« Как на Руси весну встречали. Закличка весны. Изготовление народной куклы Веснянки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кунакильдина Лилия Хакимжановна

: ЗнаЗнакомство детей с русскими народными традициями и обрядами и с народной куклой Веснянкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия для старшей группы по художественно-эстетическому развитию.

« Как на Руси весну встречали. Закличка весны. Изготовление народной куклы Веснянки»

Интеграция образовательных областей: Познание, речевое развитие , художественно-эстетическое развитие.

Цель: Знакомство детей с русскими народными традициями и обрядами и с народной куклой Веснянкой.

Задачи: Приобщать  детей к   русской  народной культуре , традициям и  обрядам. Расширить представление о народных игрушках.

Учить изготавливать куклу- оберег Веснянка.

Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус.

Воспитывать интерес  к русскому народному творчеству.

                Ход занятия.

Зал украшен как  горница  различными игрушками и русскими народными предметами.

Дети входят в зал, их встречает воспитатель.

Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята! Всем ли удобно, всем ли видно, ну тогда милости просим в горницу. Наша горница непростая и не золотая , хотя и непростая а для ребяток привычная. Посмотрите сколько здесь игрушек , а кукол сколько и большие и маленькие.

-А давайте я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.

- Есть ноги . но не ходят. Есть  рот, но не говорит

Доставляет детям радость, но сама радоваться не умеет.

- Правильно кукла.

Стук в дверь.

Воспитатель: Ой , кто-то стучит.( подходит к двери и приносит посылку)

-Ребята, к нам пришла посылка с письмом. Давайте прочитаем.

Не на море океане. Не на острове Буяне

Не на небе на земле , есть музей в одном селе.

Музей игрушки.

- А посылка пришла из музея игрушки , что находится в городе Сергиев Посад , что рядом с Москвой.

- А что же в этой посылке? Наверно гости из музея.

Воспитатель открывает посылку и достает карточку с загадкой

-Алый  шелковый платочек. Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

Разрумянилась немножко наша русская (матрешка).

Воспитатель достает матрешку и ставит на стол.

Воспитатель: Из чего сделана игрушка.

- Правильно из дерева, значит деревянная

Следующая карточка: Вот игрушки вятские на все манеры,

Вот барышни. Вот кавалеры.

Игрушки эти всюду славятся, надеемся и вам понравятся.

Воспитатель: Как эти игрушки называются?( дымковские)

Воспитатель показывает дымковские игрушки и ставит на стол.

Воспитатель: А  дымковские игрушки из чего лепили?

- Правильно из глины , значит они глиняные.

-Здесь еще есть кукла. ( показывает соломенную куклу)  Догадайтесь из чего она сделана? Из соломы, солома это стебельки пшеницы. Значит кукла какая ?

-Правильно соломенная. Молодцы.

- А вот самая интересная кукла вот она .(показывает куклу оберег). Она сделана из ткани. Значит тряпичная кукла. А смысл этой куклы очень большой, потому что она защищала дом от неприятностей, болезней.

- Посмотрите сколько же кукол приехали к нам в гости и все они народные.  Знаете,  почему их так называют? Потому что с самых древних времен на Руси делали куклы для праздников, для детей ,а еще кукла  защищала дом от неприятностей, болезней, пожаров . Люди с куклами  провожали зиму , сжигали соломенную куклу, топили в воде куклу Кострому , чтобы она  унесла плохое и принесла урожай. А эта кукла называется Веснянка. (Показывает) Почему она так называется ? Потому что с ней люди выходили зазывать весну, тепло , лето, и хранили ее до следующей весны , чтобы она приносила удачу .

- А давайте мы тоже сделаем Веснянку и будем зазывать весну как в древние времена .Согласны? Тогда пойдемте и займем свои рабочие места. Посмотрите перед вами несколько видов ткани, веревочки и кусочек ваты. ( Показ воспитателя приемов изготовления куклы  ).

- Молодцы у всех получились красивые куклы . Обратите внимание что у наших кукол нет лица , так и должно быть .А теперь пойдемте в лес   зазывать весну с куклой Веснянкой.( Звучит музыка звуки леса) Вот лес . сколько здесь тайн и загадок.

- Здравствуй  лес дремучий полный сказок и чудес

Что в глуши твоей таится?  Что за зверь, что за птица?

Все открой не утаи, ты же видишь мы свои

- В какой лес мы пришли?

-Правильно дремучий. Весенний, волшебный.

- А главное дерево в России и символ ее это березка вот она красавица

Давайте поклонимся ей ведь она  и греет. и лечит ,и от жары спасает.

Воспитатель: Я вам загадаю загадку.

-Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей ,

Целый день на поле вскачь , а зовется птица (грач).

-Правильно. А в народе говорят грач весну открывает.

- Еще загадка.

На шесте дворец.Во дворце певец.

А зовется он (Скворец)

- Здесь шуметь можно? Нет.  И сорить нельзя ведь лес он живой.

А вот и поляна . А как же весну зазывали?

Воспитатель: (С куклой в руках.)

Приди весна , приди красна

С ясным солнышком ,колоколнышком.

Дети повторяют.

Воспитатель: Сейчас и медведь проснется , и муравьи, подснежники зацветут и солнце будет ярче светить.

- А теперь послушаем  весну.( Звучит запись звуков леса)

-Что вы слышите  птиц , ручей зажурчал, муравьи побежали .

А как в давние времена мы тоже поиграем в игру « Ручеек», это означает пробуждение природы.

Все встаем парами.(  звучит хороводная мелодия)

- Мы славно поиграли , пора возвращаться домой.

Под звуки леса дети делают круг.

Воспитатель: Вот мы пришли в горницу где ждут нас наши гости из музея игрушек. Спасибо им что пришли к нам в гости мы очень много узнали и увидели различных народных кукол. А теперь мы складываем их обратно в посылку и отправляем в музей . чтобы они могли порадывать  других детей. А наши Веснянки останутся с нами встречать весну.( Посылку отправляют)

-Мы сегодня познакомились с разными куклами измузея игрушек, ходили в лес зазывать весну , поклонились красавице березке, отгадывали загадки, слушали звуки волшебного леса и даже сами изготовили куклу Веснянку. Вот какое получилось у нас путешествие.

- Всем понравилось? А  в следующий раз мы пойдем кликать жаворонков.

До свидания. (Дети уходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Приобщение детей к народной культуре посредством изготовления традиционной народной куклы Веснянка"

Восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам....

Интегрированное занятие для детей старшего возраста «Изготовление народной куклы «Веснянка»

Цель: прививать интерес к русской культуре посредством создания народной куклы «Веснянка».Задачи:Образовательные: научить изготавливать народную куклу.Развивающие: развивать познавательный...

Технологическая карта изготовления русской народной куклы Веснянка

В технологической карте подробно описано поэтапное изготовление русской народной куклы Веснянка....

Мастер – класс тема: «Изготовление народной куклы Веснянки»

Данный мастер-класс рассчитан на воспитателей ДОУ.        Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение м...

Методическая разработка занятия «Изготовление традиционной народной куклы «Веснянки»

Методическая разработка занятия «Изготовление традиционной народной куклы «Веснянки»...