Художественно-творческий проект "Сочиняем сказки сами"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Ерофеева Татьяна Петровна

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Содержит цель, задачи и этапы реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno-tvorcheskiy_proekt.docx47.61 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-творческий проект «Сочиняем сказки сами» для детей 6-7 лет

Аннотация

        Развитие речи – одно из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая серьёзная проблема. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с формированием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом, основами успешного обучения в школе.

        В течение всего дошкольного возраста происходит развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге.    

Приобщение детей к художественной литературе начинается с чтения и анализа сказок. Уже на этом этапе сказка воспитывает в ребенке любовь к художественному слову, развивает интерес к книге, способствует развитию воссоздающего воображения. При слушании сказок дети учатся проникать в авторский замысел, устанавливать многообразные связи в произведениях, оценивать героев и их поступки. Усвоив эти связи, ребенок сможет применять их сам в словесном творчестве.                                                                                                                                                        

        Но, к сожалению, формы работы со сказками недостаточно разнообразны, в основном - это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

         Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.                                                                                          

          Используя технологии Л.Б.Фесюковой, Дж.Родари, Е.Б.Танниковой и др.,нами разработан проект, направленный на обучение детей сочинению сказок и развитию речевой активности. Методическая разработка адресуется воспитателям подготовительной к школе группы.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. ……………………   3-4                          Содержательная часть…………………………………………………………………….5-18

Список литературы………………………………………………………………………  19

Приложения……………………………………………………………………………….  20-25

                                                                                                                             

Введение

          Проблема задержки речевого развития у детей дошкольного возраста в современном обществе, не смотря на все более пристальное внимание педагогов и психологов к развитию словесного творчества, встречается все чаще.

Материалы, представленные в докладе  на общем собрании РАО  29 октября 2013 года свидетельствуют, что «нынешнее поколение растущих людей, с одной стороны, значительно опережает в своем развитии все предшествующие, обладая многими новыми способностями и возможностями; с другой, за короткий пятилетний период (начиная с 2008 г.) резко снизилось, например, когнитивное развитие детей дошкольного возраста. Снизилась их энергичность, желание активно действовать».

          Изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

  По результатам мониторинга  развития речи и воображения у детей нашей группы выявлено следующее:

  • речь детей односложная, состоящая в основном из простых предложений;
  • дети затрудняются грамматически правильно построить распространённое предложение;
  • недостаточный словарный запас;                                                                                                                  
  • бедная диалогическая речь (неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий и развёрнутый ответ);
  • средний уровень  построения монолога;        
  • недостаточно сформированы навыки культуры речи (умение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.);                                                                                                              

      В результате реализации проекта по обучению дошкольников 6-7 лет сочинению сказок, мы предполагаем решить такие проблемы развития речи, как обогащение словаря, структурированности, образности речи. Дети и родители будут мотивированны на сочинение собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Срок реализации: октябрь - март.

Цель: подвести дошкольников к самостоятельному словесному творчеству, сочинению собственных сказок.

Задачи:        

  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей;

Содержательная часть

Этапы проекта

Срок

Содержание деятельности

Задачи

Советы и  рекомендации

                                                         Подготовительный этап

Октябрь, ноябрь

Рассказывание и чтение детям сказок по выбору педагога. ( Приложение 1). Беседы по содержанию.

Вопросы детям:

- из скольких частей состоит сказка?

- с каких слов начинается и как заканчивается сказка?

- назовите главного героя, опишите его;

- какие ещё персонажи живут в этой сказке?

- каков «интерьер» сказки, где происходят события?

- какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, использование юмора)?

- почему вы думаете, что это сказка?

- чем сказка отличается от рассказа?

- какова основная идея сказки, чему учит нас сказка?

- на какого героя из ранее прослушанных сказок похож персонаж новой сказки?

Знакомить детей с общей структурой сказок (цепная композиция, троекратные повторы, завязка, кульминация, повторы).

Формировать представления о средствах связи между предложениями и структурными частями высказывания.

Знакомить с выразительными средствами родного языка.

Воспитатель использует собственную драматизацию при рассказывании эпизодов сказки.

Должен быть в хорошем настроении, рассказывать или читать образно, картинно, с подъёмом.

Художественно-творческая деятельность детей по мотивам сказок.

Знакомить со структурой сказок (завязка, кульминация, концовка).

Добиваться передачи характера персонажей, используя выразительные средства.

Упражнять в умении изображать декорации к отдельным эпизодам сказки, используя различные материалы.

Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы.

Воспитателю необходимо заинтересовать детей предстоящей изобразительной деятельностью, предложив, к примеру, изготовить игру для малышей «Угадай, из какой сказки волшебный предмет?» или создать альбом: «По следам прочитанных сказок».

Проведение с детьми игр,

упражнений, способствующих

развитию речевого творчества.

«Найди противоположное слово»

Ход.

Педагог говорит:  «сахар сладкий, а лимон…?» , «луна видна ночью, а солнце…? », «огонь горячий, а лёд…?», «тополь высокий, а шиповник…?», «река широкая, а ручей…?», «камень тяжёлый, а пух…?», «редька горькая, а груша…?.

Педагог говорит предложения  и предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то какой он?», «Если в комнате не светло, то в ней как?», «Если сумка не тяжёлая, то она какая?», «Если нож не тупой, то значит он какой?».

«Нарисуем картину словами»

Ход.

Педагог: «Хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и  карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать! Я прочту вам нежное стихотворение о зиме, а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чём я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все сразу смогли увидеть вашу картину»

Примерные тексты:

- Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит..

 - Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

 - Пришла, рассыпалась,                      Клочками повисла на суках дубов

Легла волнистыми холмами

Среди полей, вокруг лесов.

 - Под низкой шапкою небес

Деревья спят, одежды сбросив.

- Сыплет, сыплет снег охапками

На полях зима.

До бровей накрылись шапками

Во дворах дома.

«Это правда или нет?»

Ход.

Педагог предлагает послушать внимательно стихотворение и заметить как можно больше небылиц, того, чего на самом деле не бывает.

Тёплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!» - пел соловей.

(Л.Станчев)

- Быстро дайте мне ответ- это правда или нет?

Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.     

Упражнять в умении подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.

Развивать воображение, умение в описании использовать точно по смыслу подобранные слова.

Учить находить неточности в тексте.

Для уточнения смысла слов противоположного значения педагог может спросить: «Что бывает широким? Что бывает узким? Горячим, холодным. Высоким, низким? и т.д.»

После выполнения этого задания воспитатель может предложить нарисовать красками иллюстрацию к своему рассказу.

После игры можно предложить детям самостоятельно придумать небылицы

Создание «Уголка сказок»

Содержание:                                               - красочно иллюстрированные  книги сказок;

- выставка «волшебных предметов» из  знакомых детям сказок (Приложение 2);

- костюмы и маски для игр – драматизаций;

- детские работы (рисунки, поделки из пластилина и т.д.);

- аудиозаписи сказок.

Развивать у детей устойчивый интерес к словесному художественному творчеству. Создать условия для мотивации детского речевого творчества – желания придумывать собственные сказки.

Сказочные «волшебные» предметы должны быть натуральных размеров, чтобы дети могли применять их в играх – драматизациях.

Родители воспитанников принимают активное участие в создании «Уголка сказок».

Практический этап

Декабрь

Подготовительные игры

Игра «Кто на свете злее всех?»

Проводится аналогично игре «Чудесный мешочек»

Дети выявляют злых, коварных сказочных героев, описывают их внешний вид, характер, образ жизни. Затем обсуждают, может ли существовать сказка без таких персонажей, для кого эти герои являются злыми и почему?

Игра «Что в дороге пригодится?

На основе  волшебных сказочных предметов,

помогающих героям одолеть врага, разрешить проблемную ситуацию (скатерть – самобранка, сапоги – скороходы, аленький цветочек и т.д.), дети разбирают свои предметы – помощники.

Игра «Что общего?

Дети сравнивают различные сказочные сюжеты с точки зрения сходства и различия.

Помочь детям познакомиться и освоить все сказочные функции.

Обратить внимание детей на необходимость

присутствие в сказках положительных и отрицательных персонажей.

Расширять представления детей о «волшебных» предметах, помогающих героям сказки.

Развивать творческую активность, умение анализировать.

Также можно проанализировать положительных героев.

После выбора предметов дети рассказывают где и при каких обстоятельствах будут использовать их.

Для сравнения подойдут сказки с похожей сюжетной линией.

Например:

«Морозко» и «Госпожа Метелица», «Теремок» и «Рукавичка».

НОД

Инсценирование сказки  «Заюшкина избушка».

Оборудование: книга «Заюшкина избушка»; декорации и фигурки для настольного театра; аудиозапись русской народной сказки.

План проведения:

- Слушание аудиозаписи сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций по ходу слушания;

- работа с иллюстрациями (обратить внимание не столько на события, изображённые на картинках, сколько на чувства, настроение сказочных персонажей);

- придумывание нового, хорошего конца сказки;

- инсценирование сказки «Заюшкина избушка» детьми на новый лад.

Варианты концовок, придуманных детьми:

- Зайцу надоело жить в лесу под деревом и плакать. Попросил он у Петушка косу, подошёл к избушке и пообещал грозным голосом лис косой посечь. Лиса испугалась и убежала.

- Собрались все звери вместе и решили помочь зайке выгнать лису. Поняла лиса, что всех вместе ей не одолеть, повинилась перед зайкой, напекла пирожков и пригласила всех в избушку. С тех пор заяц и лиса живут дружно.

Учить «читать» иллюстрации к сказке, придумывать варианты благополучного конца сказки; вызвать у детей желание инсценировать, разыгрывать сказку с помощью настольного театра.

Проводить НОД лучше в «Уголке сказок»; вместо настольного театра можно использовать декорации и фигурки персонажей из пластилина, вылепленные детьми в свободной деятельности.

Возможно проведение на прогулке при наличии декораций.

По ролям разыгрывается каждый новый благополучный конец сказки.

Январь

НОД «Доброе утро, пчёлка» (Приложение 3)

Учить внимательно слушать и правильно воспринимать фабулу предложенной сказки; помочь детям придумать и правильно оформить конец истории, начатой воспитателем; вызывать оценочные суждения по поводу героев сказки и их поступков.

Заинтересовать детей, предложив  всем вместе придумать первую сказочную историю для «Книги сказок».

Самостоятельное сочинение сказок детьми.

«Коллаж из сказок»

Предлагаем детям придумать сюжет сказки, в которой Баба Яга встретила в лесу Колобка и они все вместе отправились в гости к Лисе в лубяную избушку.

Ещё один возможный пример «коллажа из сказок». Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Погоревали они и решили искать спасения у старика Хоттабыча, но он забыл заклинание. Дальше дети вместе придумывают, как помочь сказочным героям.

Упражнять детей в умении придумывать сюжет новой сказки, используя персонажей, варианты и переплетения ситуаций из разных сказок.

Если истории знакомые, можно обойтись  без иллюстраций.

В процессе работы над придумыванием сказочной истории важно напоминать детям, не забывать о главных, первоначальных героях.

Февраль

«Знакомые герои в новых обстоятельствах»

Мы вспоминаем знакомую детям сказку и договариваемся что – то изменить в ней. Вначале меняем совсем немногое и этим побуждаем ребёнка придумывать. Например, «Золушка убегала от принца и потеряла не туфельку, а что – то другое. Что же потеряла Золушка? И как её нашёл принц?» Путём рассуждений, проб и ошибок мы вместе двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья.

Создавать условия, при которых знакомые главные герои попадают в совершенно другие обстоятельства.

Развивать фантазию.

Обстоятельства, придуманные детьми могут быть самые невероятные, фантастические. Например, лиса и заяц вместо своих избушек обитают на космических аппаратах.

«Сказки по – новому»

За основу берётся известная сказка, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти. Падчерица становится ленивой, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в заботливую и скромную, а зайчик – в хитрого и злого…..

Помочь детям по – новому взглянуть на знакомые сюжеты. Учить придумывать сюжет, опираясь на новые качества персонажей.

Подойдут любые варианты переделки сказки.

«Сказки из стишков»

Смешные стишки помогают сочинять невероятные сказки.

Текст стишка служит отправной точкой для сочинительства, завязкой сказки.

Например.

Стишок

- Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка,

Со скамейки слезть не смог –

Весь до ниточки промок.

Начало сказки.

Проснулась хозяюшка ночью…или: Бежала мимо собачка.., или: Один прохожий вдруг увидел на скамейке комочек…

Упражнять детей в умении сочинять невероятные сказки, используя смешные короткие стишки. Развивать творческую речевую деятельность дошкольников, чувство юмора.

Предложите детям вспомнить свой удачный стишок и сочинить сказочное продолжение.

Март

«Сказки к «волшебным предметам»

Показываем детям один или несколько «волшебных предметов»  из известных сказок и спрашиваем: «Кому и когда этот предмет будет особенно нужен?»

Детские ответы очень разнообразны. Взрослый подводит их к более интересному сюжету.

Например: «Однажды люди путешествовали на корабле. Во время сильной бури произошло кораблекрушение, в результате чего все оказались на необитаемом острове. Среди пассажиров оказалась добрая фея, которая взмахнула волшебной палочкой и на острове оказалась скатерть – самобранка.

Учить детей сочинять сказки, в которых

персонажи используют «волшебные предметы». В процессе сочинения не отвлекаться от сюжетной линии и основной идеи сказки.

Можно предложить детям «волшебные предметы» нарисовать и затем придумать сказку, каждый свою.

Интересен такой приём, как придумывание серии сказок с каждым «волшебным предметом».

«Сказки – тесты»

Взрослый читает детям очень короткий рассказ (начало истории) и задаёт вопрос(вопросы), ответ на который и будет продолжением сказки.

Примеры.

Начало сказки «Звон».

Маленький енот переходил реку по мостику. Мостик был шаткий и в любую минуту енот мог упасть. Вдруг что – то зазвенело. Звон слышался снизу, из – под моста.

Вопросы.

- Что зазвенело?

- Что случилось с крошкой – енотом?

Начало сказки «Медведь»

Медведь готовился к зиме. Он уже подыскал себе берлогу. Но только захотел лечь в неё и заснуть, как увидел что – то такое, чего никогда не видел. И так медведь удивился, что даже забыл о спячке.

Вопрос.

- Что мог увидеть медведь?

Начало сказки «Туча»

По небу плыла огромная лохматая туча. Плыла, не спешила. Она видела всё, что происходило на земле. Вдруг она заметила нескольких мальчиков. Они играли в какую – то игру и громко кричали и спорили.

Вопрос.

- Во что играли мальчики?

Развивать логику и воображение при формировании разговорной связной речи детей.

Напоминать детям о том, что в сказке должна быть завязка, кульминация и концовка.

Заключительный этап

Март

Создание «Книги сказок», придуманных детьми, совместно с родителями.

- Обсуждение с детьми названия книги, иллюстрации на обложке.

- Беседа о последовательности изготовления книги, о материалах, необходимых для работы.

- Оформление книги.

Систематизировать совместный труд детей и взрослых по сочинению собственных сказок.

Листы с текстом детских сказок и иллюстрациями к ним желательно оформить на бумаге формата А 4 книжной ориентации. Иллюстрации могут быть выполнены различными изо материалами.

        Работа с родителями

Октябрь

Родительское собрание

Познакомить родителей с результатами мониторинга развития речи и воображения детей группы.

Обсудить пути и формы решения проблемы.

Фома проведения собрания по выбору педагога: «Вечер вопросов и ответов»; «Заседание родительского клуба»; «Круглый стол».

Консультация для родителей «Развитие речевой активности у дошкольников 6-7 лет»

Подвести родителей  к пониманию значения развития речи для формирования личности ребёнка. Дать представления об основных методах и приёмах работы по развитию речевой активности у детей.

Размещается в «Родительском уголке».

Рекомендации родителям о посещении  театра.

Знакомить детей с общей структурой сказок. Развивать культуру слушательского восприятия. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

Обратить внимание родителей на необходимость делиться с детьми впечатлениями после просмотра. При выборе представления учитывать  репертуар в соответствии с возрастом детей.

Ноябрь

Помощь в оборудовании «Уголка сказок».   Изготовление костюмов, масок, атрибутов для театрализованной деятельности детей.

Подбор и изготовление «волшебных предметов».

Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность с детьми.

Предоставленные экспонаты и оборудование должны быть безопасны.

Февраль

Памятка для родителей «Как сочинять сказки вместе с детьми» (Приложение 4)

Вооружить родителей практическими методами сочинения сказок.

 Также «Памятка» может быть размещена в родительском уголке и дополнена практическими советами родителей.

Март

Совместное сочинение сказок детьми и родителями. Оформление иллюстраций, отдельных эпизодов к вновь созданным сказкам.

Вовлекать родителей в совместную речевую творческую деятельность с детьми. Закреплять умения детей сочинять сказки.

Взрослый записывает сказку, придуманную ребёнком. Иллюстрации тоже предполагают совместное творчество детей и взрослых.

Взаимодействие со специалистами

Октябрь

Ознакомление с результатами мониторинга развития речи и воображения детей группы психологом ДОУ.

Используемые методики

В.В. Клименко « Словарная мобильность»

В.В.Клименко «Солнце в комнате»

Р.С. Немов «Придумай рассказ»

Г.Вицлак «История в картинках»  

Определить уровень развития творческих способностей, воображения, словесно – логического мышления.

Учесть рекомендации специалистов при составлении индивидуального маршрута развития детей.

Наметить план работы со специалистами (педагог-психолог, музыкальный руководитель).

Оптимизировать работу по развитию связной речи  в ходе реализации проекта по обучению детей сочинению сказок.

В ходе выполнения плана, при необходимости и по результатам реализации этапов проекта, допускается его корректировка.

Пение песенок из сказок совместно с музыкальным руководителем ДОУ.

Активизировать интерес детей к сказкам. Развивать умение давать характеристику музыкальным произведениям.

Использовать аудиозаписи детских музыкальных сказок и спектаклей.

Январь

Музыкальная сказка – спектакль «Колобок»

Развивать художественно – творческие и исполнительские умения детей.

Активизировать интерес детей к театрализованной деятельности.

Во время подготовки музыкальной сказки обсудить с детьми характерные особенности персонажей и их взаимодействие.

Проводится в форме развлечения для детей своей и других групп.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения [Текст] / Е.А.Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2010
  2. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей [Текст]: методическое пособие / Л.Г.Парамонова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  3. Русаков А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки [Текст]: сборник / составитель А.С.Русаков. – СПб.: Речь, 2010
  4. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок) [Текст] / Е.Б.Танникова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. [Текст] 3-е изд., дополн. / О.С.Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2014
  6. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников [Текст] / О. А. Шорохова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  7. Бреус Е. Мастер-класс «Что за чудо эти сказки» [Текст] / Е. Бреус, Е. Бессарабова // Дошкольное воспитание.- 2011.- №1
  8. Галеева С.Р. Волшебный сундук сказок [Текст] / С.Р. Галеева, Р.С. Таюпова // Воспитатель.- 2010.- №2
  9. Фесюкова Л.Б  Воспитание сказкой. Сайт  http://nkozlov/ru.                                                       
  10. Прокопьева, Л.В. Развитие речевого творчества и сочинительства собственных сказок и историй у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Интерактивное образование [web-сайт]. (27.01.2015).
  11.  Гарапчук, Е. Шепот сказки [Текст] / Е. Гарапчук // Дошкольное воспитание.- 2011.- №1

        

Приложение 1

Художественные произведения, рекомендованные для чтения и рассказывания детям на подготовительном этапе проекта.

  • Русская народная сказка «Заюшкина избушка».
  • Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый, да масленый». Обраб. К.Д.Ушинского
  • Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и серый волк». Обраб.О. Капицы
  • Русская народная сказка «Хаврошечка». Обраб. А. Толстого
  • Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Обраб. А. Толстого
  • Русская народная сказка «Царевна – лягушка». Обраб. А. Афанасьева
  • Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». Обраб. А. Афанасьева
  • Русская народная сказка «Снегурочка»
  • Сказка «Мороз Иванович» В. Одоевский
  • Английская народная сказка «Три поросёнка» Обраб. С. В.Михалкова
  • Ш. Перро «Красная Шапочка»
  • Дж. Родари «Большая морковка»
  • Сказка «Цветик  – семицветик» В. Катаев.

Приложение 2

Перечень «волшебных предметов», размещённых в «Уголке сказок» и используемых при сочинении сказок детьми.

  • Небольшое игрушечное зеркало с ручкой.
  • Керамический горшочек.
  • Шапка – невидимка.
  • Меч – хладенец
  • Сапоги – скороходы.
  • Скатерть – самобранка.
  • Ковёр – самолёт.
  • Молодильные яблоки (муляжи).
  • Сосуды с «живой» и «мёртвой» водой.
  • Волшебная палочка.
  • Цветик – семицветик.
  • Клубок ниток.

Приложение 3

План – конспект непосредственной образовательной деятельности                                       «Доброе утро, пчёлка!»

Задачи:

- учить внимательно слушать и правильно воспринимать фабулу предложенной сказки;

- помочь придумать и словесно оформить конец сказки;

- вызывать оценочные суждения по поводу героев сказки и их поступков.

Оборудование: фланелеграф, фигурки для фланелеграфа: маленькая лошадка,пчёлка, два цветка(размеры фигурок должны соответствовать страницам книжки – самоделки).

План проведения НОД.

Педагог показывает первую страницу «Книги сказок», где появляется маленькая лошадка с лейкой.

Педагог. Как вы думаете, дети, что будет в нашей книжке на этой странице: сказка или рассказ?

Дети (глядя на сказочное изображение лошади). Сказка.

Педагог. Лошадка хочет рассказать вам сказку. Смотрите и слушайте.

Дети вместе с воспитателем подходят к фланелеграфу.

«Сказка про маленькую лошадку»

Педагог (читает начало сказки). У маленькой лошадки в саду росли два цветка (показывает два больших цветка размером с маленькую лошадку). Венчики у цветков были такие большие, что в них мог спрятаться кто угодно. Маленькая лошадка очень любила свои цветы. Сегодня она встала пораньше, взяла лейку и отправилась в сад.                                                        - Вот это тебе, - сказала она, поливая цветок.                                                                                                                       - Бр-р-р! – вдруг раздался голос, и из цветка появилась голова собачки Михрютки.                                       - Здравствуй, Маленькая Лошадка! – сказала собачка Михрютка.                                                                                  - Здравствуй, Михрютка! А что ты делаешь в цветке?                                                                                                         - Я дожидаюсь Пчелу. Я хочу сказать ей: «Доброе утро, пчёлка! Я рада тебя видеть!» Вот она удивится и обрадуется, потому что встаёт раньше всех и никто не говорит ей первым: «Доброе утро!».

- А теперь давайте все вместе придумаем конец этой истории.

Педагог задаёт вопросы, дети, отвечая на них, сочиняют конец истории.

Опорные вопросы:                                                                                                                      

  • Что, по – вашему, сказала Маленькая Лошадка Михрютке?
  • Что придумала Маленькая Лошадка?  
  • Как Маленькая Лошадка и Михрютка встретили Пчёлку?  

Если дети затрудняются, взрослый подсказывает им. А затем ещё раз полностью озвучивается конец сказки.    

Вариант конца сказки                                                                                                                                                         Педагог. «Замечательно!» - воскликнула Маленькая Лошадка. И они спрятались, каждый в своём цветке. А когда прилетела Пчёлка, собака Михрютка и Маленькая Лошадка сказали ей в один голос: «Доброе утро, Пчёлка! Мы рады тебя видеть!»

- Теперь мы поместим нашу сказку в «Книгу сказок».

Аппликация.

Педагог. А теперь, используя аппликации, составим из картинок сказку: садик Маленькой Лошадки с двумя необычными цветами (по форме напоминающими анютины глазки); Маленькая Лошадка с лейкой стоит около одного цветка, из которого выглядывает собачка Михрютка; два цветка: один скрывает Маленькую Лошадку, другой – собачку Михрютку; к ним подлетает с ведёрком Пчёлка; собачка Михрютка, приветствуя Пчёлку, снимает шляпу; внизу на траве лежит лейка, из которой Маленькая лошадка поливала свои цветы.

В заключение воспитатель украшает сказку с помощью цветных фломастеров, пишет заголовок.

Приложение 4

Памятка для родителей «Сочиняем сказки вместе»                                                                      Методы обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок.

«Коллаж из сказок»

Предложите детям придумать сюжет новой сказки, в которой Баба – Яга встретила в лесу Колобка, и они отправились в гости к Лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений сюжетов может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях – и получится «коллаж из сказок».

«Знакомые герои в новых обстоятельствах»

Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создаёт условия, при которых главные герои попадают в совершенно другие обстоятельства – фантастические, невероятные (лиса и заяц вместо своих лубяных и ледяных избушек обитают на летающих тарелках) или реальные (лиса, петух и заяц с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, или застряли в лифте многоэтажного дома).                          

Одним из вариантов этого метода будет изменение ситуации в знакомых сказках. Мы рассказываем детям сказку и договариваемся что – то изменить в ней. Вначале меняем совсем немногое и этим побуждаем ребёнка придумывать. Например, «Золушка убегала от принца, потеряла не туфельку, а что – то другое. Что же потеряла Золушка?»

«Сказки по – новому»

За основу берётся известная сказка, но ребёнку предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти. Падчерица становится ленивой, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в послушную и скромную, а зайчик – в хитрого и злого…..Подойдут любые варианты переделки сказки.

«Сказки из стишков»

Существует множество коротких стишков, которые словно просят сказочного продолжения. Например, стихотворения А. Барто.                                                                                                                   Стишок                                                                             Начало сказки                                                                                        Зайку бросила хозяйка                                                    Проснулась хозяюшка ночью…                                                                                                           Под дождём остался зайка                                              или: Бежала собачка мимо…….                                                                                                           Со скамейки слезть не смог -                                            или: Один прохожий вдруг увидел  на                                                                                          Весь до ниточки промок.                                                   скамейке комочек……..

«Сказки о «волшебных» предметах.

«Волшебные» предметы  (шапка – невидимка, горшочек каши, ковёр – самолёт, скатерть – самобранка, сапоги – скороходы, меч – хладенец, молодильные яблочки, клубок ниток и т. д) Помогают детям, подталкивют к придумыванию сказочных историй.      

     Например. Однажды люди путешествовали на корабле. Во время сильной бури произошло сильное кораблекрушение, в результате чего все оказались на необитаемом острове. Среди пассажиров была добрая Фея с волшебной палочкой, она взмахнула ею, и на остров прилетела скатерть – самобранка…

Если первые сказки детей будут казаться простыми по композиции, то последующие станут более сложными: больше будет событий, увеличится число героев, их действия станут осмысленными и целенаправленными. Необходимо следить за тем, чтобы дети на всём протяжении сказки следовали за ходом повествования, не сбивались с основной сюжетной линии, доводя свой замысел до конца.

Сочинение сказок может стать доброй семейной традицией.

Желаем успехов в совместном с детьми словесном творчестве!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая статья комплексно-тематического планирования по развитию художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 5-6 лет

Методическая статья  создана в помощь воспитателям ДОУ для развития художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 5-6 лет....

Методическая разработка комплексно-тематического планирования по развитию художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 4-5 лет

Методическая разработка направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 4-5 лет...

Методическая разработка комплексно-тематического планирования по развитию художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 6-7 лет

Методическая разработка направлена на развитие художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 6-7 лет...

Художественно-творческий проект для средней группы детского сада «Волшебный цветок для самой лучшей мамы на свете».

Цели и задачи проекта.Привлечь к участию в арт-проекте детей, их пап и дедушек.Во время работы каждая семья изготовит объемный цветок, который будет символизировать нежность. Хрупкость, красоту и друг...

Творческий проект «Зимняя сказка»; Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий.

Актуальность: Новый год самый удивительный, сказочный, волшебный праздник, дети ждут его каждый год с большим нетерпением. Можно помочь детям создать своими руками волшебство и сказку с помощью рук, ф...

Краткосрочный художественно-творческий проект по английской сказке «Три поросёнка»

quot;Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка". В. А. Сухомлински...