НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (средняя группа)

Иванова Наталия Николаевна

В статье раскрываются средства выразительности в русских народных сказках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Образовательное значение сказок огромно. Они являются незаменимым средством и воспитания, и обучения детей дошкольного возраста. Мы обратимся к сказке как к средству развития речи,  а именно – как неисчерпаемому источнику образных средств родного языка, В интересующем нас среднем дошкольном возрасте, дети выражают явный интерес к этому жанру. Как отмечал К. Д. Ушинский: «Сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса» [3].

Сказка располагает своим набором языкового материала, передающим всю специфику этого жанра. Нет сомнения в том, что через сказки дети впитывают гармонию слова.

В рамках нашего исследования мы обратились к кругу детского чтения детей пятого года жизни. В среднем дошкольном возрасте программа «От рождения до школы» рекомендует для чтения следующие сказки:  «Про Иванушку-дурачка» (обр. М. Горького); «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обр. А. Н. Толстого); «Война грибов с ягодами», «Привередница», «Лиса-лапотница» (обр. В. Даля); «Жихарка» (обр. И. Карнауховой); «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова); «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова); «Лиса и козел», «Петушок и бобовое зернышко» (обр. О. Капицы).

Средства выразительности, представленные в данных сказках, достаточно многообразны. Нас заинтересовали, прежде всего, постоянные эпитеты, сравнения и повторы.

Наиболее распространенным выразительным средством сказок являются эпитеты. Они определяют героев сказки, а также предметы и явления. Исследованию постоянных эпитетов русских сказок посвящены труды О. И. Богословской [1], Н. М. Ведерниковой [2] и др. С учетом работ  ученых определим роль и место данного средства в анализируемых нами сказках.

Универсальным, использумым во многих сказках эпитетом является красная  («В ту пору ехал мимо купец:  О чем, красная девица, плачешь?» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».  

Чтобы подчеркнуть внешнюю привлекательность героев, сказка прибегает и к другим эпитетам: «коса русая до пояса»  («Снегурочка»), «А Жихарка маленький, да удаленький» («Жихарка»). 

Ххарактеризуют героев сказки, и следующие эпитеты: «А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара – широкие карманы («Война грибов с ягодами»), девочка-привередница, гуси-наемники, матушка-река («Девочка-привередница“), козёл – умная голова («Лиса и козел»).

Эпитеты объединяют изобразительное и выразительное начало: «высыпала-выбежала травка на солнышко поглядеть, вынесла цветы первые – подснежные: голубые и белые, сине-алые и желто-серые. «Журавль и цапля»).

Посредством внешнего описания эпитет дает оценку изображаемых в сказке лиц, предметов, животных: долгоносая-долгоносая цапля.

Эпитеты, характеризующие время встречаются не так часто. Например,  «Пришла лютая зима, затрещал мороз»  («Зимовье»).

Можно выделить эпитеты, определяющие волшебные предметы.  Волшебные помощники в сказках самые разнообразные и их характеристики тоже. Но чаще используемым является эпитет чудесный – «Чудесные лапоточки».

Также широко как эпитеты в русских народных сказках используются сравнения. В сравнении выделяют объект (факт, явление действительности), образ сравнения (другие факты и явления, к которым обращаются для объяснения или в качестве изобразительного средства) и признак сходства. Последний структурный элемент сравнения служит основанием для уподобления того или иного предмета (явления) с другим.

В анализируемых нами произведениях они также широко представлены: «лисичка свернулась калачиком», «дед слез с воза, подошел, а лисичка не ворохнется, лежит как мертвая», «сама беленькая, точно снег», «обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату», «Подавился, не дышит, не слышит, словно мёртвый лежит».

Другим универсальным средством выразительности языка сказок являются повторы. По морфемным характеристикам повторяющихся единиц, согласно их статусу они могут быть по-разному сгруппированы. Например, повторение знаменательных частей речи: «Ясни, ясни на небе звезды, мерзни, мерзни, волчий хвост», «Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова», «Шли, шли — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает“, «Выплынь, выплынь на бережок», «Эта простая ложка котова, эта простая ложка Петина, а эта не простая, точеная, ручка золоченая, Жихаркина», «Ёжик ты мой рябенький, ежик игольчатый» и др.

Нередки и повторы служебных частей речи: «Ту-та, ту-та? Ту-та не-ту!», «нет на возу ни воротника, ни рыбы», «Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите!»

Приведем также примеры тавтологических повторов: «речка-река», «жить-поживать».

Наше обращение к языку сказок еще раз убеждает в том, что произведения этого жанра могут стать важным средством развития экспрессивной лексики. При этом вне поля статьи остались и не менее яркие тропы, такие как метафоры, метонимии, гиперболы, литоты. Мы полагаем, что целенаправленное приобщение детей пятого года жизни к миру народных сказок непременно должно предполагать обогащение их речи образными средствами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богословская, О. И. Постоянный эпитет в народной сказке / О. И. Богословская // Исследования по стилистике. – Вып. 5 – Пермский государственный университет им. А. М. Горького. – Пермь, 1976. – С. 64 – 67.

2. Ведерникова, Н.М. Эпитет в волшебной сказке / Н.М.  Ведерникова // Эпитет в русском народном творчестве. Фольклор как искусство слова. Вып.4 – М. : Из-во Моск.ун-та, 1980. – C.120 – 130.

3. Ушинский, К. Д. Детский мир и хрестоматия / К. Д. Ушинский – М. : Просвещение, 1986 – 350 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.Именно в русской народной сказке имеется нали...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья из опыта работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Методы, приёмы....

"Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"

Статья  "Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста"...

«Сказка, как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте огромное значение в развитии ребенка  играет становление  образной речи, т.е. умение правильно использовать  выразительные средства  как метафора, сравнение, ...

Сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

Данный материал затрагивает тему сказки как средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста....