Конспект занятия по приобщению детей к истокам народной культуры в старшей группе «Литературный калейдоскоп «Хорошо ли ты знаешь сказки?»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Назарова Марина Алексеевна

МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»

 

 

Конспект занятия по приобщению детей к истокам народной культуры в старшей группе «Литературный калейдоскоп «Хорошо ли ты знаешь сказки?»

 

 

 

 

 

 

 

Провела воспитатель : Назарова М.А.

 

 

 

 

Г.Семенов

2020г.

 

Целеполагание:

 

 

 

Цель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства:

 

 

Предварительная работа:

 

расширить знания детей о богатстве народного творчества, авторов сказочников и художников- иллюстраторов.

 

дать детям знание о видах сказок (сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки);

• вспомнить и повторить с детьми знакомые народные и авторские сказки;

• выявить у детей желание проявить свою эрудицию- знание иллюстрированных изданий книг известных писателей с рисунками не менее известных художников;

• закрепить умение находить нужный звук в слове и отличать гласный звук в слове и отличать гласный звук от согласного;

• воспитывать интерес к творчеству;

 

Книги-сказки, иллюстрации сказкам и художникам Е. М. Рачева, Н. Воробьева, И. И. Хохлова.

Чтение русских народных сказок К. И. Чуковского, А. С. Пушкина, Шаря Перро, Г. Х. Андерсена, бр. Гримм; рассматривание иллюстраций к сказкам художников Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачева, Н. Воробьева, И. И. Хохлова; знакомство с жизнью и творчеством Ю. А. Васнецова.

Воспитатель:

Ребята давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы сегодня поговорим. Легенда, предание народное,

Ребята ее обожают.

Родители, если свободные,

Ее тебе на ночь читают. 

- А какие вы знаете сказки?

- А какие бывают сказки? 

- Ребята мы сегодня с вами совершим интересное и увлекательное путешествие в мир сказок, узнаем, что сказки бывают разных видов; побеседуем о художниках иллюстраторах сказок, научимся узнавать их работы.

 

(показ иллюстрации к сказке «Теремок»)

 

-Какая это сказка? Кто ее написал? Кто главный герой? Как назвать одним словом?

 Назовите еще сказки, в которых герои только животные.

 

Это первый вид сказок о животных.

Показать иллюстрацию к сказке «Репка».

- Какая это сказка? Кто написал? Кто главный герой? Как назвать одним словом?

Назовите еще сказки о людях 

 

Показать иллюстрацию с избушкой на курьих ножках.

- А это из какой сказки?

Кто главный герой этой сказки? Как назвать одним словом? А какие еще герои есть? 

 

Существуют ли они на самом деле?

Те сказки, в которых они есть, называются волшебными. Назовите ещё волшебные сказки.

 

На ваших столах лежат иллюстрации к сказкам. Посмотрите на них внимательно и скажите к какой сказке та или иная иллюстрация. Что на ней изображено? Какая это сказка? (бытовая или волшебная? Почему? Какие слова из сказки подходят к этой иллюстрации?

 

Физкультминутка

В темном лесу есть избушка

В темном лесу есть избушка. 

Стоит задом наперед. 

В той избушке есть старушка

Бабушка Яга живет. 

Нос крючком, 

Глаза большие, 

Словно угольки горят. 

 Ух, сердитая какая! 

Дыбом волосы стоят. 

 

Ребята а кто пишет сказки?

- Назовите авторов сказочников.

- Какие сказки Г. Х. Андерсена вы знаете? Шарля Перро? А. С. Пушкина? К. И. Чуковского.

 

- Русские народные?

 

= Ребята еще для детей в книгах рисуют очень много художников. Мы свами рассматривали рисунки Н. Воробьева и И. И. Хохлова.

- А теперь узнаем внимательно ли вы слушали сказки и хорошо ли их знаете.

- Скажите какую песенку пел Колобок?

= Что пела коза козлятам?

- Кто может позвать Сивку Бурку?

-С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган

Попадает вместо школы

В полотняный балаган

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка?

- Появилась девочка в чашечке цветка

И была та девочка чуть больше ноготка

В ореховой скорлупке девочка спала

Вот какая девочка как она мала

Кто читал такую книжку, знает девочку малышку.

- Кто-то за кого-то ухватился крепко,

Ох, никак не вытянуть!

Ох, засела крепко!

Но еще помощники скор прибегут

Победит упрямую Дружный общий труд.

Кто засел так крепко?

Может это?

Сюрпризный момент

Почтальон приносит телеграмму.

- Ребята. А телеграммы все без подписи. Давайте узнаем кто их прислал.

- От дедушки ушел

От бабушки ушел

Скоро буду у вас!

- Спасите нас съел серый волк!

- Живу без всякой славы

Среди зеленой дубравы

У семи богатырей

Итог: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Чему научились. Что больше всего понравилось? Что больше всего запомнилось? Вы все большие молодцы! А мне понравилось, как вы сегодня работали.

 

Дети:

 

 

 

 

 

Сказка

Три поросенка, Красная шапочка…

Народные и авторские сказки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эта сказка о животных.Народная сказка

 

 

«Кот»«Петух и лиса»«Заюшкина избушка»«Лиса и журавль»

 

 

 Это сказка о людях, об их жизни, о быте. Это сказка бытовая

«Красная шапочка»«Морозка»«Двенадцать месяцев».

 

 

Царевна лягушка

 

Баба Яга, Кащей бессмертный,

Есть Иван царевич, два брата, царь

Это выдуманный герой.

 

Аленький цветочек», Али-баба и 40 разбойников», «Умный солдат и глупый змей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Дети шагают.)

(Дети поворачиваются.)

(Грозят пальцем.)

(Грозят пальцем другой руки.)

(Показывают пальчиком.)

(Показывают.)

(Покачивают головой.)

(Бег на месте.)

(Руки вверх.)

 

Писатели

 

Красная шапочка, Буратино,У лукоморья…,Краденое солнце

 

Репка, колобок, заюшкина избушка

 

 

 

 

 

 

Дети проговаривают слова из песни колобка

Про молочко

Иван

 

 

 

 

Буратино

 

 

 

 

Дюймовочка

 

 

 

 

 

 

 

Репка

 

 

 

 

 

 

Колобок

 

Коза и волк

 

 

Белоснежка

Мы говорили о сказках. Узнавали сказки по иллюстрациям, отгадывали загадки

Очень понравилась инсценировка сказки Теремок

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_detskiy_sad.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»

Конспект занятия по приобщению детей к истокам народной культуры в старшей группе «Литературный калейдоскоп «Хорошо ли ты знаешь сказки?»

Провела воспитатель : Назарова М.А.

Г.Семенов

2020г.

Целеполагание:

Цель:

Средства:

Предварительная работа:

расширить знания детей о богатстве народного творчества, авторов сказочников и художников- иллюстраторов.

дать детям знание о видах сказок (сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки);

• вспомнить и повторить с детьми знакомые народные и авторские сказки;

• выявить у детей желание проявить свою эрудицию- знание иллюстрированных изданий книг известных писателей с рисунками не менее известных художников;

• закрепить умение находить нужный звук в слове и отличать гласный звук в слове и отличать гласный звук от согласного;

• воспитывать интерес к творчеству;

Книги-сказки, иллюстрации сказкам и художникам Е. М. Рачева, Н. Воробьева, И. И. Хохлова.

Чтение русских народных сказок К. И. Чуковского, А. С. Пушкина, Шаря Перро, Г. Х. Андерсена, бр. Гримм; рассматривание иллюстраций к сказкам художников Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачева, Н. Воробьева, И. И. Хохлова; знакомство с жизнью и творчеством Ю. А. Васнецова.

Воспитатель:

Ребята давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы сегодня поговорим. Легенда, предание народное,

Ребята ее обожают.

Родители, если свободные,

Ее тебе на ночь читают. 

- А какие вы знаете сказки?

- А какие бывают сказки? 

- Ребята мы сегодня с вами совершим интересное и увлекательное путешествие в мир сказок, узнаем, что сказки бывают разных видов; побеседуем о художниках иллюстраторах сказок, научимся узнавать их работы.

(показ иллюстрации к сказке «Теремок»)

-Какая это сказка? Кто ее написал? Кто главный герой? Как назвать одним словом?

 Назовите еще сказки, в которых герои только животные.

Это первый вид сказок о животных.

Показать иллюстрацию к сказке «Репка».

- Какая это сказка? Кто написал? Кто главный герой? Как назвать одним словом?

Назовите еще сказки о людях 

Показать иллюстрацию с избушкой на курьих ножках.

- А это из какой сказки?

Кто главный герой этой сказки? Как назвать одним словом? А какие еще герои есть? 

Существуют ли они на самом деле?

Те сказки, в которых они есть, называются волшебными. Назовите ещё волшебные сказки.

На ваших столах лежат иллюстрации к сказкам. Посмотрите на них внимательно и скажите к какой сказке та или иная иллюстрация. Что на ней изображено? Какая это сказка? (бытовая или волшебная? Почему? Какие слова из сказки подходят к этой иллюстрации?

Физкультминутка

В темном лесу есть избушка

В темном лесу есть избушка. 

Стоит задом наперед. 

В той избушке есть старушка

Бабушка Яга живет. 

Нос крючком, 

Глаза большие, 

Словно угольки горят. 

 Ух, сердитая какая! 

Дыбом волосы стоят. 

Ребята а кто пишет сказки?

- Назовите авторов сказочников.

- Какие сказки Г. Х. Андерсена вы знаете? Шарля Перро? А. С. Пушкина? К. И. Чуковского.

- Русские народные?

= Ребята еще для детей в книгах рисуют очень много художников. Мы свами рассматривали рисунки Н. Воробьева и И. И. Хохлова.

- А теперь узнаем внимательно ли вы слушали сказки и хорошо ли их знаете.

- Скажите какую песенку пел Колобок?

= Что пела коза козлятам?

- Кто может позвать Сивку Бурку?

-С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган

Попадает вместо школы

В полотняный балаган

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка?

- Появилась девочка в чашечке цветка

И была та девочка чуть больше ноготка

В ореховой скорлупке девочка спала

Вот какая девочка как она мала

Кто читал такую книжку, знает девочку малышку.

- Кто-то за кого-то ухватился крепко,

Ох, никак не вытянуть!

Ох, засела крепко!

Но еще помощники скор прибегут

Победит упрямую Дружный общий труд.

Кто засел так крепко?

Может это?

Сюрпризный момент

Почтальон приносит телеграмму.

- Ребята. А телеграммы все без подписи. Давайте узнаем кто их прислал.

- От дедушки ушел

От бабушки ушел

Скоро буду у вас!

- Спасите нас съел серый волк!

- Живу без всякой славы

Среди зеленой дубравы

У семи богатырей

Итог: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что нового узнали? Чему научились. Что больше всего понравилось? Что больше всего запомнилось? Вы все большие молодцы! А мне понравилось, как вы сегодня работали.

Дети:

Сказка

Три поросенка, Красная шапочка…

Народные и авторские сказки

Эта сказка о животных.Народная сказка

«Кот»«Петух и лиса»«Заюшкина избушка»«Лиса и журавль»

 Это сказка о людях, об их жизни, о быте. Это сказка бытовая

«Красная шапочка»«Морозка»«Двенадцать месяцев».

Царевна лягушка

Баба Яга, Кащей бессмертный,

Есть Иван царевич, два брата, царь

Это выдуманный герой.

Аленький цветочек», Али-баба и 40 разбойников», «Умный солдат и глупый змей

(Дети шагают.)

(Дети поворачиваются.)

(Грозят пальцем.)

(Грозят пальцем другой руки.)

(Показывают пальчиком.)

(Показывают.)

(Покачивают головой.)

(Бег на месте.)

(Руки вверх.)

Писатели

Красная шапочка, Буратино,У лукоморья…,Краденое солнце

Репка, колобок, заюшкина избушка

Дети проговаривают слова из песни колобка

Про молочко

Иван

Буратино

Дюймовочка

Репка

Колобок

Коза и волк

Белоснежка

Мы говорили о сказках. Узнавали сказки по иллюстрациям, отгадывали загадки

Очень понравилась инсценировка сказки Теремок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской культуры.

Фольклорный праздник  "Чем богаты тем, и рады"старший дошкольный возраст...

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.

Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....

Занятие по приобщению детей к истокам народной культуры. Изготовление народной тряпичной куклы «Зайчик на пальчик»

Цель:   вызвать у детей интерес к традиционной народной культуре, продолжить знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции( кукла – ...

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Наша Родина - Россия» в средней группе

Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству....

Конспект занятия в 1-ой младшей группе по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры».

Цель: продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним обликом, особенностями росписи Семёновской и Полхов-Майданской матрёшек. Обратить внимание на характерные для ...