Учить стихи играючи
консультация по развитию речи

Казакова Елена Леонидовна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация298.84 КБ

Предварительный просмотр:

Как учить стихи играючи.

Наравне со сказкой и рассказом (а может быть, даже и выше их) как фактор развития речи детей должно быть поставлено художественное стихотворение. Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма.

Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи, в соответствующем, конечно отборе, всегда производят впечатление на детей.

Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным при выборе стихотворений.

На первом месте стоит материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.

2 слайд

  • требования эти таковы:
  1. простота и четкость ритма,
  2. краткость самого стишка и отдельных строк,
  3. простота и ясность знакомых детям образов,

  1. отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.

Вопрос о заучивании, или, вернее, запоминании стихотворений детьми, требует к себе специального внимания. Не обязательно, чтобы все стихи, предлагаемые детям, заучивались ими наизусть. Большинство стихотворений прочитывается детям с целью предоставить им слуховое восприятие художественных словесных форм, воспроизводящих знакомый художественный образ. Лучшие стихотворения прочитываются повторно несколько раз. Память на ритмическую, рифмованную речь у

детей прекрасная, и они запоминают стихотворение быстро и легко.

3 слайд

При заучивании стихотворных текстов, можно применять разные методы и приемы, разнообразные «подсказки», например:

  • рисуем (кодируем) стихотворение;
  • изображаем в действии;
  • показываем;
  • играем;
  • используем серию картинок;
  • используем один рисунок;

считаем.

4 слайд

Рисуем стихотворение

        

Сначала воспитателю нужно подобрать «рисуемое» стихотворение, выучить его наизусть, закодировать (изобразить с помощью символов), выразительно прочитать. Дать установку детям: «Сегодня попробуем стихотворение нарисовать. И тогда вы сумеете его хорошо запомнить. Хотите? Начали! Я читаю текст и рисую по ходу чтения».

Медведь

Как под горкой –

Снег, снег.

И на горке

Снег, снег.

image002

Как под елкой снег -

Снег, снег.

И под елкой

Снег, снег.

image004

А под снегом спит медведь.

image006

Тише! тише!

Не шуметь!

image008

Воспитатель вместе с детьми воспроизводит текст с опорой на рисунки, затем читают хором, группами, по одному, по желанию.

Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы дети могли рассказывать друг другу текст.

Старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с воспитателем. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.

Можно  дать  детям  готовую  схему  с  символами  к  новому  стихотворению.

5 слайд

Приставалочка

1. Отчего у   мамочки на щеках две ямочки?

2. Отчего у кошки вместо ручек ножки?

3. Отчего шоколадки не растут на кроватке?

4. Почему у птичек нет рукавичек?

5.Почему лягушки спят без подушки?

6. Да оттого, что у моего сыночка ротик без замочка!

С. Черный        

image009

6слайд

Изображаем в действии

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Чтение стихов, в частности потешек, с их четким ритмом помогает улучшить у ребенка координацию движений. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы.

Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения. Малыш включается в игру, а игра – очень важный для него вид деятельности. Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение. Суть этого метода в том, что к слову или строке подбираются движения, которые воспитатель, а затем и дети самостоятельно выполняют по ходу чтения текста. Рассмотрите вместе с ребенком картинки, прочитайте вслух каждое стихотворение 3 – 4

раза.  Затем  начните  разучивать  описанное  движение  рук  или

пальчиков.

Самолёты.


Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям), Да и снова полетели.

7 слайд

Расскажи стихи руками

Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей логопедических групп, не владеющих музыкальными инструментами.

Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.

  • стихотворному материалу предъявляется ряд требований.

Он должен иметь:

– определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

– среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;

–  насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;

– сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;

– при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.

Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней, однако это доступно только детям старшего возраста.

Обязательно надо учитывать возраст детей при выборе содержания и объема стихотворения. Можно делить стихи на части.

Мы шоферы

Едем, едем на машине,

Имитация движения рулем

Нажимаем на педаль.

Ногу согнуть в колене, вытянуть

Газ включаем, выключаем,

Воображаемы рычаг повернуть рукой к себе и

от себя

Смотрим пристально мы вдаль

Ладонь ко лбу

«Дворники» счищают капли.

Согнуть руки в локтях перед собой, ладони

Вправо, влево. Чистота!

раскрыть, направив их от себя, одновременно

вправо, влево

Волосы ерошит ветер.

Поводит над головой раскрытыми ладонями и

растопыренными пальцами

Мы шоферы — хоть куда!

Большой палец правой руки поднять вверх,

остальные сложить в кулак («класс»)

Вкусный арбуз

Мы большой арбуз купили

Изобразить обеими руками большой круг

И домой скорей пошли.

Ходьба на месте

Там его мы долго мыли,

Вращательные движения раскрытыми ладонями

Обтирали, как могли,

Округлые движения руками сверху вниз с

раскрытыми ладонями

Разрезали вдоль полосок,

Поступательные движения ребром ладоней от

себя и к себе

А потом и поперек.

То же но в стороны

По рукам и подбородку

Поглаживающие движения ладонями друг о

друга вниз, пальцами по подбородку

Сладкий сок арбузный тек.

Облизывающие движения языком



8 слайд

Показываем стихи

Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, настольный театры, «театр игрушек» и фланелеграф. Малышам воспитатель «показывает» стихотворение несколько раз, чтобы они могли его вместе с ним повторить. Старшим дошкольникам педагог «показывает» стихотворение два раза, затем дети хором произносят текст или кто-либо один читает стихи, а другой «показывает».

Ты – хомяк,

  •         ты – хорек, Ты – зайчишка – Прыг да скок. Ты – лисица, Ты – куница,

Ты – бобриха-мастерица.

Ты – охотник… Ой, беда!

Разбегайтесь кто куда!

Походу чтения воспитатель выставляет на стол игрушки или их силуэты на фланелеграф. Затем убирает игрушки (силуэты) в специальную коробочку, в которой «живет» новое стихотворение.

9 слайд

Играем стихи

Можно помочь запомнить текст стихотворения через игру драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Важно выбрать момент и включиться в игру ненавязчиво и заинтересованно. Сначала текст читает воспитатель, а «играет» ребенок, потом наоборот.

Мой мишка

Я рубашку сшила мишке.

Показывает мишку и гладит его.

Я сошью ему штанишки.

Показывает штанишки.

Надо к ним карман пришить

Показывает карман

И платочек положить.

Вкладывает в карман платочек

На плите сварилась каша.

Берет кастрюлю с плиты

– Где большая ложка наша?

Ищет ложку

Я тебе перед едой

«Моет»   мишке   лапки,   вытирает   и

Руки вымою водой,

усаживает его за стол

Повяжу тебе салфетку,

Завязывает салфетку

Ешь котлетку, ешь конфетку,

Дает на тарелочке конфету

Молоко свое допей

«Поит» молоком

И гулять пойдем скорей!

Берет мишку за лапку и идет гулять.

З. Александрова

10 слайд

Используем серию картинок

Опора на серию рисунков для обучения детей заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией, с отклонением в развитии психических процессов (внимания, памяти). В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми (особенно для малышей). Воспитатель дает установку на запоминание: «Теперь смотрите на картинку, слушайте новое большое стихотворение и постарайтесь его запомнить». Читает полностью, не спеша, показывает картинку.

Потом дети читают текст хором, по группам, по желанию. Картинки остаются в группе на видном месте. Дети и воспитатель повторяют текст перед уходом домой и утром для закрепления, затем рисунки убирают.

Дождик вылился из тучки

http://cs304311.vk.me/v304311645/7444/0PkEfjM_l6Y.jpg

Вымыл ежику колючки

http://www.xrest.ru/images/collection/01185/557/original_mirror.jpg

Еж доволен, сыт, умыт

На кроватке сладко спит!

http://image.dhgate.com/albu_201686153_00-1.0x0/good-4-piece-set-bedding-set-for-baby-lovely.jpg

        

11слайд

Используем один рисунок

Стихи можно выучить, запомнить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивании потешек, песенок, закличек, прибауток, так как обычно в книге к каждому стихотворению есть красочная иллюстрация. При их рассматривании воспитатель вместе с детьми несколько раз повторяет слова и строчки из текста.

Существует и другой вариант этого метода. Воспитатель читает стихотворение и показывает большой яркий рисунок.

  • сова – большая голова,
  • на суку сижу, Во все стороны гляжу,

Жуков и мошек – всех вижу.

Затем  задает  вопросы,  чтобы  дети  могли  ответить  словами  из  текста:  кто

нарисован на картине? Какая у нее голова? Что сова делает? На чем сидит? Куда глядит? Зачем?

Детям из младших групп воспитатель задает эти вопросы несколько раз (ответы могут быть хоровыми и индивидуальными). Дает установку: «Послушай-те, как я вам про сову расскажу». Потом рассказывают все вместе, по группам, по желанию. Для лучшего запоминания стихотворение можно обыграть: ведущий – «сова», дети – «насекомые».

12 слайд

Считаем

Четкий ритм и отсутствие выразительности при чтении (главное достоинство считалки) очень привлекают детей. Суть заучивания – в многократности повторов, которые не утомляют детей, а доставляют радость.

Для малышей можно использовать маленькие считалки типа «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!» сначала воспитатель ищет детей, а потом, по желанию, – дети. Поиграв так несколько раз, малыши запоминают считалку.

Любят дети «сонные» считалки, которые непроизвольно запоминают, помогая воспитателю рассказывать их шепотом в спальне перед сном. Со старшими дошкольниками считалки разучивают при выборе водящего в подвижной игре на прогулке. Иногда они приносят «свои» считалки и знакомят с ними друг друга. Дети знают много таких считалок, которых не найдешь в книгах и не сразу сумеешь выговорить, например:

Тыры-пыры, две гантыры,

Бухты-барахты, лебедь крахты.

Солнце, бронце, луковка.

При заучивании считалок совершенствуется звуковая культура речи, развивается память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству. Стихи нужны детям. Будем же им давать наилучшее и оберегать их от всего пошлого и бездарного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как учить стихи играючи

При заучивании стихотворных текстов, можно применять разные методы и приемы, разнообразные «подсказки»....

Мастер-класс "Как учить стихи играючи?"

Образовательное учреждениеМАУДО «Детский сад №6», г. Ялуторовск, Тюменская областьАвторЧугина Елена АлександровнаДолжностьУчитель-логопедКвалификационная категорияПервая категорияНазвание работыМастер...

Консультация для педагогов "Как учить стихи играючи"

Использование различных методов и приёмов, при заучивании стихотворных текстов, позволяют детям запомнить стихи быстро и легко....

Консультация для родителей " Учим стихи играючи"

Народная поговорка гласит: Никто не говорит, что он глупый, но многие жалуются на плохую память". Не случайно мамы и папы гордятся своими детьми, которые читают наизусть К. И. Чуковского, С. Марш...

учим стихи играючи

учим стихи играючи...

Консультация для родителей "Как учить стихи играючи"

Данный материал позволит родителям и педагогам  помочь детям  в игровой форме запомнить любое стихотворение, сделает ваше общение с ребенком интересным и содержательным....

Мастер-класс "Как учить стихи играючи"

Нетрадиционные способы разучивания стихов с детьми дошкольного возраста...