Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи

Рязанцева Нина Анатольевна

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Воспитатель: Рязанцева Н.А.

Слайд 2

Актуальность: Взаимосвязь речи и мелкой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.А. Лурия . Согласно ФГОС, речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие речевого творчества, развитие интонационной культуры речи. Стандарт направлен на обеспечение вариативности и разнообразия содержания организационных форм дошкольного образования. Программа развития нашего детского сада ориентирована на здоровьесбережение ; удовлетворение индивидуальных запросов детей и родителей; создание условий для формирования школьной зрелости. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению . Результаты диагностического обследования показали низкий уровень мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий. данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка

Слайд 3

Проблема: Опыт моей работы определил возможность использования вариативности традиционных и нетрадиционных методов. Передо мной стала проблема: выбор и поиск нетрадиционных методов развития мелкой моторики у детей.

Слайд 4

Противоречия: Постановка данной проблемы вызвана имеющимися противоречиями: между высокими требованиями ФГОС к качеству образования и низким уровнем развития моторики детей младшего дошкольного возраста.

Слайд 5

Цель: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных методов развития мелкой моторики.

Слайд 6

Задачи: Повысить уровень речевого развития детей. Изучить литературу и опыт работы по теме проекта. Проанализировать результаты диагностики по развитию мелкой моторики рук у детей. Составить и использовать в работе комплекс упражнений, заданий, разминок, дидактических материалов. Совершенствовать условия, необходимые для своевременного и полноценного развития речи детей в группе. Повысить грамотность родителей в вопросах по развитию мелкой мускулатуры кистей рук. Обобщить и распространить опыт работы по данной теме среди коллег.

Слайд 7

Новизна проекта: Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики в целях повышения качества образования в соответствии с ФГОС.

Слайд 8

Планируемые результаты: Повысится уровень речевого развития детей. Улучшится развитие мелкой моторики. Увеличится словарный запас, речь станет более эмоциональной и выразительной , улучшится звукопроизношение.

Слайд 9

План реализации проекта: I этап – подготовительный . Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата; Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей. Подбор и изучение информационных источников. Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики в условиях семьи». Подбор и оформление материала в «Уголок для родителей». Диагностическое обследование детей (методика Гавриной С., Кутявиной Н., Топорковой И., Щербиной С. «Тесты для детей 3-4 лет» ). Создание картотеки игр и упражнений «Наши пальчики играют». Приобретение и изготовление необходимого оборудования.

Слайд 10

II этап – основной. Основные направления в работе с детьми Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, плетение). Шнуровка, завязывание бантиков, застегивание пуговиц, замков Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами) Метод кинезиологии Метод Су-джок Метод биоэнергопластики Работа с бумагой (складывание, вырезание, обрывание, выкладывание узоров). Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание) Игры в “сухом бассейне” (мячи, крышки)

Слайд 12

Основные направления в работе с участниками проекта Родители Педагоги Памятки: «Пальчиковые шаги», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». Мастер-класс «Волшебные шнурочки ». Консультации : «Речь и пальчики», «Что такое мелкая моторика и как её развивать» Размещение материалов на сайтах Интернета: «Виртуальная газета», «Слайд-шоу», консультация «Развитие мелкой моторики рук», «Сказки на кончиках пальцев». Выставка дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей . Создание и обновление развивающей среды Организация свободной и совместной игровой деятельности Открытый показ совместной деятельности «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка» («Воспитатель года -2014») Размещение материалов на сайтах Интернета: nsportal . ru , ulibka - nina . umi . ru , http :// ipklabdo . lanta - net . ru / pk mediawiki . Выступление на ГМО «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук» и презентация проекта для педагогов ДОУ. Родительское собрание «Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте» Мастер-класс «Чудо - пальчики» в рамках городского конкурса «Воспитатель года - 2014»

Слайд 13

III – обобщающий Обработка и оформление материалов проекта. Диагностическое обследование детей. Анализ результативности и планирование дальнейшей работы.

Слайд 14

: Ниже среднего-10 баллов Средний-116,6баллов Выше среднего-44,5 баллов Высокий-55,5баллов Ниже среднего-0 баллов Средний-23 балла Выше среднего-66,5баллов Высокий-152балла Результаты диагностического обследования Вывод: У детей повысился у ровень развития мелкой моторики рук. Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. Движения пальцев стали более точными, дети аккуратнее обводят разные фигуры.

Слайд 15

Результативность: У детей повысился уровень речевого развития. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. С детьми разучены пальчиковые игры и упражнения. Дети познакомились с нетрадиционными методами развития мелкой моторики. Упражнения и игры по развитию мелкой моторики способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшилась ориентировка в пространстве; проявились такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца. Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми. Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.

Слайд 16

Выводы: Проект показал, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями положительно влияет на не только на речевое развитие, но и способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. Все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Слайд 17

Распространение опыта: Комплекс пальчиковых игр и упражнений ( ulibka - nina . umi . ru ) Мастер-класс « Чудо-пальчики » ( ulibka - nina . umi . ru ) Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка» ( ulibka - nina . umi . ru ) Педагогический проект « Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»( ulibka - nina . umi . ru ). Статья «Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности» ( http :// ipklabdo . lanta - net . ru / pk mediawiki ) Статья «Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок» ( http :// ipklabdo . lanta - net . ru / pk mediawiki ) Участие в конкурсах: Открытый городской конкурс «Радуга проектов», Городской фестиваль педагогического мастерства, Городской конкурс «Воспитатель года-2014» Выступление на ГМО «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста».

Слайд 19

Перспективы развития: Продолжить проектную деятельность с детьми других возрастных групп. Обобщить опыт и принять участие в муниципальном конкурсе. Принять участие в Интернет-конкурсах .

Слайд 20

Информационные источники: http://festival.1september.ru/ http:// www.surwiki.ru/wiki/index.php/ http://nsportal.ru ‪О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» Детство-Пресс. Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики». А.Е. Белая, В.И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» Пособие для родителей и педагогов. ‪О.И. ‪ Крупенчук «Пальчиковые игры» Издательский Дом Литература, 2008. А.Л.Сиротнюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников» Творческий дом, 2001. С.Е. Шанина , А.М. Гаврилова «Играем пальчиками - развиваем речь» Москва: « Рипол плассик », 2008. О.П. Навицкая «Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры» Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006. М.В. Драко «Развивающие пальчиковые игры» Минск: «Попурри», 2009. А. Хвастовцев « Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет» Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008 Е.А.Смирнова «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Слайд 21

Использование ИКТ в работе: Программы: Microsoft PowerPoint (создание презентаций) Microsoft Word( отчеты, доклады, выступления, списки, таблицы и другие документы ) Microsoft Excel ( работа со списками, при построении диаграмм, анализ данных ) Windows Media ( воспроизведение цифрового мультимедиа ) Полезные ссылки на 68.cdo.ru для создания интерактивных игр, пазлов , ребусов, слайд-шоу. Принимала участие в во Всероссийском интернет-конкурсе педагогических статей «Семья и школа », ( nsportal.ru )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация . Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы. Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установле...

Детско-родительский образовательный проект: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"

"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"...

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

В статье рассказывается о развитии мелкой моторики рук, как средстве развития речи детей младшего дошкольного возраста....

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХНАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»...

Самообразование воспитателя "Развитие мелкой моторики через нетрадиционные средства рисования у детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики, тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического созревания ребенка. Учеными установлено, что в головном мозг...

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Самообразование на тему: "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"...