Конспект "Прогулка в зимнюю и летнюю сказку", старший возраст
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шубина Елена Михайловна

Конспект "Прогулка в зимнюю и летнюю сказку", старший возраст (5 – 6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_v_zimnyuyu_i_letnyuyu_skazku.docx33.09 КБ
Файл prezentatsiya.rar2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Старший возраст (5 – 6 лет)

Прогулка в зимнюю и летнюю сказку.

   Цель применения ИКТ в НОД: повышение уровня речевой активности и мотивации познавательно-практической деятельности у детей.

   Цель НОД: расширять и уточнять знания детей об окружающем; учить находить признаки лета и зимы на картинках; продолжать формирование умения составлять предложения по образцу; учить правильному, отчетливому произношению звука «Ж»; закреплять умение четко и быстро проговаривать скороговорку.

   Задачи приоритетной образовательной области:

   «Речевое  развитие»:

  • закрепление в речи правильного произношения поставленных звуков;
  • развитие навыка фонематического анализа;
  • обогащение и активизация словаря по данным темам;
  • согласование числительного с существительными в роде, числе, падеже;
  • совершенствование навыка составления сложносочинённого предложения с союзом «а», развитие диалогической и монологической форм речи.

Образовательные задачи в интеграции  образовательных областей:

«Познавательное развитие»:

  • обобщить и систематизировать знания детей о зиме;
  • познакомить детей с качествами и свойствами льда и снега;
  • способствовать появлению самостоятельной познавательной активности. 

    «Художественно-эстетическое развитие»:

  • развивать творческую активность детей;
  • развивать умение лепить предметы круглой, овальной формы , используя прием оттягивания и прикрепления деталей плотно прижимая и сглаживая места скрепления;
  • воспитывать желание участвовать в совместной творческой деятельности.

«Физическое развитие»:

  • развивать мелкую моторику;
  • координацию движений.

     Тип занятия: интегрированное.

     План занятия:

1.Вводная часть (3 минуты);

2.Основная часть (20 минуты);

3. Заключительная часть (3 минуты).

   Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за сезонными явлениями природы; чтение художественной литературы о природе; беседы о диких животных и их поведении  в зависимости от времени года; знакомство с народными приметами времен года; заучивание загадок, пословиц и поговорок (лето, зима); эксперименты с водой, льдом, паром (показ детям в каком виде существует вода).

   Планируемые результаты НОД: ребенок активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками при проведении игр, имеет элементарные представления об объектах и  явлениях природы, разгадывает загадки, интересуется изобразительной деятельностью и работает по образцу (изготовление ежа из пластилина и природного материала).

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Этап 1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный) – 3 минуты

Цель этапа: создание положительного настроя, мотивация детей к проведению образовательной деятельности.

Цель этапа: включение в образовательную деятельность.

Играет спокойная музыка, дети входят на группу, воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.

- Сегодня, ребята, мы побываем в сказке. Но чтобы попасть в нее, нужно отгадать две загадки

Дел у меня не мало,

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю.

Белю поля, дома,

Зовут меня (зима).

Верно, зима. А вот и вторая загадка:

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

Купаться приглашаю.

И любите за это вы все меня.

Я (лето).

Да, это лето. Приглашаю вас в зимнюю и летнюю сказку!

Дети слушают загадки, отгадывают их.

(Слайд 1) Что такое? Все перепуталось… Давайте отберем летние картинки и зимние по отдельности.

Заинтересовываются, смотрят на экран, рассуждают, выполняют задание.

Молодцы ребята, всё сделали правильно. А кто это зашевелился под снегом? Кто спит зимой?

Ответы детей.

(Слайд 2) Отгадайте загадку и узнаете кто это.  

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.                                                                                                Иголок очень много,

А нитки не одной.

В клубок свернётся,

А взять не даётся.                                              

Ответы детей: Ежик.

А как ежик здесь очутился?

Ответы детей.

Наверно, ребята, это мы его разбудили. Посмотрите, ёжик замёрз, хоть у него много колючих иголок, но они не согревают ёжика зимой. Всю зиму ёжик спит в своей тёплой норке и нечего о зиме не знает. Давайте, ребята, мы перенесём ёжика в летнюю сказку и расскажем ему о зиме.

2. Основной этап – 20 минут

Цель этапа: обобщение и тренировка теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Цель этапа: закрепление знаний, использование имеющихся знаний и навыков.

(Слайд 3) Мы будем смотреть на картинки о зиме и лете и рассказывать. Я буду рассказывать о лете, а вы ребята будите составлять предложения о зиме.    

Дидактическое упражнение «Зима, лето».

Цель: закрепить знания детей о временах года.

Цель: участие в игре, желание добиться в ней успеха.

Летом солнце светит много.  

Летом земля покрыта зеленой травой.

Летом на деревьях листочки.

Летом дети купаются в речке.

Летом летают бабочки и стрекозы.

Летом зайка серенький.

Летом день длинный, а ночь короткая.

Летом поют птицы.

Летом птицы питаются червячками и жучками.                                                            

Летом в реке вода прозрачная и тёплая.

Летом жарко, льёт тёплый дождь.

Летом медведица с медвежатами бродит по лесу.

  Предполагаемые ответы детей  

Зимой солнце светит мало.   

Зимой земля покрыта белым снегом.

Зимой деревья голые.

Зимой дети катаются на лыжах, санках, коньках.

Зимой насекомые спят в норках.

Зимой зайка беленький.

Зимой день короткий, а ночь длинная.

Зимой птицам холодно и голодно.

Зимой птицы питаются семенами деревьев и их подкармливают люди.

Зимой в реке вода холодная и превращается в лед.

Зимой холодно, падает белый снег.

Зимой медведи спят в берлоге.             

Физкультминутка «Ежик»

Ежик бегал, ежик прыгал,

А потом полез в нору,

Лег на мягкую постельку,

Приготовился ко сну.

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.  

Дети показывают, что делает еж.

Мы очень много рассказали ёжику о зиме, а сейчас мы поиграем в игру «Солнышко». Тогда ёжик окончательно разберётся и поймёт, что такое зима и чем она отличается от лета. А я проверю, хорошо ли вы дети знаете признаки зимы и лета.

Дети встают в круг и берут в руки солнышко из картона.

Я буду говорить про лето, вы поднимайте «веселое» солнышко и сами улыбнитесь, а скажу о зиме, поднимайте «грустное» солнышко и нахмурьтесь.

Дидактическая игра «Солнышко».

Цель: обогащение и развитие словарного запаса, внимания.

Цель: участие в игре, желание добиться в ней успеха.

Наступили холода, превратилась в лед вода.

Весело стрекочут кузнечики.

Мальчики побежали купаться на реку.

Медведь спит в берлоге.

Божья коровка села на ромашку.

Соловей весело пел свою песню.

Подул холодный ветер, и полетели снежинки.

Дети во дворе катались с горки и играли в снежки.

После сильного дождя на небе растянулась радуга.                                  День был коротким, рано темнело.                                                             В саду деревья стояли голые и мрачные.                                            Дети весело играли на зеленой травке.                                             После грозы на небе появилось яркое солнце.                                          

В болоте квакали лягушки.                                                                     Под ногами снег хрустел от сильного мороза.                              

Дети поднимают солнышко с грустной мимикой и веселой.

Теперь ежик будет знать, что такое зима и никогда не перепутает с другим временем года.

Дети садятся на стульчики

Ой, ребята, наш ежик загрустил!

 «ЛЕЖИТ ЕЖ У ЕЛКИ У ЕЖА ИГОЛКИ»

(воспитатель просит детей быстро сказать скороговорку)

Ответы детей.

(Слайд 4) Наверно ежик вспомнил о своей семье.            

Посмотрите на эту картину. Кто здесь нарисован?

Как мы назовем папу?

А ласково?

Как мы назовем маму?

А маму с папой?

А маленькие дети называются?

Вот сколько слов мы назвали. Во всех них есть одна и та же часть: слово «еж» и эти слова связаны между собой по смыслу. Вспомним, как они называются.

Дети смотрят на картину «Ежи» и отвечают.

Предполагаемые ответы детей

Папа-еж

Ежик

Мама-ежиха

Ежи

Детки-ежата.        

   

Предполагаемые ответы детей

Родственные слова.   

Воспитатель еще раз называют эти слова                                                  

Какой звук повторяется в этих словах?                            

Предполагаемые ответы детей

Звук «Ж».

Давайте поиграем с этим звуком

Словесная игра «Попугайчики»

Цель: развитие слуховой памяти, правильного произношения звуков, правильного дыхания, артикуляции.

Цель: участие в игре, желание добиться в ней успеха.

Мы – не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы – попугайчики.
Попугай, не зевай,
Вместе с нами повторяй.

Жа-жа-жа,  мы нашли ежа                                                                             Жу-жу-жу, солнце нравится ежу                                                                Же-же-же, споем песню о еже                                                                   Жи-жи-жи, быстро бегают ежи                                                                                                   Жа-жа-жа, очень любим мы ежа                                                                   Жу-жу-жу, молока дадим ежу                                                                                     Же-же-же, расскажем сказку о еже                                                                                         Жи-жи-жи, умываются ежи.

Дети произносят слова вместе с воспитателем.

Игра «Ау!»

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Цель: участие в игре, желание добиться в ней успеха.

Дети собирают грибы, ягоды. На зов воспитателя ребёнок откликается «АУ». Сначала окликают по одному ребёнку, а затем всех детей.

Вот вы все и нашлись. Пока вы собирали грибы и ягоды, я нашла необыкновенный цветок.

Как называется этот цветок?

Молодцы. Посчитайте, сколько лепестков?

Правильно посчитали. Сорвите по одному лепестку и посмотрите на обратную сторону.

Что изображено на вашем лепестке?

Давайте «прошагаем ваши слова» (сколько слогов, столько шагов). По моему сигналу начинайте шагать и считать количество слогов в названии вашего предмета.

Предполагаемые ответы детей

Ромашка

Дети пересчитывают количество лепестков (прямой и обратный счёт в пределах10).

Ответы детей

После того как ребенок «прошагал слово», остальные дети проверяют правильность выполнения задания.

Продуктивная деятельность

Изготовление ежа из пластилина и семечек подсолнуха

Цель: развитие интереса к лепке

Цель: выполнение задания

(Слайд 5) Рассмотрите ежа;

назовите основные детали;

расскажите, как выполнить туловище ежа;

как выполнить голову ежа и лапки;

из чего сделаны колючки, глазки и носик ежа.

Дети выполняют поделку «Ёж», затем дети рассматривают изделия и выбирают наиболее выразительное.

3. Заключительный этап (3 минуты)

Цель этапа: подвести итог занятия; организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Воспитатель дает положительную оценку деятельности детей.

Вот и закончилась наша прогулка.

Чем мы сегодня занимались на занятии?

Что вам больше всего понравилось или не понравилось?

А за что каждый из вас мог себя похвалить?

Кому было сегодня интересно, похлопайте в ладоши.

Слушают, отвечают на вопросы. Высказывают свои мнения.

Информационные ресурсы

Картинки к презентации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://yandex.ru/images


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия "Прогулка в зимнюю и летнюю сказку" (для детей смешанной группы 5-7 лет)

Занятие комплексное (ознакомление с окружающим, развитие речи, лепка) для детей смешанной группы детей 5-7 лет. На занятии используются картинки на которых изображены признаки зимы и лета; предложения...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Зимняя сказка" (старший возраст)

Использование в НОД нетрадиционных техник рисования (выдувание), развитие творческого воображения и фантазии детей старшего дошкольного возраста....

Зимний спортивный праздник на воздухе «Зимние забавы» для детей старшего возраста (оздоровительные прогулки)

Зимний спортивный праздник на воздухе «Зимние забавы» для детей старшего возраста (оздоровительные прогулки).Подготовила музыкальный руководитель МАДОУ «Детский са...

. Путешествие в зимнюю и летнюю сказку

развлечение для детей на летне-оздоровительный период...

Логопедический праздник для детей подготовительной группы «Прогулка в зимнюю и летнюю сказку»

Логопедический праздник для детей подготовительной группы «Прогулка в зимнюю и летнюю сказку»...