Роль знакомства с русскими народными сказками в формировании коммуникативных навыков
консультация по развитию речи

Кудерышкова Ирина Александровна

описание особенностей русских народных сказок в их связи с развитием речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnyh_navykov_doshkolnikov.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Роль знакомства с русскими народными сказками в развитии коммуникативных навыков у дошкольников»

Подготовила: воспитатель

Кудерышкова Ирина Александровна

Речевое развитие детей является одной из ключевых областей развития, заданных федеральным государственным образовательным стандартом. В современном мире цифровых технологий формирование у ребенка этой стороны развития становится наиболее актуальным. В процессе речевого развития ребенка можно выделить три ключевых направления: структурное (формирование структурных единиц языка), функциональное (формирование навыка владения языком, его использование как средства коммуникации) и когнитивное (формирование способности осознавать речевые явления). Эти направления тесно взаимосвязаны друг с другом, но успешная их реализация невозможна без развития коммуникативной компетенции.

Именно коммуникативные навыки позволяют человеку получать и передавать информацию. Поэтому с их развитием происходит общее развитие человека. И начинается этот процесс с момента рождение.

Ключевая роль в формировании и развитии коммуникативных навыков отводится образовательным учреждениям. В этой связи детский сад является первичным звеном.

На базе дошкольных учреждений реализуется целый спектр развивающих средств. Но педагоги всегда стараются подбирать материал наиболее интересный и доступный данной возрастной категории. Одним из таких средств, доступных даже ребенку раннего дошкольного возраста является знакомство с русскими народными сказками.

Рассмотрим, как особенности русских народных сказок благотворное влияют на развитие коммуникативных навыков.

  1. В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят и др.

Это позволяет детям использовать в речи устойчивые выражения, обогащает их словарный запас. Многие устойчивые сочетания дают возможность подумать над связью слов между собой по смыслу, что является предпосылкой развития связной речи.

  1. Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

За счет этого ребенку во время знакомства с русскими сказками предоставляется возможность познакомится со способами формулирования речи. Это в дальнейшем научит его расставлять логические ударения в фразовой речи, придавать им эмоциональный оттенок.

  1. Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

Это способствует активному формированию лексического строя языка, обогащает словарный запас. Кроме того, ребенок привыкает к разным языковым нормам (старой и новой) и в дальнейшем все реже испытывает трудности при чтении произведений авторов, творивших в другое время.

  1. Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк –ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

Это помогает детям с раннего возраста на интуитивном уровне правильно формировать лексико-грамматический строй речи. Они учатся использовать в речи не только слова в их начальной форме, но слова от них образованные. У детей активно формируется и увеличивается словарный запас.

  1. Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

Именно поэтому такой источник развития как народные сказки является общедоступным для понимания детей любого возраста. А те принцип ы и нормы морали, которые заложены в их содержании помогают детям правильно сформировать внутренние ориентиры.

Коммуникативные навыки у дошкольников можно и нужно развивать, прививая детям основы грамотного общения и культурной речи. Начинать такое обучение нужно с самого рождения, применяя весь спектр приемов и методов воздействия. Одним из наиболее доступных приемов является знакомство с русскими народными сказками. Они уникальны тем, что знакомы 

Использованные источники: 

  1. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просве-щение, 2011. - 159 с.
  2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. - 147 с.

http://skazki.smeha.net/russkie/info.html

https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-komunikativnyh-navykov-doshkolnikov-posredstvom-igry.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...

Роль народной сказки в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Блогодаря народных сказок, дети начинают более глубоко понимать себя и других людей, учатся ориентироваться в эмоциональной реальности....

Консультация для педагогов Тема « Формирование коммуникативных навыков, через знакомство с русской народной сказкой»

Приобщение детей к сказке,совершенствует ум ребёнка,помогает овладеть речью,познавать окружающий мир,развивает устойчивый интерес к сказке.Образные, яркие выражения, сравнения,«сказочные» ...

Роль народной сказки в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Народная сказка - это история или небылица, которую сочинили люди. Такое повествование не имеет конкретного автора, но оно отображает характер и ценности народа, который его сотворил....

Конспект образовательной деятельности для детей 3-4 лет по формированию коммуникативных навыков Тема: «Знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики».

ЗадачиОбразовательные: -познакомить детей с русской народной сказкой «У страха глаза велики»;-учить пересказывать сказку используя мнемотаблицу;- учить детей подбирать слова, более точно о...