Картотека игр и пальчиковых гимнастик с использованием русского народного фольклора
картотека по развитию речи (младшая группа)

Зайцева Юлия Викторовна

Картотека игр разделена на основные проблемы развития речи детей, такие как: звукопроизношение, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_i_palchikovyh_gimnastik.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр с использованием русского народного фольклора.

  1. Звукопроизношении.

Игра «Козлик и дети».

Вышел козлик погулять

Вышел ношки поразмять.

Козлик ношками стучит

По-козлиному кричит.

(Дети идут по кругу,взявшись за руки, а «козлик» идёт противоходом топающими шагами).

Козлик ножками стучит

По-козлиному кричит.

(Два раза, стоя на одной ножке, дети хлопают в ладоши, а «козлик» прыгает на одной ноге, одновременно постукивая возле неё другой).

-Ме-Ме-Ме!(Дети разбегаются, а козлик их ловит).

Игра «Гуси - лебеди»

Играющие выбирают «волка» и «хозяина», сами изображают «гусей». На одной стороне площадки чертят дом, где живет «хозяин» и «гуси», на другой - поле. Между ними находится логово «волка».

Все гуси летят на поле травку щипать. Хозяин зовет их:

- Гуси, гуси!

- Га-га-га!        

- Есть хотите?

- Да, да, да!

- Ну, летите же домой!

- Серый волк под горой, не пускает нас домой.

- Что он делает?

- Зубы точит, нас съесть хочет.

- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

«Гуси» бегут в дом, «волк» пытается их поймать.

Игра заканчивается, когда все «гуси» пойманы.

Игра «Конь – огонь»

Дети передвигаются по кругу поскоком – как лошадки. По мере передвижения воспитатель ритмично читает четверостишие:

Гоп – гоп – гоп!

Ты скачи, скачи в галоп!

Все в галоп, все в галоп!

Гоп – гоп – гоп!

После паузы задание повторяется.

Игра «Пчелы и медвежата»

Дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая –медвежата. Пчелы собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав сигнал «пчелы, за медом!», дети разбегаются, перелетая с цветка на цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал «медведи идут» пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж. при повторении игры дети меняются ролями.

Игра «У медведя во бору»

Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадке для игры очерчивают 2 круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – дом для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-нибудь.Группа медведей имитируют рычание и ловят детей.

  1. Обогащение словаря.

Игра «Зайка шел»

Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

Игра «Летает, а не птица»

Ведущий загадывает загадки про птиц и насекомых, Дети разгадывают загадки и объясняют, к какой тематической группе относится данное животное. Перед игрой ведущий напоминает детям опознавательные признаки птиц: имеют перья, клюв, крылья, они большие. Насекомые же маленькие, у них нет перьев.

В тёмной темнице                          

Красные лапки

Красны девицы.                            

Щиплют за пятки

(Гусь)

Летела птица,                                    

Не зверь, не птица,

Не перната, не крылата,                    

А нос, как спица.

Носик долгий,                                          

Голос тонкий.                                                

Кто её убьёт,                                    

Человечью кровь                            

Прольёт.                                          

(Комар)                                          

Спал цветок и вдруг проснулся:

Больше спать не захотел

Шевельнулся, встрепенулся

Взвился вверх и улетел                                                                

 (Бабочка)

Верещанья, белобока.                                

А зовут её

(сорока).

Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке сижу,

Букву Ж все твержу,

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

 (Жук)

На полянке возле ёлок,                                    

Дом построен из иголок.                                  

За травой не виден он,                                      

А жильцов в нём миллион.  

(Муравейник.)

Игра «Котенька - коток»

Дети сидят полукругом, воспитатель укладывает куклу, качает ее и тихонько напевает колыбельную песню.

«Уж ты котенька - коток,

Котя - серенький лобок!

Ты приди к нам ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

И кусок пирога.

Ты же ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси»

«Ой, люли, люли, люленьки»

Игра «Пошел котик на торжок…»

Выразительное чтениепотешки воспитателем. Инсценировка потешки детьми.

«Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Кате снесть?

Я и сам укушу

Да и Кате принесу»

Игра«Дождик, дождик, веселей…».

Воспитатель читает детям закличку, затем проговаривают ее вместе, обыгрывая ее.

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

  1. Формирование грамматического строя речи.

Игра «Назови ласково».

Предложите ребенку показать на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы «ласково».

Голова - головка

Лоб - лобик

Рука - ручка

Шея - шейка

Нос - носик

Ресницы - рестнички

Спина - спинка

Рот - ротик

Глаза – глазки

Игра «Коровушка-буренушка».

Воспитатель читает детям прибаутку, затем проговаривают ее вместе, обыгрывая ее.

Коровушка- буренушка,

Встает она до солнышка,

Травку в полюшке жует,

Молочко домой несет!

Девочкам и мальчикам -

Всем нальет в стаканчики.

Игра «Тень - тень - потетень»

Воспитатель читает потешку, дети в масках изображают животных и проговаривают слова.

Тень - тень - потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

- Всему миру я краса!

Похвалялся зайка:

- Поди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

- У нас шубки хороши!

Похвалялся медведь:

- Могу песни я петь!

Удивила их коза:

- Лучше всех мои глаза!

Игра «Заинька, выходи!»

Все становятся в круг. Выходит «зайчик»:

Все начинают водить хоровод вокруг зайчика и петь. Можно также показывать нужные действия.

Заинька, выходи, серенький, выходи!

Вот так, этак выходи!

Вот так, этак выходи!

Заинька, поди в садик, серенький, поди в садик!

И т.д.

Заинька, погуляй, серенький, погуляй!

И т.д.

Заинька, повернись, серенький, повернись!

И т.д.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой!

И т.д.

Заинька, лапки в боки, серенький, лапки в боки!

В т.д.

Заинька, поскачи, серенький, поскачи!

И т.д.

Заинька, попляши, серенький, попляши!

И т.д.

Заинька, выбирай, серенький, выбирай!

И т.д.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись!

И т.д.

Заинька, лапкой тронь, серенький, лапкой тронь!

И т.д.

Кого заинька лапкой тронет, тот будет новым заинькой, и вся

игра начинается сначала.

Игра «Как по улице воробышек гуляет».

Все становятся в круг. На середину круга выводят воробышка и запевают. Во время песни все водят хоровод, а «воробей» изображает все действия.

- Как по улице воробышек гуляет –

Он гуляет, он гуляет, он гуляет!

- Как он с камешка на камешек порхает –

Он порхает, он порхает, он порхает!

- Как устал воробей, утомился –

Ох, утомился, утомился, утомился!

Он на камешек, воробышек, садился –

Ой, садился, ой садился, ой садился!

Да как стал наш воробышек дремати –

Он дремати, он дремати, он дремати!

Да как стал воробей засыпати –

Ой засыпати, засыпати, засыпати!

Да как стал воробей шевелиться –

Шевелиться, шевелиться, шевелиться!

Да как стал воробей подниматься –

Подниматься, подниматься, подниматься!

Да как стал воробей танцевати –

Ой, танцевати, танцевати, танцевати!

Еще стал воробей выбирати –

Выбирати, выбирати, выбирати!

А к кому воробей подлетает?

Ой, подлетает, подлетает, подлетает!

А кого наш воробей выбирает?

Выбирает, выбирает, выбирает!

Картотека пальчиковых гимнастик с использование русского народного фольклора.

«Ладушки – ладушки»

Цель: развивать ощущение собственных движений.

Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая  действия стихотворным текстом

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

«Сорока – сорока»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.

Сорока – сорока        

Кашу варила

Деток кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

Этому дала,

Этому дала.

«Как у нашего кота…»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубы белые.

«Этот пальчик – бабушка»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Ладошки»

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом

Ладошки вверх

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –И сжали в кулачок.

«Мальчик – пальчик»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: дети по очереди поглаживают пальцы,  сперва на одной, а потом на другой руке. Поглаживают большой палец, моют ручки, поглаживают указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец.

Пальчик – мальчик, где ты был?

Я на речке братьев мыл.

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

«Водичка, водичка…»

Цель: развивать моторику обеих рук.

Ход занятия: Движения выполняются в соответствии с текстом. Подставить ладони под воображаемую струю воды; ладонями «умываем» лицо; поморгать глазками; потрите ладонями щеки; пощелкать зубами; широко улыбнуться.

Водичка, водичка…

Умой мое личико.

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.

И кусался зубок.

Чтоб смеялся роток

«Капуста»

Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.

Ход игры: движения прямыми ладонями вверх, вниз; поочередное поглаживание подушечек пальцев; потирать кулачок о кулачок; сжимать и разжимать кулачки.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трем, трем,

Мы капусту жмем, жмем.

«Коготки»

 Цель: развивать моторику обеих рук.

Ход игры: Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

У кошкиной  дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

«Маша и каша»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

«Еду к деду, еду к бабе»

Цель: развивать моторику обеих рук.

Ход занятия: Дети катают карандаш между ладонями

и повторяют слова за взрослыми:«Гоп-гоп-гоп»

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке,

По ровненькой дорожке,

На одной ножке

Гоп- гоп- гоп…

«Будем пальчики считать»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: Дети загибают пальчики на левой руке. Сжимают и разгибают кулачки. Дети загибают пальчики на правой руке. Сжимают и разгибают кулачки.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальчики считать.

Крепкие и дружные

Все такие нужные.

На другой руке опять

Пальчики быстрые

Хотя не очень чистые.

«Этот пальчик хочет спать»

Цель: развивать движения пальцев рук

Ход игры: Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит

Тише дети не шумите,

Пальчики не разбудите.

«Из-за леса, из-за гор»

Цель: развивать моторику обеих рук.

Ход занятия: Пальчики передвигаются по столу с разным темпом.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

«Улита, улита»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход занятия: Сжать все пальчики в кулак. Разжать пальчики, перевернуть руку ладонью вверх. Загибается мизинец. Загибается средний палец. Загибается безымянный палец. Загибается указательный палец. Все пальчики согнуты, появляются указательный и мизинец «рожки» улитки.

Улита, улита!

Дам кусочек пирога,

Пышки

Ватрушки,

Сдобные лепешки,

Покажи свои рога,

Высуни рожки.

«Полетели птички»

Цель: развивать моторику рук.

Ход занятия: Пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимать и опускать пальцы в соответствии с ритмом стиха

Полетели птички,

Птички-невелички.

Сели птички. Посидели.

Щу…Опять полетели.

«Ладушки – ладушки»

Цель: развивать ощущение собственных движений.

Ход  игры: хлопаем в ладоши, сопровождая  

действия стихотворным текстом

Ладушки, ладушки!

Где были? - У бабушки.

Что ели? - Кашку.

А что пили? - Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели.

На головку сели,

Ладушки запели.

«Добрая бабушка»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой,  руки. Действия  сопровождаются словами, загибаем пальчики мизинец, безымянный,  средний, указательный, большой.

Добрая бабушка

Кашу варила.

Кашу сварила,

Гостей кормила:

Этому мальчику дала –

Он дрова рубил.

Этому мальчику дала –

Он печь топил.

Этому мальчику дала –

Он воду носил.

Этому мальчику дала –

Он щи варил.

Этому мальчику сказала:

Ты дрова не рубил,

Воду не носил,

Печь не топил,

Щи не варил,

Зато песню пел

Всех потешал.

Всем было хорошо

Вот тебе каша!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»

laquo;Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»...

Картотека игр с использованием русского народного фольклора.

Игра - это комфортное проживание детства. Играя, ребёнок переживает огромную радость, а в радости развитие ребёнка идёт более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребёнок проявляет свои мысли, чув...

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»

laquo;Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»...

"Картотека подвижных игр с использованием русского народного фольклора"

Игры, в основе которых используется детский фольклор – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. В процессе использования подвижн...

Картотека подвижных игр с использованием русского народного фольклора

Картотека подвижных игр с использованием русского народного фольклора...

Картотека дидактических игр с использованием русского народного фольклора

Картотека дидактических игр с использованием русского народного фольклора...

Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора

Русское народное творчество – это животворящий неиссякаемый источник песен, прибауток, сказок, былин, пословиц и поговорок, в которых отражается жизнь народа, его быт, уклад и ист...