Развитие речевого творчества. Работаем по сказке
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Развитие речевого творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_tvorchestva.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы воспитателя подготовительной группы компенсирующей направленности №12

Оксаны Викторовны Клочко

МБДОУ детский сад № 8,

ст.Старощербиновская, Краснодарский край

«Развитие творческого мышления. Работаем по сказке».

Развитие речевого творчества детей – является одним из приоритетных направлений работы в нашей группе. Именно поэтому меня заинтересовала методика  «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке», автор О.А.Шиян  

Изд- во « Мозаика – синтез» - 2012 .

Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что « дети  учатся жить у жизни», но если чему –то учиться у жизни – то это творчеству. А творчество невозможно просто показать, надо самому решать задачи!

Развитие мышления по  этой методике требует от взрослого многого : умения точно и правильно сочинить  вопросы к сказке, доброжелательно и с интересом реагировать на детские ответы, поддерживать дискуссию в группе, находить неожиданные аргументы, придумывать самому и радоваться придумкам детей.

 ОСНОВНЫЕ ШАГИ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ:

1.Чтение и первое обсуждение сказки.

1.Чтение и первое обсуждение сказки.

Многие дети часто знают свои любимые сказки наизусть, однако это вовсе не значит, что они её понимают. Если взрослый не задаёт вопросов о причинах событий, происходящих в сказке, а останавливается только на их последовательности, то дети в ответ просто пересказывают сказку.

Т.е. для того, чтобы развить мышление ребёнка, нужно правильно ставить вопросы к сказке. Вопросы должны быть открытыми ( т.е. предполагающие развёрнутый ответ) обо всех ключевых событиях сказки;

Вопросы необходимо задавать не только о последовательности событий, но и о причинно - следственных отношениях в сказке; а также о том ,как понимают ситуацию разные герои.

Дети иногда высказывают такие суждения, которые взрослому просто не пришли бы в голову. Например,  при обсуждении сказки «Заюшкина избушка», я попросила детей  представить, что думает зайка о зверях, которые хотят ему помочь? Запомнился диалог с Лерой, она сказала ,что вообще  не хочет ,чтобы медведь помогал зайцу. Я спросила почему? Она ответила, что медведь потом захочет поселиться в избушке и сломает её ,  как в сказке «Теремок». Я снова задала вопрос, а почему ты решила, что он захочет поселиться с зайкой? Она с убеждённостью сказала : «Ну, петух  же стал с ним жить!» Я не прервала цепочку вопросов и задавала их дальше.

Второй шаг в работе над сказкой – это решение диалектической( т.е. творческой) задачи при помощи схемы или наглядной модели.

Для этого используется набор квадратов разного размера чёрного и белого цвета и фигурки персонажей для фланелеграфа. На первом этапе дети подбирают модели в соответствии с размером героя. Самый большой квадрат – это медведь, самый маленький – зайка и т.д. Задача воспитателя- отвлечь детей от других характеристик героев ( хитрость, храбрость и др.) и выстроить серию именно по росту. По ходу выстраивания дети должны объяснить свой  выбор, аргументировать его, так как в начале работы  многие дети самым большим квадратом обозначали лису, я не поправляла, так как мне было важно, чтобы ребёнок сам или другой обнаружили ошибку. Одновременно с выстраиванием модели сказки на столах у детей, воспитатель ставит фигурки персонажей на фланелеграф.  

Далее, рассуждая, дети неизбежно придут к мнению, что герои отличаются не только по размеру, но и по качеству и окажется, что для петуха можно  подобрать самый большой квадрат, потому что он самый храбрый, а остальных  можно обозначить одинаковыми маленькими   квадратиками, как и зайца, т.к. они все трусливые. Здесь мы решаем следующие диалектические  задачи :

- как получилось так , что не самый большой  герой справился с лисой?

-а в жизни кто кого обычно боится – лиса петуха или петух лису?

-как же так вышло, что в нашей сказке лиса петуха испугалась? и т.д.

На третьем этапе дети разыгрывают сказку с помощью наглядной модели, опираясь на характеристику героев, отражая  их особенности голосовой интонацией, мимикой , движением.

При организации работы я использовала следующие компетенции педагогов:

1.Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком.

2.Поддержка индивидуальности и инициативы детей, через создание условий для принятия детьми  решений, выражения своих чувств и мыслей.

3.Построение вариативного развивающего образования – организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Методы и приёмы, которые я использовала в работе:

наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение и рассказывание сказок,

обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал , приём позитивной оценки ответов детей, похвала, игровые проблемно- практические ситуации, игра –драматизация с акцентом на  эмоциональные переживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы, способствующие развитию речевого творчества ребенка в словесно – дидактической игре (при ознакомлении со сказками А.С. Пушкина)

Методы и приемы, способствующиеразвитию речевого творчества ребенкав словесно – дидактической  игре(при  ознакомлении  со  сказками А.С. Пушкина)Составила старший воспитатель...

Конспект занятия по развитию речевого творчества: Сочинение сказки на тему: «Времена года. Осень» (Приключение кленового листочка)

Данная разработка направлена на развитие связной речи детей, на закрепление навыков использования в речи глагольной лексики, подбора прилагательных определений.Занятие развивает творческое воображение...

Конспект занятия по развитию речевого творчества в старшей группе: СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ, ИСТОРИИ НА ТЕМУ: «ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА» («ПРИКЛЮЧЕНИЕ КАПЕЛЬКИ»)

Данная разработка направлена на развитие связной речи у детей и на закрепление навыков использования в речи глагольной лексики, подбора прилагательных, определений. Занятие учит детей расска...

Мультимедийное дидактическое пособие для развития речевого творчества у детей среднего дошкольного возраста. "Сказки гуляют по свету"

Приобщать детей к чтению детской художественной литературы, вырабатывать потребность в приобретении знаний, расширять кругозор детей, воспитывать интерес к детской литературе....

Мастер-класс "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»

Представлен конкурсный материал на муниципальный этап всероссийского конкурса "Воспитатель года-2018"...

Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ-РТВ»

Презентация к мастер-классу "Сказка как источник развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста  по технологии ТРИЗ-РТВ»...

Опыт работы по теме «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКАМИ».

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древни...