Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи дошкольников
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Жабарова Римма Шамилявна
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пословицы, поговорки). 
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.  Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи. Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_unt.pptx440.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование элементов УНТ как средство развития речи дошкольников Воспитатель 1 категории: Жабарова Р.Ш .

Слайд 2

Актуальность Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки , пословицы, поговорки). Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи. Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности, черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Слайд 3

Овладение родным языком, развитие речи - самые важные приобретения ребенка в дошкольном возрасте. И почему же в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, всё чаще приходится сталкиваться с такой проблемой развития речи дошкольников, как нарушение связной речи.

Слайд 4

Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Простые русские люди, которым давным-давно спели песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели не читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов. Знакомство детей с литературным наследием малых фольклорных форм включает все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи и нарушений звукопроизношения. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи, звуковой культуры речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Слайд 5

Потешки - представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. Слово «потешить» означает позабавить, развлечь, рассмешить. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом. Роль потешек - в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям. Большинство потешек , – это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения, а также для дифференциации звуков. Это сложный, длительный процесс. От ребенка требуется максимальная концентрация внимания, чтобы научиться правильно произносить, и не путать звуки. Речевые игры, и потешки подходят как нельзя лучше.

Слайд 6

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Используя пословицы и поговорки, на занятиях мы учим детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развиваем умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Пословицы – коротенькая притча, суждение . Поговорка схожа с пословицей, но в отличие от нее не полное суждение, а её часть.

Слайд 7

Скороговорка – игра со словом, хорошая гимнастика для органов речи, слагается для упражнения в скором и чистом произношении, тренировки голосового аппарата, развития фонематического слуха, автоматизации звуков. Диапазон скороговорок необычайно широк . Они бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и их сочетаниях.

Слайд 8

Загадки – В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Загадки удивительно поэтичны, просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Слайд 9

Подвижные хороводные игры В хороводных играх задействованы все сферы ребенка, объединенные в единый контекст: речевая - проговаривание, пропевание слов; интеллектуальная – усложнение игр в зависимости от возраста ребенка и его развития; произвольная – соблюдение инструкций, ожидание своей очереди, соотнесение ритма своего движения с движением других участников; эмоциональная - ребенок учится понимать чувства других в зависимости от ситуации, заданной игрой. Подвижные хороводные игры оптимально использовать в занятиях как динамические паузы ( физминутки ).

Слайд 10

Сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, она приобщает к культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Наши дети очень любят слушать сказки, пытаются их обыгрывать и инсценировать. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. В сказках, играх-драматизациях, мы развиваем диалогическую и монологическую речь. Использование сказок в логопедической работе с детьми способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторные системы. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает неизменную веру в победу добра, любви и счастья.

Слайд 11

Использование фольклора, необходимо вводить в свои занятия всем педагогам, работающим с детьми, ведь оно способствуе т: развитию творческого мышления ребёнка, фантазии, воображения, развивать чувство ритма, выразительности движений, совершенствованию вербальных средств (ребёнок учится доходчиво и правильно формировать свои мысли), развитию способности к образному мышлению, установлению причинно-следственных связей, развитию эмпатии и умения слушать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Актуальным  был и остается  вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...

Перспективный план "Использование форм устного народного творчества как средство активизации речи"

Представлен перспективный план по теме "Использование форм устного народного творчества как как средство активизации речи" на учебный год для старшего возраста....

Консультация для воспитателей Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучилисьс ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редкоиспользуют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается сутьразрешение ...

Консультация для воспитателей «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста»

    Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Замечательно если мама с детства ребенку напевает колыбельные, проговаривает поте...

Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Замечательно если мама с детства ребенку напевает колыбельные, проговаривает потешки, прибаутки в...

Консультация для воспитателей "Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста"

К. Д. Ушинский писал «Воспитание, созданное самим народом ипостроенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу,которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактныхидеях или з...