Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Описание».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Адина Майя Витальевна

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Описание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

 по развитию речи на тему: «Описание».

Цель: Учить детей выбирать начало и направление описания; знакомить с элементарными направлениями описаний: «слева направо», «справа налево».

Задачи:

Образовательные: продолжать учить детей описывать игрушки, опираясь на схему.

Развивающие: продолжать развивать мышление, речь, память, словарный запас. 

Воспитательные: продолжать воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришла гость! Давайте поздороваемся с ней.

Дети здороваются с гостьей.

Воспитатель: Милые дети, вы всех прекраснее на свете. Вот, таких хороших и пригожих я приглашаю на занятие, проходим и садимся на стульчики.

Воспитатель и дети проходят, и садятся на стульчики.

Воспитатель: Друзья мои, наше занятие мы начнём с проговаривания чистоговорки, которая называется «Игрушки»:

УШКИ – УШКИ – УШКИ - у меня игрушки,

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - игрушки я люблю,

АЮ – АЮ – АЮ - игрушками играю.

ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ - мне игрушки подарили:

АТ – АТ – АТ - новый самокат,

ОЗИК – ОЗИК – ОЗИК - железный паровозик,

ЧИ – ЧИ – ЧИ – красивые  мячи,

УКЛУ – УКЛУ – УКЛУ - хорошенькую куклу,

АДКУ – АДКУ – АДКУ - деревянную лошадку,

ИНУ – ИНУ – ИНУ - огромную машину.

ГУ – ГУ – ГУ – я игрушки берегу.

РЮ – РЮ – РЮ – я друзьям их подарю.

Воспитатель: Молодцы. Саша, а скажи мне, пожалуйста, где продаются игрушки?

(Ответ ребёнка: «игрушки продаются в магазине»).

Воспитатель: Правильно, игрушки продаются в магазине. Ребята, и мы сегодня с вами отправимся в магазин игрушек. Посмотрите на экран.

        На экране появляется картинка с изображением магазина игрушек.

Воспитатель: И в этом магазине есть много игрушек.

На экране появляется картинка с изображением игрушек, которые стоят на полочках.

Воспитатель: И все они разные, давайте посмотрим на схему описания.

Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на котором висит схема описания.

Воспитатель: Игрушки разные: по цвету, по форме, по размеру, по материалу (т.е. из какого материала сделала), из каких частей состоит и как можно играть с этой игрушкой.

Воспитатель: Друзья мои, а сейчас я вам опишу по этой схеме одну из игрушек нашего магазина, а вы должны её угадать, только слушайте до конца. Хорошо?

 (Ответы детей: «да»).

Воспитатель: Эта игрушка по цвету разноцветная, по форме похожа на треугольник, по размеру – средняя, сделала она из материала - дерева, состоит из таких частей как: палочка и колечек, её можно во время игры разбирать и собирать. Вика, а ты догадалась какая это игрушка?

(Ответ ребёнка: «это пирамидка»).

Воспитатель: Правильно, это пирамидка. Арсений Козырев, а как ты думаешь, пирамидка стоит на какой полочке?

   (Ответ ребёнка: «пирамидка стоит на второй полочке»).

Воспитатель: Ребята, а давайте все вместе посчитаем полочки, только считать мы начнём снизу вверх.

Воспитатель с детьми считают полочки.

Воспитатель: Василиса, а пирамидка стоит на второй полочке какая по счёту?

  (Ответ ребёнка: «пирамидка стоит третья»).

Воспитатель: Друзья мои, а давайте все вместе посчитаем игрушки, которые стоят на второй полочке, только считать мы будем «слева направо».

Воспитатель с детьми считают игрушки.

Воспитатель: Василиса ответила верно, пирамидка действительно стоит третья на полочке.

Воспитатель: Миша, а какая игрушка стоит над пирамидкой?

   (Ответ ребёнка: «над пирамидкой стоит мотоцикл»).

Воспитатель: Маша, а какая игрушка стоит под пирамидкой?

(Ответ ребёнка: «под пирамидкой стоит кукла»).

Воспитатель: Лёва, а какая игрушка стоит от пирамидки слева?

(Ответ ребёнка: «слева от пирамидки стоит чайник»).

Воспитатель: Алина, а какая игрушка стоит от пирамидки справа?

(Ответ ребёнка: «справа от пирамидки стоит самолёт»).

Воспитатель: Молодцы, на все вопросы ответили верно. Ребята, послушайте меня внимательно, чтобы составить описание каких – либо предметов, надо придерживаться определённых правил. Сейчас мы с вами познакомимся с одним с них. Посмотрите на доску.

Воспитатель обращает внимание детей на доску, на которой висит ряд картинок с изображением игрушек.

Воспитатель: Слушаем и запоминаем: необходимо обязательно выбрать начало описания предмета и направление описания следующих предметов. Кружком обозначается предмет, с которого начинается описание, а стрелка показывает выбранное направление перечисления следующих предметов – это может быть «слева направо» или «справа налево». И эту последовательность нельзя прерывать. Понятно?

(Ответы детей: «да»).

Воспитатель: Сейчас я и проверю, как вы поняли. Обратимся к нашему магазину. Я буду описывать одну из полок с игрушками, но названия игрушек называть не буду, а вы, внимательно меня слушайте, затем, чьё имя я назову, тот и подойдёт к доске, и выберет именно ту картинку, которая подходит к моему описанию. Друзья мои, картинки будите вешать в ряд. Готовы?

(Ответы детей: «да»).

Ряд картинок: ведро, мяч, кукла, пожарная машина.

Воспитатель: Ну, тогда слушайте внимательно: эта игрушка по цвету – фиолетовая, по форме похожа на перевёрнутую трапецию, по размеру – большая, сделана она из материала - железа, состоит из таких частей как: сосуд и ручка, во время игры в ней можно переносить песок для построения песочного замка или класть картошку при уборке урожая. Варя, а ты догадалась какая это игрушка?

        (Ответ ребёнка: «это ведро»).

Воспитатель: Правильно, подойди к доске и выбери картинку.

        Ребёнок выполняет задание.

Воспитатель: Спасибо, Варя, присаживайся на стульчик. Слушаем дальше: эта игрушка по цвету – разноцветная, по форме – круглая, по размеру – маленькая, сделана она из материала - резина, состоит из одной круглой части, во время игры её можно отбивать от пол или играть в футбол. Руслан, а ты догадался какая это игрушка?

(Ответ ребёнка: «это мяч»).

Воспитатель: Правильно, подойди к доске и выбери картинку.

        Ребёнок выполняет задание.

Воспитатель: Спасибо, Руслан, присаживайся на стульчик. Следующая игрушка по цвету – разноцветная, по форме похожа на прямоугольник, который стоит, по размеру – средняя, сделана из материала - пластмасс, состоит из таких частей как: голова, туловище, руки, ноги, во время игры её можно кормить, укладывать спать, катать в коляске. Элина Лучкина, а ты догадалась какая это игрушка?

        (Ответ ребёнка: «это кукла»).

Воспитатель: Правильно, подойди к доске и выбери картинку.

        Ребёнок выполняет задание.

Воспитатель: Спасибо, Элина, присаживайся на стульчик. Ну и осталась последняя игрушка: по цвету – разноцветная, по форме похожа на прямоугольник, по размеру – большая, сделана из материала - пластмасс, состоит из таких частей как: кабина, цистерна для воды, лестница, шланг для воды, есть передние и задние колёса, во время игры её можно катать по полу и тушить пожар. Стёпа, а ты догадался какая это игрушка?

        (Ответ ребёнка: «это пожарная машина»).

Воспитатель: Правильно, подойди к доске и выбери картинку.

        Ребёнок выполняет задание.

Воспитатель: Спасибо, Стёпа, присаживайся на стульчик. Молодцы, быстро справились с этим нелёгким заданием. Ребята, а теперь давайте выясним, где в моём описании игрушек начало и в каком направлении шло описание - перечисление игрушек. Айназ, как ты думаешь?

              (Ответ ребёнка: «слева направо»).

Воспитатель: Правильно, «слева направо». Итак, начало в моём описании – это «ведро», а направление перечисления игрушек «слева направо». И таким же способом можно описывать ряд игрушек «справа налево»: начало в описании будет «пожарная машина», кружок и стрелочка соответственно меняют места. Всем понятно?

(Ответы детей: «да»).

Воспитатель: Замечательно. Друзья мои, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто первый назовёт?», но играть мы будем стоя, возле своих стульчиков.

        Воспитатель выставляет на стол ряд игрушек.

Вот игрушки стали в ряд

Мы попросим всех ребят.

Сосчитать их справа, слева

Слушать и задание выполнять умело.

Воспитатель: Слушайте внимательно, сколько раз я стукну бубном по руке, столько раз вы должны сосчитать «слева направо» и назвать игрушку правильно. Считайте только шёпотом, чтобы не мешать своему соседу. Готовы?

(Ответы детей: «да»).

Воспитатель: Ну, тогда начнём.

        Дети выполняют задание.

Воспитатель: Какая это игрушка?  

(Ответы детей: «это ёжик»).

Воспитатель: А теперь считать будем «справа налево».

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Какая это игрушка?  

(Ответы детей: «это чайник»).

Воспитатель: Молодцы, присаживаемся на стульчики. А теперь самое интересное. Пойдёмте за мной.

        Воспитатель вместе с детьми идут к столам.

Воспитатель: Ребята, подойдите к столам, посмотрите, на столах лежат листочки, на которых нарисованы полочки, а на каждой полочке стоит по игрушке. А также рядом с листочками лежат картинки с изображением игрушек и стоит клей. Ваша задача: наклеить картинку на ту полочку, на которую вы пожелаете. И у каждого из вас должна получится своя полочка с игрушками. Приступаем к выполнению задания.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Друзья мои, если вы закончили выполнять задания, то можете взять с собой свою полочку и пройти, присесть на стульчики.

Воспитатель и дети проходят, и садятся на стульчики.

Воспитатель: Элина Кашапова, подойди ко мне, пожалуйста. Покажи мне и ребятам свою полочку. Элина, перечисли игрушки, которые стоят на третьей полочке «слева направо».

Ребёнок выполняет задание.

Воспитатель: Спасибо, Элина, присаживайся на свой стульчик. Артём, подойди ко мне, покажи свою полочку и перечисли игрушки, которые стоят на первой полочке «справа налево».

Ребёнок выполняет задание.

Воспитатель: Спасибо, Артём, присаживайся на своё место. Ну и осталась у нас вторая полочка. Дашенька, желает ко мне подойти и показать свою полочку. Дашенька, перечисли, пожалуйста, игрушки, которые стоят на второй полочке «слева направо».

Ребёнок выполняет задание.

Воспитатель: Спасибо, Дашенька, присаживайся на свой стульчик. Ребята, а давайте с вами создадим свой магазин игрушек. Сейчас каждый из вас, по цепочке, будет подходить к доске и вешать свою полочку. И у нас с вами получится огромный магазин игрушек.

Дети выполняют задание.

 Воспитатель: Друзья мои, вам понравилось сегодня заниматься?

(Ответы детей: «да»).

Воспитатель: Замечательно, и вы меня сегодня порадовали.  Ребята, а теперь давайте попрощаемся с нашей гостьей. Скажем ей все «До свидания».

        Дети прощаются, и гость уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Описание кукол»

Конспект занятия в старшей группепо развитию речи «Описание кукол»Автор: Балабанова Вероника КареновнаЦель: Учить составлять описательный рассказ.Задачи: Образовательная: Учить использоват...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Обучение рассказыванию: описание кукол».

конспект по развитию речи в старшей группе "Обучение рассказыванию: описание кукол "Цель помочь детям составить план описния куклы...