Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в подготовительной группе.
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Инна Сергеевна Абалакина

Картотека пальчиковых игр  по лексическим темам  в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palch_gimn_podg_gr.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр

по лексическим темам

в подготовительной группе

Пальчиковые игры в подготовительной группе

по лексическим темам

 «Детский сад»
Детский сад, детский сад,

Он всегда ребятам рад. (хлопки на каждое слово)

Буду в садике играть (показ жеста «ку-ку» - спрятаться)

И конструктор собирать, (пальцы кистей соприкасаются)

И игрушки за собой убирать. (руки движутся вправо-влево)

Буду бойко танцевать (приседание)

И лепить, и рисовать, (имитировать лепку, рисование)

Буду песни каждый день напевать. (руки сложить "замком" перед собой)

«Помощник»

Топором дрова колю

(имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз)

А потом пилой пилю.

(имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад)

Отнесу их бабушке,

(показать ладоши)

Чтоб испечь оладушки

(похлопать ладонями друг о друга)

«Новый дом»

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

«Машины»

Едем, едем на машине,
(Имитируем движения рулем)
Нажимаем на педаль.
(Ногу сгибают, вытягивают)
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль
(Приставляют ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли
(Руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают)
Вправо, влево. Чистота!
(Наклоняют руки влево, вправо)
Волосы ерошит ветер.
(Над головой шевелят пальцами)
Мы — шоферы хоть куда!
(Поднимают вверх большой палец руки)

«Осень».

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

«Овощи».

Массаж фаланг пальцев (на каждую строчку – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца
Вырос у нас чеснок, указательный
Перец, томат, кабачок, средний
Тыква, капуста, картошка безымянный
Лук и немножко горошка. мизинец
Овощи мы собирали, мизинец
Ими друзей угощали, безымянный
Квасили, ели, солили, средний
С дачи домой увозили. указательный
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! большой палец правой руки

«Сколько знаю я дождей»

Сколько знаю я дождей, сжимают, разжимают пальцы обеих рук

Сосчитаю поскорей

Дождик с ветром, махи руками над головой

Дождь грибной, кулачок - ладошка

Дождик с радугой-дугой. показывают радугу

Дождик с солнцем, показывают руками круг

Дождик с градом, стучат по коленям (столу)

Дождик с рыжим листопадом хлопки

«Город».

Город – это улицы, проспекты и дома, (Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.)
Площади, музеи, парков тишина, (
Ладонь левой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.)
Блеск огромных стекол,
Праздничных витрин, (
Разводить пальцы в стороны и соединять.)
Быстрое движенье
(Круговые движения руками, согнутыми в локтях).
Прохожих и машин (
Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак.)

«Люблю по городу гулять»
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
НЕВСКИЙ – раз, ЗИМНИЙ – два,
Три – красавица НЕВА,
А четыре – мост ДВОРЦОВЫЙ,
Пять – гуляю по САДОВОЙ,
Шесть – к ИСААКИЮ схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, ЛЕТНИЙ САД.
Как красив его наряд!
Восемь – КРЕПОСТЬ у Невы,
Были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
МЕДНЫЙ ВСАДНИК на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу НАРВСКИЕ ВОРОТА.
(на каждое название загибают по одному пальцу)

«На двери висит замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

 «Матрешка»

У Матрешиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки,
начиная с указательного, по левой ладони).
По деревне небылиц (Ритмичные удары пальцами левой руки, на-
чиная с указательного, по правой ладони).

Ходит утка в юбке,
(На каждое название животного загибают)
В теплом полушубке,
(пальцы на руках, начиная с больших.)
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригоже
(Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и)
Корова в рогоже. (удары кулачками).

«На дворе мороз и ветер»

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети, (гуляют)

Ручки, ручки потирают, (потирают ручки)

Ручки, ручки согревают.

Чтоб не зябли наши ручки

Мы похлопаем в ладошки. (Хлопают)

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем.

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко. (Топают)

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем.

Нам мороз теперь не страшен

Все мы весело попляшем.

Вот как мы плясать умеем,

Вот как ножки мы согреем.

«На дворе у нас мороз»
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.

(Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. 
(Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. 
(Ходьба на месте.)

«Дай нам, солнышко, тепла»
Мы ладошки протянули.
И на солнышко взглянули.
(Дети протягивают ладошки вперёд и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была.
(Делают движение пальцами, словно маня к себе.)
Наши пальчики – малютки
Не хотят ждать ни минутки,
(Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)
Тук – тук, молоточками,
(Наклоняются и поочерёдно ритмично стучат кулачками по коленям.)
Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)
Прыг – прыг, словно зайки,
Скачут на лужайке.
(Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)

«Праздник приближается»

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться. (Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается. (Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.)

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки. (Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят. (Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».)

«Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить (Соединяют руки в «замок»)

Давай, дружок

Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла. (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

«Звери»
У зверей четыре лапы.
 (поднимаем и опускаем четыре пальца на ручках)
Когти могут поцарапать. (пальцы двигаются как коготки)
Не лицо у них, а морда. (соединить пальчики двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальчики, опуская их)
Хвост, усы, а носик мокрый. (волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа)
И, конечно, ушки (растираем ладошками свои ушки)
Только на макушке. (массажируем две точки темени)

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять  (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять 
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили 
("кормим птичек ")
С горки мы потом катались 
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись  (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"), 
спать легли 
(ладошки под щечку).

«В жарких странах».

Если в жаркую страну
Я случайно попаду,
(Сжимать – разжимать пальцы в кулаки).
То увижу там шакала,
(Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам).
Кенгуру, гиппопотама, (Разогнуть большой и указательный пальцы правой руки.)
Обезьяну, тигра, льва, (Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец правой руки.)
Крокодила и слона. (Разогнуть большой и указательный пальцы левой руки.)
Хорошо живется им –
(Разогнуть средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки).
Не бывает снежных зим. (Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны).

«Дружные пальчики».

Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют, (
Указательный и средний "идут" по другой руке).
Эти - любят поболтать, (
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать, (
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. (
Крутим большим пальцем вокруг мизинца).

«Девочки и мальчики»

Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики
(прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так
(хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так
(топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так
(Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем
(Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)

«День Защитников Отечества»

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы. (Сжимают пальчики в кулак, потом растопыривают пальцы на обеих руках.)

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых. (Приподнимают два больших пальчика, другие крепко сжать в кулак.)

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца! (Приподнимают указательные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два танкиста-удальца! (Приподнимают средние пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных! (Приподнимают безымянные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два мизинца – коротышки –

Очень славные мальчишки! (Приподнимают мизинцы. Хлопают в ладоши.)

«Мы теперь богатыри!»

Дружно встанем раз – два – три (дети шагают на месте) 
Мы теперь богатыри!
(руки согнуты в локтях, показываю силу) 
Мы ладонь к глазам представим, (правую руку подносят козырьком к глазам) 
Ноги крепкие расставим, 
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.  
И налево надо тоже поглядеть нам величаво. 
Наклонились влево – вправо
(руки на поясе, наклон влево - вправо) 

Получается на славу!

«Мамин праздник».

Первые подснежники (Ладошки сжать друг с другом и округлить «Тюльпан»)

Я в руках несу. (Сжать ладони в кулачки, держать перед собой)

Нежные цветочки

Маме подарю. (Вытягиваем руки вперед, ладони вверх)

Будь всегда красивой,

Нежной, как цветы. (Обводим овал лица)

Хорошо, что рядом

Есть со мною ты. (Прижать ладони к груди)

«Посуда»

Раз, два, три, четыре, (Чередуют удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладошка скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку. (Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Мы посуду перемыли, (Одна ладошка скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Поварешку потеряли. (Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Так мы маме помогали. (Чередуют удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.)

«Мебель»

Мебель я начну считать: (Показывают ладошки обеих рук.)

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет. (Поочередно загибают пальчики в кулачок, начиная с мизинца.)

Много мебели назвали, (Разжимают кулачки и показывают ладошки.)

Десять пальчиков зажали. (Сжимают кулачки и поднимают их вверх.)

 «Дружная семья»

Пальцы — дружная семья.

Друг без друга им нельзя. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)

Вот — большой, а это — средний, 

Безымянный и последний, —

Наш мизинчик - удалец. 

Указательный забыли! (Поочередно разжимать пальцы обеих рук: большой, средний, безымянный, мизинец. Пошевелить мизинцем. Разжать указательный.)

Чтобы пальцы дружно жили, 

Будем их соединять

И движенья выполнять. (Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем).

Мы рога козы покажем, (Выдвинуть вперед указательный палец и мизинец. Остальные пальчики загнуть в кулачок.)

И рога оленя даже. (Широко раздвинуть пальцы обеих рук, держать обе руки рядом.)

И про зайку не забудем, — 

Ушками водить мы будем. (Выдвинуть вперед указательные и средние пальцы обеих рук. Поднять «ушки» к голове и пошевелить ими.)

Чтобы четко говорить,

надо с пальцами дружить! (Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем).

«Весенние перемены в природе»

Весёлые льдинки

Под самым карнизом,

Над самым оконцем (Сжимают и разжимают кулачки.)

Забралось в сосульки (Стучат пальчиками по столу.)

Весеннее солнце. (Поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут

По сосулькам слезинки… (Сжимают и разжимают кулачки.)

И тают сосульки –

Весёлые льдинки. (Стучат пальчиками по столу.)

"»На ракете"

Раз, два, три, четыре, пять - (Загибают одноименные пальчики рук, начиная с мизинчиков.)

В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди? (Пальчики обеих рук соединяют с большими, образуя «бинокль».)

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Большую желтую луну. (Разгибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

«Рыбки»

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. 
Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. 
Переворачиваем их с боку на бок.)
Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. 
Выполняем ими "ныряющее" движение.)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями - 
отрицательный жест).

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на 
тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. 
Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения 
сомкнутыми ладонями – уплывают.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

"Теремок"

На полянке теремок (ладошки соединяем домиком)

дверь закрыта на замок (пальцы сомкнуты в "замок")

Из трубы идет дымок (сомкнуть пальцы в колечки)

вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)

чтобы не забрался вор.

тук-тук-тук

тук-тук-тук (кулачок стучит по ладони)

Открывайте, я ваш друг! (Руки развести в стороны)

"Деревья"

Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья: (открывают ладони и растопыривают пальцы)

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна. (соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза. («фонарики» с движением сверху вниз)

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка. (показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер. (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)

Липа цветом зацвела, (собирают пальцы в щепотку – «бутон»)

Пчелок в гости позвала. (делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят)

Ель иголки распушила (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)

И грибочки все закрыла. (показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка)

«День Победы»

Что такое день победы? (Рисуют вопрос пальчиками в воздухе.)

Это праздник! (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Ордена и награды боевые. (Кулачки прижимают к груди.)

И салюты золотые, (Поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках.)

И тюльпанчики цветные, (Показывают руками бутон.)

И чистая земля. (Рисуют большой круг в воздухе).

«На лугу»

Вырос высокий цветок на поляне, (Соединяют запястья, разводят ладошки в стороны, пальчики немного округляют.)

Утром весенним раскрыл лепестки. (Раскрывают пальцы рук, будто раскрывается бутон.)

Всем лепесткам красоту и питание (Ритмично двигают пальчиками вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки. (Опускают ладошки вниз, тыльной стороной прижимают друг к дружке, пальчики разводят.)

Шелестят листвой деревья, (трут ладони друг о друга – «шуршат»)

Словно разговор ведут, (стряхивают ладони)

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут. (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц)

 «Черепашка»

Моя черепашка в коробке живет, (Рука сжата в кулаках. Большой палец сверху.)

Купается в ванне, (Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнера по игре).

По полу ползет. (Волнообразные движения кулаками в воздухе).

Ее на ладошке я буду носить, ("Черепашка" по другой реке своей или партнера по игре).

Она не захочет меня укусить. (Руки возвращаются в исходное положение.)

Отрицательный жест головой.

 «Школа»

В школу осенью пойду. («Шагают» пальчиками по столу.)

Там друзей себе найду. (Соединяют пальчики рук в замок.)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать. (Загибают большие пальчики, затем загибают по два пальчика одновременно на обеих руках.)

Я таким учёным буду! (Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Но свой садик не забуду. (Двигают указательным пальчиком влево-вправо.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы

Я плыву на лодке белойПо волнам с жемчужной пеной.Я - отважный капитан,Мне не страшен ураган....

Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы

Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы...

Картотека пальчиковой гимнастики с детьми подготовительной группы

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев....

Картотека «Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной группы.

Картотека «Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной группы. Сентябрь1«Осенние листья»  Раз, два, три, четыре, пять,  Будем листья собирать.  Листья берез...

Картотека пальчиковых игр для детей подготовительной группы.

Игры с пальчиками полезны для развития речи детей....

Картотека пальчиковой гимнастики для детей подготовительной группы

Картотека пальчиковой гимнастики для детей подготовительной группы...