Перспективный план работы по развитию описательной речи с помощью мнемотаблиц в средней группе
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Потапова Марина Владимировна

Использование метода  мнемотехники в обучении детей связной речи позволяет научить детей составлять план высказывания и формулировать предложения. Также данный метод позволяет быстро научить детей называть предметы, различать их характеристики и выделять особенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»

Дзержинского района

630124, г. Новосибирск, ул. Есенина 27а

тел.: 267-67-11

e-mail: ds_373_nsk@nios.ru

Перспективный план работы

по развитию описательной речи

с помощью мнемотаблиц

в средней группе

Учитель-логопед: Потапова М.В.

Новосибирск 2019


Темы

Программное содержание образовательной деятельности

Краткое содержание занятий

Составление описательного рассказа об игрушечном транспорте.

Цель: учить детей составлять описательный рассказ с помощью мнемодорожки.

Задачи:

1. Продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов и обобщать их.

2. Развивать логическое мышление детей, зрительное внимание, восприятие.

3. Развивать связную речь детей.

4. Формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания.

1. Создание эмоционального настроя на занятие – стихотворение-приветствие.

2. Загадывание загадок.

3. Рассматривание картинок с наземным транспортом и беседа по ним.

4. Физминутка

5. Рассматривание и обсуждение мнемодорожки.

6. Образец описательного рассказа воспитателя о грузовике по мнемодорожке.

7. Рассказ детей о грузовике с помощью мнемодорожки.

8. Итог занятия.

Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы (мнемодорожки)

Цель: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы (мнемодорожки).

Задачи:

  1. Продолжать учить детей описывать игрушки, последовательно описывать части  свойства
  2. Развивать зрительное восприятие, внимание ,память.
  3. Развивать артикуляционную моторику.
  4. Воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга.
  5. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

1. Сюрпризный момент – появление спрятанных под тканью игрушек.

2. Путешествие в страну игрушек.

3. Беседа об игрушке.

4. Рассказ-образец воспитателя описания игрушки по мнемодорожке.

5. Физминутка.

6. Игра «Волшебный мешочек». Ребёнок вынимает игрушку из мешочка и описывает её по мнемодорожке.

7. Возвращение в группу из путешествия.

8. Итог занятия.

Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему

 

Цель: формировать у детей умение правильно составлять описательный рассказ с опорой на мнемодорожку.

Задачи:

соотносить внешний вид фруктов с геометрическими формами;

 учить узнавать фрукты по описанию;

 развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

 развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании;

 активизировать словарь по теме «Фрукты»;

воспитывать доброжелательность, навык коллективной работы и культуры общения.

1. Фруктовая фея передала корзинку яблок с заданиями.

2. Мотивационно-побудительный установка на занятие.

3. Отгадывание загадок.

4. Д/и «Узнай по описанию».

5. Словесная игра «На что похоже?»

6. Физминутка.

7. Образец описательного рассказа воспитателя

8. Составление описательного рассказа о фруктах детьми.

9. Итог занятия. Угощение настоящими яблоками.

Составление описательного рассказа использованием схемы «Профессии»

Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.

Продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений; учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.

Упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже; глаголов будущего времени; в подборе слов-действий.

Развивать память, внимание, мышление.

1. Игра “Отгадай загадки, назови профессии”.

2. Звучит музыка. Вбегает Незнайка (ребенок подготовительной группы). (Незнайка рассказывает о том, что делают люди разных профессий. Ошибки Незнайки исправляют дети.)

3. Игра с мячом “Кто где работает?”

4. Игра “Кем ты будешь?”. Дети отвечают предложением.

5. Игра “Кому, что нужно для работы?”

6. Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.

Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемодорожку

 

 

Цель: продолжать учить детей составлять описательный рассказ с использованием мнемотехники.

Задачи:

учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на мнемодорожку;

активизировать словарь детей по теме «Одежда»;

развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании;

воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды.

1. Сюрпризный момент – посередине группы на полу стоит сундучок. Чтобы он открылся нужно сказать, кто во что одет. Сундучок открылся, а в сундучке одежда для кукол.

2. Пришла в гости кукла Катя. Она одета не сезону. Нужно подобрать одежду для куклы Кати.

3. Физминутка  

4. Д/и «Узнай по описанию»

5. Дети подбирают  одежду  для куклы Кати.

6. Воспитатель вместе с  ребёнком составляет первый рассказ по мнемодорожке.

7. Дети составляют описательный рассказ о предмете одежды по мнемодорожке.

8. Рефлексия.

Составление описательного рассказа о предметах посуды.

http://cs316626.vk.me/v316626406/2db0/G3OEMolyD5Q.jpg

Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя мнемотаблицу.

Задачи:

- Уточнять, расширять, систематизировать и  активизировать словарь по теме «Посуда».

- Закреплять знания о назначении посуды.

- Учить классифицировать посуду по способу употребления в быту.

- Развивать монологическую речь, память, внимание.

- Воспитывать интерес к занятию.

1. Чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».

2. Беседа по стихотворению.

3. Воспитатель приглашает детей  к столу, на котором расставлена обеденная посуда. Дети  рассматривают и сравнивают посуду.

4. Физминутка

5. Д/и «Скажи наоборот»

6. Д/и «Магазин посуды». (Ребёнок может купить посуду, но надо правильно описать её) Составление описательного рассказа о посуде по мнемотаблице.  

7. Итог занятия. Игра «Отвечай быстро».

Составление описательного рассказа о посуде «Поможем Федоре».

Цель: учить детей составлять описательные рассказы о посуде с опорой на схему.

Задачи:

учить различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды, используя в речи соответствующие слова: чайная, столовая, кухонная.

 учить детей образовывать слова-названия предметов посуды  по аналогии  (сахарница, хлебница, салфетница, чайник, молочник, кофейник, солонка, масленка)

уточнить и активизировать в речи название частей посуды (ручка, носик, стенки, дно, крышка и т.д.).

1. Под музыку входит воспитатель. На руке у него кукла-бибабо «Бабушка Федора».

2. Игра «Разложи Федорину посуду»

3. Игра «Что где находится»

4. Проводится 3 рассказывания о посуде по схеме Ткаченко Т.А. (с помощью воспитателя)

5. Итог занятия.

Составление описательного рассказа о лошади с использованием мнемотаблицы

Цель: совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о домашних животных, используя опорные схемы-модели.

Задачи:

-актуализация словаря по теме «Домашние животные»;

-совершенствование грамматического строя речи (согласование существительного с прилагательным);

-способствование развитию лексической стороны: связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;

-продолжать развивать память, внимание, словесно- логическое мышление;

-воспитывать доброжелательные отношения к животным.

1. Дети подходят к столу. Д/и «Теремок» (дети отбирают картинки с домашними животными).

2.  Разгадывание загадки.

3. Работа с картинками-схемами.

4.     Физкультминутка.

5. Составление описательного рассказа о лошади на основе опорных схем.

6. Игра «Хорошо-плохо»

7. Д.и «Какой?Какая?»

8. Рефлексия.

Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием опорных схем

Цель: совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о домашних животных, используя опорные схемы-модели.

Задачи:

Актуализация словаря по теме «Домашние животные».

Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительного с прилагательным)

Способствование развитию лексической стороны: связности, развёрнутости, непрерывности высказывания.

Продолжать развивать память, внимание, словесно- логическое мышление.

Воспитывать доброжелательные отношения к животным.

1. Дети подходят к столу.

2. Разгадывание загадки.

3. Работа с картинками-схемами.

4.Составление описательного рассказа на основе опорных схем.

5. Игра «Хорошо-плохо»

6. Д.и «Какой? Какая?»

7. Рефлексия.

Составление описательного рассказа о белочке.

Цель: упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Задачи:

учить детей самостоятельно составлять схемы-модели для составления описательного рассказа;

закрепить знания детей о том, как звери готовятся к зиме;

формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;

развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;  

 воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить;

1. Загадка о времени года.

2. Прогулка в лес.

3. Встречаемся с Ёжиком и помогаем ему искать Белочку.

4. Самостоятельное составление детьми схем-моделей для описания белочки.

5. Физкультминутка.

6. Составление детьми рассказов о белочке.

7. Прощание с Ёжиком и возвращение в группу.

8. Итог занятия.

«Дикие животные». Составление описательного рассказа о диком животном по мнемотаблице.

Цель: развивать умение детей составлять описательные рассказы по мнемотаблице.

Задачи:

-актуализация словаря по теме «Дикие животные»;

-совершенствование грамматического строя речи;

-способствование развитию лексической стороны: связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;

-продолжать развивать память, внимание, словесно- логическое мышление;

-воспитывать доброжелательные отношения к животным.

1. Сюрпризный момент – воздушный шарик с письмом от Слонёнка из Африке, написанное значками, потому что Слонёнок не умеет читать и писать.

2. Дети разгадывают текст письма. Слонёнок просит детей рассказать о животных их родного края и отправить ему эти рассказы.

3. С помощью волшебного сундучка дети выбирают животных, о которых будут составлять рассказы.

4. В волшебном сундучке лежит ещё один конверт с разрезанными мнемоквадратами для составления мнемотаблицы. Дети делятся на команды и собирают эти мнемоквадраты.

5. Физкультминутка.

6. Дети собирают из мнемоквадратов мнемотаблицу и составляют описательный рассказ о диком животном.

7. Дети заполняют табличку для письма Слонёнку.

8. Рефлексия.

Составление описательного рассказа по теме «Весна идет»

Цель: упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели о времени года.

Задачи:

продолжать учить детей самостоятельно составлять схемы-модели для составления описательного рассказа;

закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»; совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);

упражнять детей в умении составлять описательный рассказ о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

1. Создание эмоционального настроя на занятие – стихотворение-приветствие.

2. Игра «Запоминай-ка» (введение в тему). Активизировать словарь детей по теме «Весна».

3. Воспитатель предлагает детям сделать книжку о весне.

4. Физкульминутка «Речка голубая»

5. Изготовление мнемотаблиц детьми из готовых мнемоквадратов.

6. Составление детьми описательных рассказов о весне по своим мнемотаблицам. Воспитатель записывает рассказы.

7. Изготовление книги.

8. Рефлексия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по физической культуре для детей младшей и средней группе.

Перспективный план занятий по физической культуре для детей младшей и средней группы.(по К.К.Утробиной)№месяцОбщераз-вивающиеупражнения.Цель. Основные видыдвиженияВеселыйтренингПодвижн...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО ЭКОЛОГИИ СРЕДНЯЯ ГРУППА

ПЕРСПЕКТИВНЫЙПЛАН НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО ЭКОЛОГИИ  СРЕДНЯЯ ГРУППА...

Перспективный план по ИЗО для детей с нарушением зрения средней группы.

Перспективный план по ИЗО для детей с нарушением зрения средней группы...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в средней группе «Экологическая сказка»

Задачи: формирование у детей осознанно правильного отношения к природе, развитие познавательного интереса к окружающему миру; формирование умения анализировать и делать выводы; развитие связной речи и...

«Заучивание стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень» при помощи мнемотаблицы в средней группе»

Не для кого не секрет что мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превр...