали  разговаривать.

Разбираясь  в  причинах  происходящего,  напуганные  всерьез  ученые выяснили  –  все  дело  в  том,  что,  дети  пользовались  клавиатурой,  а  не обычной  ручкой  при  письме,  ее  воздействие  приходится  на  точки  руки,  не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Таким образом, традиционные методы обучения грамотности были срочно возвращены назад.

Вот  почему  в  последнее  время  развитию  мелкой  моторики  педагоги  и психологи уделяют все большее значение.

В  давние   времена  люди  росли  без  различных  развивающих  методик.

Все просто: бытовых  занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сегодня они незаслуженно забыты.  Кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность.  Прополка  грядок  и  сбор  ягод,  лепка  пельменей,  плетение  кос, штопка,  шитье,  вязание  и  вышивание,  стирка  белья,  вырезание  различных поделок из дерева и лепка из глины. Все  домашние дела делались руками.

Мелкая  моторика  –  это  возможность  человеком  выполнять  множество движений, при скоординированных действиях нервной и мышечной системы при выполнении мелких и точных действий кистями и пальцами рук. Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, то нормально развивается и речь. В противном случае  наблюдаются отставания в овладении речи, так как совершенствование речевых реакций находится в тесной взаимосвязи со степенью тренировки движений пальцев.  

Многими учеными изучена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики. Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением  речи  развитие  тонких  движений  пальцев  рук. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство  в коре  больших  полушарий  мозга.  А  развитие  тонких движений  пальцев  рук  предшествует  появлению  артикуляции  слогов  у  малыша. Она доказала, что благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Еще век назад М. Монтессоритзаметила,  что  развитие  речи  и  интеллекта  тесно  связано  с  тем,  насколько сформировано  моторное  развитие  ребенка. Исследователи  детской  речи  говорят о том, что движения пальцев рук тесно связанны с речевой функцией [1, с. 103].

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.

Для  развития  мелкой  моторики  рук  в  младшем  дошкольном  возрасте можно  использовать  пальчиковую  гимнастику,  которая  решает  множество задач  в развитии  ребенка:  способствует  овладению  навыками  мелкой  моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность головного мозга; развивает психические процессы:  внимание, память,  мышление,  воображение; развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.  

Рисование – одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек-разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры-обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой  цели  формочки  для  приготовления  печений  или  кексов.  Существует множество  фабричных  игр-обводок.  Если  ребенок  крайне  неохотно  рисует кистью,  можно  предложить  порисовать  пальцами.  Можно  рисовать  одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно. Очень необычно рисовать  пористыми  губками,  маленькими  резиновыми  мячами  с  шершавой  поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».                                              

Лепить из пластилина можно начинать уже в два года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата.  

Аппликации  доступны с  весьма  раннего  возраста.  Если  ребенок  еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты – как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на  чистый  листок,  придавая  им  какую-либо  форму.  Может  получиться  осмысленный коллаж. С трех лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всех тех же цветных журналов, и клеящим карандашом закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое  преимущество.  Как  бы  ни  коряво  вырезал  ребенок,  все  равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.                              

Развитию  кисти  и  пальцев  рук  способствуют  не  только  пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Достоинством игр с предметами  на  развитие  мелкой  моторики у  детей  является  то,  что  для  их проведения  не  требуются  какие-то  специальных  игрушки,  пособия  и  т.п. В играх  используются  подручные материалы,  которые  есть  в  любом  доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.  

Игры-шнуровки можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке).  Такие  игры  развивают  пространственную  ориентировку,  внимание,  формируют  навыки  шнуровки,  развивают  творческие  способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.                    

Разнообразное нанизывание отлично развивает руку. Нанизывать можно все, что угодно: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно  сортировать  по  размеру,  цвету,  форме.  Заданий  и  упражнений,  направленных  на  развитие  мелкой  моторики  очень  много:  нетрадиционные техники рисования, пластилинография, шнуровки. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина.                                                                                                                        

Детям младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики рук  необходимо  предлагать  различные  виды  мозаик,  разнообразные  конструкторы, пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, цветные клубочки для перематывания, набор веревочек различной толщины для завязывания,  семена,  крупа,  разнообразный  природный  материал,  карандаши.  

Наши  предки,  забавляя  детишек  играми  в  ладушки  и  в  «сороку-белобоку»,  занимались  вовсе  не  бессмысленным  занятием.  Поглаживания, похлопывания  и разминание  пальчиков,  которые  происходят  во  время  этих забав, активизируют нервные окончания на ладошке, что автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет. Именно поэтому развитие моторики нужно стимулировать как можно раньше.  

Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

 

Список информационных источников

 

1.   Афонькин, С.Ю. Страна пальчиковых игр / С.Ю. Афонькин, М.С. Рузи-                      

на. – СПб, 1998. – 338 с.

2.   Белая, М.Е. Пальчиковые игры / М.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 1999. –

48 с.

3.   Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. – М., Изд-во

«Советская Россия», 1973. – 111 с.

4.   Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников:

пособие для родителей и педагогов / Л.П. Савина. – М., 1999. – 48 с.

5.   Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтар-

ный. – СПб, 1996. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

для родителей детей младшего дошкольного возраста "Развитие мелкой моторики рук"

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...

Значение пальчиковой гимнастики для детей младшего дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики.

"Наши пальчики писали,наши пальчики устали..." Помните, как мы хором декламировали эти строчки, сжимая и разжимая потрудившиеся на славу ладошки?Ох, нелёгкое это дело - выводить разные крючки и палочк...

Консультация для родителей "Формирование речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики"

Формирование речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.В воспитании детей раннего возраста очень важным является обогащение и совершенствование чувственного опыта в процессе деятель...

Презентация.Формирование речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики

Задачи: * развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;*повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив   их в занимательную игру;*сочетать игры и упражнения для тренировки...

Проект "Речь на кончиках пальцев" Формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Развиваем мелкую моторику»

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста....