Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
картотека по развитию речи (младшая группа)

Картотека
игр и игровых упражнений
по формированию звуковой культуры речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_17.11.2019.docx31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека
игр и игровых упражнений
по формированию звуковой культуры речи

Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи

Детей 3-4 лет «Гимнастика для язычка».

Дидактическая задачапомочь выработать у ребенка правильное произношение некоторых звуков.

Игровая задача : развить речевой слух
Игровые действия: Начинаем с простых вопросов:

Как тикают часы?- тик-так

Как подзывают цыплят?- цып-цып

Как чикают ножницы? -чик-чик

А затем задают вопросы так , чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:

Как жужжит жук? –ж-ж-ж

Как воет волк? –у-у-у

Как поют комарики? –з-з-з

Как фыркает кот? –ф-ф-ф

Как шипит змея? –ш-ш-ш

И т. Д

Правила игры: Дети отвечают на вопросы воспитателя по очереди, и по картинкам определяют предмет или животное и произносят звук, который они издают.

Итог игры: побеждает тот , кто правильно определяет картинку и звук.

Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей

3-4 лет «Помоги собрать вещи»

Дидактическая задача: различение звуков [з] – [ж]

Игровая задача: развить речевой слух

Игровые действия: Воспитатель рассказывает историю. Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з]. а жуку со звуком [ж].

Детям нужно выбрать:

Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.

Правила игры: Можно использовать наглядный материал (игрушки, картинки)

Итог игры: Побеждает тот, кто правильно собрал больше всего вещей.

Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей

4-5 лет «Шарики для лягушонка»

Дидактическая задача: автоматизация звука  [Ш] в словах

Игровая задача: совершенствовать отчетливое произношение звуков

Игровые действия: Лягушонок Кваша получил в день рождения воздушные шарики. Но вдруг подул ветерок,  и шарики разлетелись. Давай поможем Лягушонку поймать шарики и привязать их на ниточку.

Правила игры: Называй картинку на обороте шарика, четко проговаривая  звук  [Ш].

Итог игры: За правильное произношение дети получают картинку-шарик.

Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей

4-5 лет «Магазин»

Дидактическая задача: Освоение действий интонационного выделения звука в слове, Развитие представления о твердом и мягком согласных звуках.

Игровая задача: Развитие умения подбирать слова на заданный звук

Игровые действия: Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук, и раскладывают предметные картинки для «старшего братца» (твердый звук) и «младшего братца» (мягкий звук).

Правила игры: Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. За правильно названное слово ребенок получает фишку.

Итог игры: Побеждает тот, кто наберет больше фишек

Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей

5-6  лет «Замени звук»

Дидактическая задачаУчить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Игровая задача: развить речевой слух

Игровые действия: Воспитатель задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове. Затем раскладывает картинки и приносит слова а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово. Например, нужно заменить на (ч)- первый (кашка-чашка, гайка-чайка) или последний (враг-врач, клюв-ключ)

Правила игры: Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. За правильно названное слово ребенок получает фишку.

Итог игры: Побеждает тот, кто наберет больше фишек

Дидактическая игра по воспитанию звуковой культуры речи детей

5-6 лет «Какого звука не хватает»

Дидактическая задача: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Игровая задача: Освоение действий интонационного выделения звука в слове

Игровые действия: Воспитатель подбирает картинки со словами, раскладывает на столе и называет, заменяя нужный звук паузой. Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Правила игры: Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Итог игры: Побеждает тот, кто наберет больше фишек

Дидактическая игра на развитие словаря «У кого какая шубка?» Для детей 4-5 лет.

Дидактическая задача: Формировать связную речь дошкольников. Активизировать словарь словами: пушистая, мягкая, гладкая. Закреплять знания детей о животных. Закреплять знания детей о цвете и свойствах ткани и меха.

Игровая задача: Выбирать понравившуюся игрушку для ее описания.

Игровое действие: Поиск на столе игрушки. Составление описательного рассказа с помощью воспитателя.

Правила игры:

Дети сидят за столом, на котором стоят мягкие игрушки по количеству больше, чем детей: зайчики, медведи, белочки, лисички; куклы, одетые в шубки. Дети поочередно берут со стола понравившуюся Мягкую игрушку и отвечают на вопросы педагога:

- Кто тебе понравился? Кого ты выбрал? Кто это?

- Какая у зайчика шубка? (белая, пушистая, мягкая и т.д.)

- У лисички какая шубка? (рыжая, мягкая, пушистая)

- У белочки какая шубка? (мягкая, гладкая)

— У куклы Тани какая шубка? (красная, мягкая, пушистая)

Итог игры: Побеждает тот, кто подберет больше слов.

Дидактическая игра на развитие словаря Кого разбудило солнышко?

Для детей 4-5 лет.

Дидактическая задача: Развивать активную речь, слуховой анализатор, внимание. Закрепить знания детей о приметах времени года - весна.

Игровая задача: Действовать только по сигналу воспитателя. Подбирать только те карточки, которые соответствуют приметам весны.

Игровое действие: Подбирают нужные картинки и описывают их. Дидактический материал: предметные картинки, изображающие весну и зиму по количеству детей.

Правила игры:

Детям раздают предметные картинки разных времен года. Они должны составить небольшие описательные рассказы.

Воспитатель сообщает детям, что пришла весна, появилось солнышко. Солнышко протянуло свои лучики и ... кого-то разбудило.

- Кого разбудило солнышко весной?

- Солнечный зайчик разбудил медведя. Он в берлоге зимой спал.

- Солнечный зайчик разбудил листочки. Они появились из почек на деревьях и кустарниках.

- Солнечный зайчик разбудил ежика. Он зимой в норке спал.

- Солнечный зайчик разбудил муравья и бабочек. И т.д.

Итог игры: Побеждает тот, кто подберет правильно карточки.

Дидактическая игра на развитие словаря "Почини одежду зайчатам" Для детей 3-4 лет.

Дидактическая задача: учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи.

Игровая задача :Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их

(круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Игровое действие: Дети  выполняют  задание. Воспитатель  спрашивает  у  каждого  ребёнка,  какого  цвета  заплатку  он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Правила игры:

Появляется зайчиха(кукла бибабо)с корзинкой и плачет.

Воспитатель:

Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха:

Купила я своим зайчатам подарки –шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст –они и порвались. (показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель:

Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети :на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель:  Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы), на которых заранее разложены  заплатки.  Дети  подходят  к  столам  и  выполняют  задание.

Зайчиха:

Большое дети, вам спасибо

Итог игры: Побеждает тот , кто правильно подберет заплатки.

Дидактическая игра на развитие словаря «Угадай по описанию» Для детей 5-6 лет

Дидактическая задача: расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Игровая задача: Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт

Игровое действие: Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко). Взрослый дает следующее описание фрукта: «Желтый, овальный, кислый». В случае затруднений с ответом взрослый просит ребенка: сначала назови все желтые фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают.) Теперь из них выбирают овальные плоды. Среди оставшихся картинок выбери кислый фрукт».

Правила игры: Ребенком производится отбор картинок в соответствии с первым названным признаком. Затем – со вторым и с третьим. Эти действия сопровождаются речью: «Желтые фрукты – это лимон. Груша. Банан. Яблоко. Овальные фрукты – лимон и банан. Кислый фрукт – лимон».

Итог игры: Побеждает тот , кто правильно подберет картинки.

     Дидактическая игра на развитие словаря «О картинке я вам расскажу» Для детей 5-6 лет

Дидактическая задача: Расширение объема словаря, уточнение представлений об особенностях внешнего вида, строения предметов.

Игровая задача: Ребенок находит соответствующую картинку и дает ей описание.

Игровое действие: Описание дается следующим образом:

У этого предмета есть:

  • Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
  • Нитка, бусины (бусы);
  • Ствол, ветки, иголки, корни, кора, шишки (ель);
  • Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль);
  • Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);
  • Рукава, воротник, манжеты (рубашка);
  • Спинка, сиденье, ножки (стул);
  • Подошва, каблук, шнурки, мех, задник, нос (ботинки);
  • Кабина, кузов, колеса, руль, фары (грузовик)
  • Тесто, крем, фрукты, шоколад (торт);
  • Кожица, мякоть, семечки, лист (яблоко);
  • Дно, крышка, стенка, ручка, носик (чайник);

У него есть:

  • Ствол, ветки, листья, корни, кора
  • Глаза, лоб, нос, брови, рот, щеки (лицо);
  • Голова, туловище, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть (кот);
  • Голова, туловище, глаза, лапки, перья, крылья, клюв (птица);
  • Голова, туловище, лапки, иголки (еж)

Правила игры: Большие карты, на которых изображены 6 картинок. К каждой карте прилагается набор из  6 маленьких предметных картинок-дубликатов. Перед каждым ребенком – карта с 6-ю изображениями живых существ, предметов различных лексических категорий. Взрослый задает вопрос: «У кого самолет? У  кого чайник?» Ребенок находит соответствующую картинку обратной стороной к детям: «Картинку вам не покажу. О картинке я вам расскажу»

Итог игры: побеждает тот, кто отгадает  все 6 картинок.

      Дидактическая игра на развитие словаря «Чьи детки» Для детей 3-4 лет

Дидактическая задача: Расширение объема словаря, учить детей соотносить картинки по содержанию; развивать произвольное внимание, речь.

Игровая задача: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах

Игровое действие: Ставить карточку с изображением детеныша на фланелеграф после того, как услышишь голос взрослого животного, а также после того как правильно назовешь животного и его детеныша.

Правила игры: Дети отвечают на вопросы воспитателя по очереди, и по звуку определяют животное..

Итог игры: побеждает тот, кто определит больше животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи. В картотеке представлены игры и упражнения на формирование речевого дыхания, правильной артикуляции, фонематического слуха дл...

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи...

"Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи"

Картотека составлена для воспитателей групп детей среднего возраста....

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми ср...

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи...

Картотека. игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи Средняя группа

ЗК речи— понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию....

Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи

Представлены игры для младшего дошкольного возраста...