Итоговое игровое мероприятие по развитию речи на основе фольклора в первой младшей группе «Как мы с Козой Дерезой козленка выручали»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Сорокина Светлана Викторовна

            Все знают как малыши любят малые фольклорные формы. С их помощью можно часами занимать  детей. Это рассказывание и обыгрывание сказок, потешек, пестушек,  разучивание  песенок, хороводных игр и еще много чего познавательного и увлекательного. Вся это веками накопленная мудрость помогает не только забавлять ребенка, но также позволяет нам развивать его, обучать и воспитывать. Вот и мы потихоньку постигали народную науку, развиваясь во всех образовательных областях, но в этом занятии особый акцент  сделали на развитии речи. Вместе с ребятами мы превратились в козлят и заботливую маму Козу Дерезу, переместились в удивительный сказочный мир,  где нас поджидали удивительные приключения, испытания и встречи. Мы не только выручили козленка из беды, но и подружились с волчонком, а также непринужденно  выполнили ряд  упражнений и  игр на развитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое игровое мероприятие по развитию речи на основе фольклора

в первой младшей группе

«Как  мы с Козой Дерезой козленка выручали»

Цель: развитие речи детей, стимулирование к активному говорению.
Задачи: 
Образовательные: учить отвечать на вопросы, говорить эмоционально, выразительно; учить концентрировать внимание, координировать движения; продолжать учить детей составлять рассказ об игрушке вместе с воспитателем.
Развивающие: формировать дыхательно-речевой аппарат, внимание, память; развивать навыки взаимодействия между детьми;

активизировать словарь детей прилагательными: маленький, пушистый, коротенький; закрепить произношение звука -з-.
Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, любовь к животным, воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающим.

Предварительная работа: чтение сказок «Коза Дереза», «Козлята и волк», «Колобок»; разучивание музыкальной игры «Зайцы и лиса», хороводной игры «Мы по лесу пойдем»;  знакомство с песней-танцем «Давай Коза попрыгаем…»; разучивание потешек  про козу и козленка; проведение  беседы «Кто что ест»; составление рассказов об игрушке – зайчике, собачке, кошечке, проведение дыхательных гимнастик.

Материальное обеспечение:

костюмы для участников мероприятия;  

атрибуты для избушки Козы;

атрибуты для леса – деревья, пеньки, цветы;

корзинка для Козы;

шапочка Лисички для игры «Зайцы и лиса»;

наполнение для дидактической игры «Чудесный мешочек»;

шапки-маски для хороводной игры «Мы по лесу пойдем»;

мягкая игрушка – козленок;

разноцветные цветы;

карандаши каждому ребенку (подарок Козы Дерезы);

технологическое обеспечение (ноутбук и колонки, аудиозаписи музыкальной игры «Зайцы и лиса», музыкальная композиция Свиридова «Вальс цветов», «Песня Козы» из музыкального фильма «Мама», танец-песня «Давай Коза попрыгаем…»).

Участники: Колобок, Зайка, Медвежонок – дети из старшей группы,  Волк –мальчик из подготовительной группы, Коза Дереза – воспитатель, козлята – дети группы,  помощник организатор – родитель, второй воспитатель.

Методическое сопровождение:

Сюрпризный момент

Создание проблемной ситуации

Использование упражнений, игр,  направленных на развитие речи:

- пальчиковая гимнастика

- чистоговорка

- дыхательная гимнастика

- упражнение на развитие силы голоса

- составление описательного рассказа по игрушке

- д/и «Чудесный мешочек»

- х/и «Зайцы и лиса», «Мы по лесу пойдем», «Волшебный цветок».

Ход

В гости к детям приходит Коза Дереза с маленьким козленком (игрушкой).

Коза: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Коза: Вы меня узнали?

Дети: Да, ты Коза.

Коза: 

Да,  Я коза-дереза

Тоненькие ножки,

Остренькие рожки.

Травку на лугу щипаю,

Молоком всех угощаю!

Коза: Ребята, а это мой сыночек – козленочек. Скажите ему: «Здравствуй, Козленок!»

Козленок: Здравствуйте, ребята.

Коза: Смотрите, какой он хорошенький:

Маленькие рожки, ушки,

 Глазки, носик, ротик,

Коротенький хвостик,

Лапки ловко прыг да скок,

Угощу его капустой

И зелененькой травой.

Благодарно закивает

Он  своею головой,

И споет он звонко:

«Ме-ме-ме, Ме-ме-ме »,

Молоко подайте мне!

Коза: Ребята, а вам нравится козленок? Вы хотите рассказать про козленка?  (Да!) Тогда послушайте внимательно еще раз.

Описательный рассказ о козленке:

Это козленок.  Он хорошенький, беленький и  пушистый.  У козленка маленькие рожки, ушки, глазки, носик, ротик, лапки, короткий хвостик.  Козленок прыгает, бегает и бодается. Козленок любит капусту, зеленую травку и молочко. Он маме Козе поет  песенку: «Ме-ме-ме».

 (2-3 ребенка рассказывают)

Коза: Молодцы! Как вы здорово рассказали о козленке. Ему очень понравилось! А вы хотите быть моими детками – козлятками?

Дети: Да!

Коза: Вот и хорошо. Теперь я буду ваша мама - коза, а вы мои детки - козлятки, мои козлятушки,  ребятушки.

Вы, наверное,  очень любите танцевать?

Дети: Да!

Коза: Тогда, давайте,  потанцуем под мою любимую песенку: «Давай коза попрыгаем…»

Танец-песня «Давай коза попрыгаем…»

1.Шел козёл по лесу

Нашел себе принцессу…

2. Шел козёл по мостику

Нашел козу без хвостика…

3. Шел козёл тропинкою

Нашел козу с горбинкою…

4. Шел козел канавою

Нашел козу корявую…

Коза: Мои ребятки-козлятки, наверное, проголодались и устали. А вот покушать ничего нет у меня в избушке. Я пойду на ярмарку и куплю для вас подарки, а вы спать ложитесь, отдыхайте!  Да смотрите, никуда не ходите, волку дверь не отворяйте. А я приду вам песенку спою, вот вы меня и впустите.

Дети засыпают на лавочках и на коврике под колыбельную песню

«Баю-баюшки-баю…»

Приходит Коза и поет песню:

Дин-дон, я ваша мама,
Я ваша мама, вот наш дом.
Дин-дон, маму встречайте,
Маму встречайте все гуртом.

Ля-ля-ля-ля, была я на ярмарке,
Ля-ля-ля-ля, стою у дверей.
Ля-ля-ля-ля, вернулась с подарками,
Дверь откройте, дверь откройте скорей!

Дин-дон, я ваша мама,
Я ваша мама, вот мой дом.

В это время незаметно для детей убирают козленка игрушку.

Козлята просыпаются, открывают дверь, бегут к маме Козе.

Коза: Дверь открывайте, маму впускайте.  Здравствуйте, козлятки! Ваша мама Коза пришла. Все ли живы, все ли здоровы? А где же самый маленький козленок? Неужели маму не послушал и убежал в лес. Что же делать? Как же быть? Его же в лесу может волк съесть!

Дети: Давайте, пойдем его искать.

Коза: Козлятушки, ребятушки в лесу от мамы козы не отходите. А то может случиться беда! Вы знаете, какая? (Волк съест, потеряешься)

Все вместе отправляются в лес, искать козленка.

Игровая ситуация: Встреча с колобком

(Колобка играет ребенок из подготовительной группы)

Колобок:  Ой,  кто тут! Как вас много! Стойте, не подходите ко мне!

Коза: Здравствуй, Колобок, не бойся, мы тебя не обидим. Мы добрые  ребята.

Колобок: Здравствуйте!  Никого я не боюсь!

Коза: Мы знаем, что ты очень смелый.

- Ребята, а от кого ушел Колобок?

Дети: От зайки, от волка, от медведя!

Коза: А что сказал волк, когда встретил Колобка?

Дети: Колобок, Колобок! Я тебя съем!

Коза: А что ему ответил Колобок?

Дети: Не ешь меня я тебе песенку спою!

Коза: А от кого Колобок не сумел убежать?

Дети: От лисички?

Коза: А как вы думаете, почему он не сумел убежать от лисички?

Дети: Потому что лисичка хитрая! Она обманула Колобка.

Колобок: Ой-ой-ой! Я не хочу, чтобы меня скушала лисичка!

Коза: Тогда пойдем с нами, и никто тебя не обидит

- Колобок, не видел ли ты  в лесу  маленького беленького Козленка, он, как и ты, убежал из дома. И мы волнуемся, чтобы его не съел злой волк?

Колобок: А вы мою песенку послушаете?

Коза: Мы очень любим сказку про Колобка и нам очень нравится твоя песенка. Мы не только послушаем твою песню, но и подпоем тебе.  Да, ребята, поможем песенку петь? (Да):

Я Колобок, Я Колобок,

Румяный бок! Румяный бок!

По амбару я метен,

По сусекам я скребен,

На сметане я мешен,

На окошке я стужен,

Я   от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

И от зайки я ушел,

И от волка я ушел,

И от медведя я ушел!

Я Колобок, Я Колобок,

Румяный бок! Румяный бок…

А от вас я не уйду,

Найти Козленка помогу!

Колобок: Спасибо, вы очень красиво поете мою песенку. Так и быть помогу вам.

Козленок пошел вон к тому дереву. Идите за мной.

Дети идут за Колобком к дереву.

Коза (очень тихо): Ой, ребята, кто это сидит на пенечке?

Дети: Зайчик!

Коза: Здравствуй, Зайчик - длинное ухо, комочек пуха!

Зайчик: Здравствуйте! Не подходите ко мне. Я вас боюсь!

Коза: Не бойся! Мы тебя не обидим! Мы добрые ребятки!  А что это ты тут делаешь, зайчик?

Зайчик: На базар ходил, гостинцы друзьям  купил. Вот только не знаю, кто и что любит.

Коза: Зайчик, мы тебе поможем, правда, ребята?

Дети: Да! Поможем!

Коза: Так, зайчик, показывай, что там у тебя в мешочке лежит?

Проводится игра «Чудесный мешочек»

Ход: Дети стоят «стайкой». Зайчик достает из мешка один предмет, показывает детям и спрашивает что это, и кто это любит. Дети отвечают.

В мешке находятся: морковка и капуста для зайчиков, орешки, грибочки и шишки для белочки, грибочки для ежика, капуста для козочки, ягоды и шишки для медведя, сыр для мышки, курочка и рыбка для волка и лисички.

Зайчик: Спасибо, ребята. Теперь я знаю,  кто и что любит кушать.

- А вы лису не видели? (спрашивает испугано)

Дети: Нет, не видели!

Зайчик: Это очень хорошо, а то я ее очень боюсь. Давайте, поиграем в мою любимую игру «Зайцы и лиса».

Проводится музыкальная игра «Зайцы и лиса»

«На лесной лужайке…»

Зайчик: Какие вы молодцы, никого лисичка не нашла! Спасибо вам ребят за то, что поиграли со мной. Может, вам нужна моя помощь?

Коза: Зайчик, помоги нам, пожалуйста, у нас Козленок потерялся.  Ты его не встречал?

Зайка: Встречал. Он пошел вон по той тропинке на полянку.  Пойдемте, за мной!

Дети идут за зайчиком.

На полянке встречают Медвежонка, у него в лапах букет цветов, которым он  любуется, вдыхает их аромат.

Коза: Ребята, посмотрите, вон медвежонок сидит. Не кричите, а то мы его напугаем.

Коза: Здравствуй, бурый смешной медвежонок!

Медвежонок: Здравствуйте! Не подходите ко мне. Я вас боюсь! Очень уж вас много.

Коза: Не бойся! Мы тебя не обидим! Мы добрые ребятки!  А что ты делаешь на полянке?

Медвежонок (восторженно): Цветами любуюсь. Смотрите,  какие они красивые! Разноцветные.  

- Ребята, вам нравятся цветочки? (Да)  

- Хотите со мной поиграть в игру «Волшебный цветок»

Дети: Да!

Проводится игра «Волшебный цветок» под музыку

Дети образуют хоровод. Внутри хоровода раскладываются цветы.

- Тогда становитесь в кружок. Пока звучит музыка, вы будете  передавать колокольчик по кругу. По окончании музыки колокольчик не передают. У кого оказался в руках колокольчик, тот поднимает с полянки цветок  и называет его цвет.

Ты цветочек подними,

Цвет  его ты назови!

Коза: Ребята, давайте понюхаем, как ароматно пахнут цветочки - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А - ах!”

Проводится дыхательная гимнастика “Аромат цветов”

Коза: Медвежонок, ты не видел, маленького глупого козленка?

Медвежонок: Видел. Он пошел в ту сторону по тропинке. Пойдемте за мной, я вас проведу.

Коза: Ребята, давайте расскажем, по какой дорожке нам нужно будет идти!

Проводится пальчиковая гимнастика:

Ножками по травушке: шух – шух – шух.

Ножками по камешкам: скок – скок – скок.

Ножками по лужицам: плюх – плюх – плюх.

Ножки по дорожкам: тук – тук – тук.

Дети, Коза, Колобок, Зайка, Медвежонок встречают Волка.

Волк, прячась за елкой, держит в лапах козленка.

Волк: А ну, стойте. Я волк, серый бок, зубами щелк. Я вас съем.

Коза: Здравствуй волк, серый бок, зубами щелк! Мы тебя не боимся! Отдай-ка, нашего козленка!

Волк: А вот не отдам! Я его съем!

Коза: Разве ты не знаешь, что есть маленьких козлят плохо? Отдай по-хорошему!

- Я коза-дереза!

Ножками тот-топ,

Глазками хло-хлоп!

Рожками тебя

забодаю, забодаю!

Отдай, козлёнка!

Волк: Не отдам!

Коза:

- Я  Бородатая коза

Кручу серые глаза.

Рогами качаю

– Сейчас забодаю!

Отдай, козленка

по добру, по здорову!

Волк: Не отдам!

Коза: А ну, ребятки-козлятки, топайте ногами, хлопайте руками, бодайте волка  рогами!

Волк: Ой-ой-ой! Отдам, если вы со мной играть  будете!

Коза: Ребята, поиграем вместе с волком?

Дети: Да!

Волк отдает Козе козленка.

Проводится хороводная игра «Мы по лесу идем»

Ход: детям раздают маски животных. Дети идут хороводом и произносят слова:

Мы по лесу пойдем

и зверей в нем найдем:

Ну-ка, зайку позовем!

Ау-ау, зайчик!

Зайчик откликается: «Я – зайчик!»

Зайчик выходит в круг.

Дети поют: 

Зайчик, зайчик, попляши, попляши, попляши!

Твои лапки хороши, хороши, хороши!

Вот так, вот так! не забудь, нам поклонись

Вот так! Да на место воротись!

Зайчик пляшет (руки на поясе, выставляют ножку поочередно), дети хлопают в ладоши.

Примечание: после зайчика дети называют по очереди других животных

Коза: Волк, тебе понравилась наша игра?

Волк: Да!

Коза: Больше не будешь обижать маленьких ребят?  

Волк: Нет! Простите меня, пожалуйста. А вы будете со мной дружить?

Дети: Да!

Коза: Вот и замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем:

«Мы хорошие!»

Сначала шепотом, потом обычным голосом, а затем громко.

Проводится упражнение на развитие силы голоса.

Коза: пора прощаться с нашими друзьями (дети прощаются).

Коза: А мы отправляемся домой. Становитесь,  друг за другом и повторяйте за мной:

Чистоговорка:

Зу-зу-зу, мы увидели козу!

Зе-зе- зе, травы дадим козе!

За-за-за  молока дала коза!

Дети прощаются с козой, а она им дарит подарки (сушки).

Сказка «Волк и семеро козлят» читать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое тематическое мероприятие на тему "Домашние животные" с детьми первой младшей группы"

Автором представлен конспект итогового  тематического мероприятия на тему "Домашние животные"...

ФЭМП в первой младшей группе. Тема занятия: «Коза - дереза».

открытое занятие по ФЭМП по мотивам сказки "Волк и семеро козлят"...

Конспект итогового занятия по развитию речи «Чудесный мешочек» в первой младшей группе

Цель: воспитание у детей отзывчивости, сочувствия к сказочным персонажам формирование представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина).Задачи:Образовательные: развитие речи ка...

Мастер-класс для воспитателей. Развитию речи на основе фольклора с использованием пальчиковых игр во второй младшей группе.

Мастер-класс для воспитателей. Развитию речи на основе фольклора с использованием пальчиковых игрво второй младшей группе....

Конспект открытого мероприятия по развитию речи детей средствами фольклора во второй младшей группе «Игры да потешки»

Приобщить детей к истокам народной культуры; добиться обогащения активного словаря детей посредством фольклорных произведений; создать у детей и родителей радостное настроение....

Конспект итогового занятия по развитию речи «Чудесный мешочек» в первой младшей группе

Цель: воспитание у детей отзывчивости, сочувствия к сказочным персонажам формирование представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина).Задачи:Образовательные: развитие речи ка...

Конспект открытого мероприятия по развитию речи детей средствами фольклора во второй младшей группе

Тема: «Волшебный сундучок»Цель: Приобщить детей к истокам народной культуры; добиться обогащения активного словаря детей посредством фольклорных произведений; создать у...