Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей.
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Ожогина Алевтина Ивановна

Консультация для воспитателей из опыта  работы по развитию речи в подготовительной группе с  рекомедациями по дидактическим играм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

456592, Челябинская область, Еманжелинский район, п. Красногорский, ул. Лермонтова, д.11, тел. 8(35138) 70-7-50

E-mail: letyagina1980@mail.ruИНН-7403005068, КПП- 740301001,ОГРН-1027400562595

____________________________________________________________________________________

        

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей.

Консультация в рамках педсовета.

Подготовила: Ожогина А.И.

п. Красногорский

  Развитие речи в подготовительной группе детского сада - это одно из самых важных направлений в обучении дошкольников. Именно этому процессу педагоги уделяют много внимания, как во время проведения занятий, так и в повседневной деятельности на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду. Развитие умения общаться, высказывать свои мысли - это фундамент для дальнейшего успешного овладения детьми знаниями и умениями.

Образовательная область « Речевое развитие» в подготовительной группе включает в себя следующие разделы:

  • Владение речью как средством общения и культуры
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

 Работая на подготовительной группе, я постоянно обращаю внимание родителей и других взрослых членов семьи на необходимость совершенствования всех сторон речи их ребёнка. Одной из самых важных задач обучения старшего дошкольника родному языку является развитие связной речи. Нередко приходится замечать, что родители допускают ошибки в решении этой задачи. Например, перебивают ребёнка, повествующего о каком – то событии, пересказывающего своими словами литературное произведение, желая, естественно, ему помочь, ускорить его темп. А ребёнка ведь наоборот нужно поощрять в его самостоятельном высказывании. Известно, что для развития устной связной речи наряду с пересказом художественных произведений ценны различные виды рассказывания: по картинке, об игрушке, об увиденном. Постоянно нами практикуется такой метод, как сочинительство сказок в семейном кругу. Детям эта форма работы очень нравится, они  приходя в детский сад, с удовольствием рассказывают свои сказки  друзьям. Здесь конечно идёт не только развитие связной речи, а также развитие внимания, памяти, формируется умение выразительно рассказать сказку другим детям. Тематика сочинений соответствует темам,  по которым идёт работа: «Сказка об овощах», «Зимняя сказка», «Сказка о ёлочной игрушке», «Старая сказка на новый лад», «История маленького паровозика», «Как Дед Мороз чуть на праздник не опоздал».

   Беседуя с детьми, мы узнаём, что в семьях детям читают мало. Конечно, мы приветствуем и поощряем ежедневное чтение и одновременно помогаем родителям отбирать книги, соответствующие возрасту детей и разнообразные по жанрам и тематике. Чтобы чтение художественного произведения осталось в памяти ребёнка, мы рекомендуем родителям проводить небольшие беседы по прочитанному, с вопросами, и иногда с повторным чтением  небольших отрывков.

  С удовольствием наши родители пользуются картотекой речевых игр, в которые мы играем с детьми в группе. А некоторые родители проявляют творчество и создают игры своими руками.

«Слова из слогов». Нарезаются карточки и на каждой написаны слоги «ба- бо–би–бы», «ва-ви-во-вы-ве», «га-ги-го-гу», «да-до-ди-ды», «жа-же-жи-жу», «за-зи-зо-зе», «ка-ко-ки-ку», «ла-ле-ли-лу-ло», «ма-мы-мо-ми-мя», «на-ни-ны-ню-но-не»,»па-пе-пи-по», «ра-ре-ри-ро-ры-ря», «са-со-сы-ся-се», «та-ти-то-ты-ту»,»фа-фу», «ха-хи», «ца», «ча-чи-чу», «ша-ши», «щи-ще» и др. Нужно также 8-10 карточек с вопросительными знаками и большие карты (6-8 штук), разделённые на 12 или 18 квадратов (3*4 или 3*6). На больших картах играющие выкладывают слова из слогов. Играют от 2 до 8 человек. Каждому играющему раздаются по 8-12 карточек. Остальные карточки кладутся стопкой лицевой стороной вниз. Ведущий по очереди вынимает карточки из стопки и громко называет слог. Играющие должны быстро найти в своих карточках подходящий слог, который вместе с названным ведущим составит целое слово. Ведущий отдаёт карточку тому, кто первый подобрал слово. Вопросительный знак на карточках заменяет любой слог. Поэтому те, кому попались карточки с вопросительным знаком, находятся в преимущественном положении. Побеждает в игре тот, кто быстрее заполнит словами свою большую карту.

E:\моя рабочая\фото(лич+д.с)\IMG_20170111_160230.jpg

 «Волшебная шкатулка». В такой шкатулке находятся карточки с изображением абсолютно любых предметов и вещей. Дети по очереди достают карточки, и стараются объяснить значение, того, что изображено. Если ребенок справился с заданием, он получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Можно организовать игру по-другому: воспитатель по очереди достает карточки с изображением предметов и разъясняет что там изображено. Ребенок (дети), который правильно называет слово, получает фишку.

«Цепочка слов». Эта игра проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных, характеризующих в своём объединении какой-либо объект сходными качественными признаками. То есть дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова-вагончики соединены между собой.

E:\моя рабочая\фото(лич+д.с)\IMG_20170111_160040.jpg

 «Найди по цвету». Целью этой игры является закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: Красное - яблоко, кресло, платье.

 «Выбери правильное слово». Цель: развитие мышления, речевого внимания. Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

E:\моя рабочая\фото(лич+д.с)\IMG_20170111_161537.jpg

«Скажи наоборот». Цель: расширение словаря антонимов. Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

 Эффективной формой сотрудничества детского сада с семьёй всё чаще становится проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса и  осознают свою роль в нём.

Одной из наиболее увлекательных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию  является показ театрализованной игры. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать свою речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)"

Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)....

Консультация для родителей. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей.

    Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад.  Давайте же поможем нашим детям стать грамотными в речевом развитии!...

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей.

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей....

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей

Консультация для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей"...

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей

Взаимодействие детского сада и семьипо развитию речи детей  Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и...

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей

Взаимодействие детского сада и семьипо развитию речи детей  Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и...