"Использование игровых технологий для решения задач коррекционно - развивающего обучения дошкольников. Наглядно-игровое пособие «Занимательная полянка» для детей дошкольного возраста с ОНР."
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Синько Алла Анатольевна

    Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, которая способствует возникновению и формированию важнейших психических новообразований этого периода, реализации условий для развития психических процессов и важнейших для дошкольника видов деятельности, является, по мнению Л.С.Выготского, В.С.Мухиной. Д.Б.Эльконина, игровая. Поэтому одна из основных целей моей работы - это формирование интереса к процессу обучения, максимальная коррекция речевых расстройств, успешная подготовка детей к школе и их дальнейшая социализация в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 93

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

(ЧДОУ ДЕТСКИЙ САД 93 ОАО «РЖД»)

Тема:  "Использование игровых технологий для решения задач коррекционно - развивающего обучения  дошкольников. Наглядно-игровое пособие «Занимательная полянка» для детей дошкольного возраста с ОНР." 

                                                              Автор опыта: Синько Алла Анатольевна,

                                  Должность: учитель-логопед

Город Тихорецк

2019г

Содержание

1Литературный обзор состояния вопроса ……………………………………....3

1.1История темы педагогического опыта в педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении ……………………….….3

1.2История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании………………………………………4

1.3Основные понятия, термины в описании педагогического опыта (глоссарий) ………………………………………………………………………………….…......5

2.Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования предоставляемого педагогического опыта …………………………………………………………………………………..….....7

3.Педагогический опыт ……………………………………………………..…..….9

3.1Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте …………………………………………………………..….9

3.2Актуальность педагогического опыта (решение в представленном опыте задач, сформулированных в стратегических документах по развитию системы образования) ……………………………………………………………………..…11

3.3Научность в представляемом педагогическом опыте ………………...……...12

3.4Результативность педагогического опыта (мониторинг результативности, описание положительных педагогических эффектов) ………………..….……...13

3.5Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта (аналоговый анализ образовательного продукта: перечень материалов, аналогичных предлагаемому опыту, сопоставление и отличие представляемого опыта от аналогов) …………………………….…………………………….….…14

3.6. Технологичность представляемого опыта (описание необходимых и достаточных педагогических и материально-технических условий реализации данного опыта в практическое деятельности, ресурсное обеспечение, финансово-экономическое обоснование внедрения образовательного продукта, описание возможных сложностей при использовании представленного образовательного продукта, пути их преодоления) ……………………………………………………………………………………….15

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта (цель, содержание, технологии внедрения, формы обучения, модели деятельности учащихся и педагога) …………………………………………...…16

4.Выводы ………………………………………..………………………….……....19

5.Список используемой литературы и интернет-ресурсов ………………...........20

6. Приложения…………………………………………………………………...…21

   


1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА

  1. ИСТОРИЯ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ПЕДАГОГИКЕ.

Современная наука рассматривает игровой метод обучения детей, как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольников, а в случае необходимости, и его коррекции. Психолого – педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.С. Спиваковской, А.И. Захарова и других исследователей, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и развивающих мер приоритетное внимание должно уделяться игре как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте.

        В настоящее время довольно много встречается дошкольников с отклонениями в речевом развитии. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.  Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

         Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии.  В игре ребенок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи.  Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры.

         В литературе по логопедии отмечается специфика игровой деятельности у детей с нарушениями речи, разрабатываются научно – методические аспекты применения игры как коррекционного средства (Г.В. Косова, Р.Г. Лазарева, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Л.Н. Усачева, Т.Е. Филичева и др.). Однако, в публикациях остаются недостаточно раскрытыми возможности и целесообразность использования разных видов игр и элементов игры на разных этапах работы с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения.    

        Дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают большие затруднения в формировании связной речи, у них снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи. Задача педагогов – научить детей связно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Известно, чем активнее работает мозг ребенка, тем лучше развиваются его структуры, а значит, быстрее восстанавливаются нарушенные речевые и психические функции. Интеллект ребенка растет пропорционально получаемой информации.

        Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне как логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств является использование игровых технологий.

        

1.2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Работая в частном дошкольном образовательном учреждении детский сад №93 «ОАО РЖД» учителем -  логопедом пришла к выводу, что значение   игры как ведущего, всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности позволяет широко использовать игровые приемы в логопедической работе, а также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при коррекционном воздействии. Посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Мною был проведен мониторинг в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, что подтвердило наличие низкого и среднего уровня знаний и умений  по следующим направлениям:  словарный запас, грамматический строй речи,  связная речь, пространственная  ориентировка, ручная моторика. (Приложение № 1). Так же было выявлено, что у детей   описываемой группы  отмечаются недостатки в средствах межличностного общения: в культуре устной речи при общении друг с другом, в плавности речи, связи между речевыми и неречевыми средствами общения, в понимании и описании в речи эмоционального состояния человека и т. п. Неумение общаться, негативные особенности коммуникативного поведения могут отражаться и на успешности дальнейшего школьного обучения, порождать у ребенка чувство неуверенности, «ожидание неуспеха», формировать низкую самооценку, вследствие чего может возникнуть эмоциональная неустойчивость и агрессивное поведение.

Исходя из данной проблемы мною было принято решение найти новые вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний и умений через   использования игровых технологий,  так как они имеют ряд преимуществ:

  • создают мотивационную основу для формирования речевых умений и навыков;
  • позволяют следовать принципу «от простого к сложному»;
  • создают условия для индивидуально-дифференцированного подхода;
  • помогают развивать психические процессы, осуществить постепенный переход от непроизвольной деятельности к произвольной и другие.

Так родилась идея создания полифункционального логопедического пособия  «Занимательная полянка». Целью использования  игровой технологии, «Занимательная полянка» в логопедической практике является  повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к занятиям.

В 2017-2018 учебном году накопленный опыт моей работы на тему: «Формирование понимания и навыков употребления предлогов детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» представлен на Совете педагогов ДОУ. Педагогам были предложены разработанные мною задания и игровые упражнения, носящие многофункциональный характер для развития лексико-грамматических категорий и связной речи и был отмечен положительный результат. (Приложение №2) (Приложение №3)

 В марте 2018 года представила опыт работы на РМО учителей-логопедов, который получил положительную оценку коллег. (Приложение №5).

1.3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ В ОПИСАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА (ГЛОССАРИЙ).

АООП ДО – адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования.

Вариативность среды – наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Дети с ОВЗ – дети, имеющие различные отклонения в психическом или физическом развитии, отклонения в поведении, и нуждающиеся в особых условиях обучения, воспитания, а также специальных педагогических подходах.

Игра́ — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. 

Игровая деятельность – сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры.

Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны  и смысловой стороны при нормальном слухе и интеллекте .

ППРС - предметно-пространственная развивающая среда.

Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Федеральный государственный образовательный стандарт – федеральный государственный образовательный стандарт.

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ВОСПИТАННИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

 

Название группы: старшая группа компенсирующей направленности           для детей с ОНР «Теремок».

К количество воспитанников 16 человек (12 мальчиков и  4 девочки).

Группу посещают дети пятого  и шестого  года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи I,  II и III уровнем речевого развития).

При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей представлены простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении

грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонема- тического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

   Психологическое обследование детей дает возможность определить уровень интеллектуального развития ребенка, а кроме того возможные нарушения со стороны перцепции, памяти, внимания, эмоционально волевой сферы.

Умственная утомляемость, снижение уровня словесно-логического мышления, нарушение внимания наблюдается в большей или меньшей степени у всех детей данной группы.

Эмоциональная сфера детей с нарушениями речи проявляется в форме различных переживаний, среди них особое место занимает тревога, от которой зависит успешность различных видов деятельности.

Логопедическая практика моего опыта  показывает, что у детей шестого года жизни, имеющих общее недоразвитее речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, и синдром дефицита внимания что обусловлено недоразвитием языковой системы - фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.

Делая выводы со столкнувшимися проблемами, стало актуальным    создание наиболее эффективного образовательного пространства с  целью формирования связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья и с учётом индивидуального коррекционно-образовательного маршрута ребенка.

3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

3.1. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ И МЕТОДИК,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ.

    Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, которая способствует возникновению и формированию важнейших психических новообразований этого периода, реализации условий для развития психических процессов и важнейших для дошкольника видов деятельности, является, по мнению Л.С.Выготского, В.С.Мухиной. Д.Б.Эльконина, игровая. Поэтому одна из основных целей моей работы - это формирование интереса к процессу обучения, максимальная коррекция речевых расстройств, успешная подготовка детей к школе и их дальнейшая социализация в обществе.

Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

  • использование игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР в образовательной, совместной, а так же самостоятельной деятельности детей;
  • реализация личностно-ориентированного подхода как важного условия эффективности процесса обучения;
  • повышение качества проведения НОД на основе внедрения игровой технологии;
  • повышение речевой активности у детей  дошкольного возраста по средствам игровой технологии.

     Применение данной технологии выстраивалось с использованием разнообразных игр, которые превращали занятия в увлекательную деятельность, позволяли формировать положительный настрой детей на обучение, облегчали   решение поставленных задач.

Методы, используемые в работе с детьми ОНР:

- объяснительно-иллюстративный (объяснение (беседа) в сочетании с наглядностью — главные методы такого обучения, слушание и запоминание);

- репродуктивный (неоднократное воспроизведение сообщённых знаний и показанных способов действий);

- частично поисковый или эвристический (объяснённое педагогом задание, частично самостоятельно выполняется ребёнком, исходя из имеющихся им знаний, контролируя себя);

- коммуникативный, информационно-коммуникационный (обучение общению друг с другом);

- игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, дидактических обучающих игр, игры-конкурсы, игры-путешествия, игры-соревнования, развлечения.

    Использование игровой технологии позволило максимально концентрировать внимание воспитанников во время занятия за счёт четко сформулированных правил игры, варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и уровня усвоения ими учебного материала.

Формы работы с многофункциональным пособием «Занимательная полянка» самые разнообразные:

- специально организованная деятельность (решение проблемных заданий; придумывание историй с участием «жителей» полянки и детей группы;  сочинение загадок, сказок, стихотворений);

- свободная деятельность детей, связанная с использованием дидактического материала к пособию.                   

Данное пособие дает возможность разнообразить образовательный процесс, максимально концентрировать внимание воспитанников во время занятия за счёт четко сформулированных правил игры, варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и уровня усвоения ими учебного материала.

 Разрабатывая игры  к пособию «Занимательная полянка» я  опиралась на  методики следующих авторов:  В. В. Воскобовича, Н.В. Нищевой, Н.В. Новотворцевой.

    Игры и игровые упражнения различны:

1. по характеру коррекционного процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие);

2. по характеру игровой методики (игры с правилами, игры -импровизации);

3. по содержанию (дидактические, словесные, развивающие, настольные, с элементами театрализации, сюжетно-дидактические);

4. по игровому оборудованию (с предметами, со схемами, с картинками, с театрализованными куклами, без предметов). 

Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. Прежде всего использование нашего пособия нацелено на то, чтобы сделать занятие с детьми не только интересным, но и эффективным. Прежде всего - обучать, играя, а не просто играть.

3.2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Дошкольники с общим недоразвитием речи (далее ОНР) испытывают большие затруднения в формировании связной речи, у них снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи. Задача учителя-логопеда научить детей связно и последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Известно, чем активнее работает мозг ребенка, тем лучше развиваются его структуры, а значит, быстрее восстанавливаются нарушенные речевые и психические функции. Интеллект ребенка растет пропорционально получаемой информации (Доман Г. Гармоничное развитие ребенка).

Актуальность темы данного опыта обусловлена тем, что игровая мотивация является первичной в дошкольном возрасте и на её базе формируется готовность к обучению в школе.  Центральным вопросом является создание системы работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование игровых технологий с помощью многофункционального пособия «Занимательная полянка», которое  является гармоничным сочетанием традиционных и инновационных технологий в работе по развитию речи у детей с ОНР. Данное методическое пособие облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с психическими процессами и речью.  Применяя игровую технологию, учим дошкольников видеть главное, систематизировать полученные знания.

3.3. НАУЧНОСТЬ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ.

    Игровая деятельность помогает ребенку с тяжелым нарушением речи находить решения различных сложных задач, побуждает детей конкурировать между собой, учит их отстаивать собственную позицию . Благодаря играм, дети умственно развиваются, учатся использовать свое воображение и мышление, учатся общаться друг с другом и задействовать свои мыслительные способности. Важно определить, насколько та или иная игра или игровая ситуация будет стимулировать использование ребёнком вербальных или невербальных средств общения. (Королева Е.В., Кондратьева С.В. Игровые технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(23). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 5-9.)

Мною замечено, что активное включение в образовательный процесс разнообразных игр и игровых ситуаций, прежде всего стимулирует именно речевую активность детей с ОНР, что и определяет важность создания и использования игровых технологий. Из своего опыта, могу с уверенностью сказать, что, используя игровые технологии , учитель – логопед может почти на 50 % улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.

Научная новизна исследования моего опыта заключается в следующем:

  1. Раскрыта характеристика речевых способностей детей в игре.
  2. Определены содержание и психолого-педагогические особенности развития речевых способностей детей в игре, предполагающие свободный выбор деятельности, создание благоприятной микросреды, организацию взаимодействия детей, педагогов и социальной среды, организацию деятельности в соответствии с поставленными целями, реализацию установки на развитие речевых способностей детей.
  3. Выявлены условия, при которых игра является более эффективным средством в развитии речевых способностей детей с ОНР.

3.4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне, как учителю логопеду, приходилось искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами я стала использовать, разработанное мною многофункциональное пособие «Занимательная полянка» и   картотеку игр к этому пособию, эффективность которых очевидна.

Работа проводилась поэтапно: в подготовительном этапе изучала литературу по данному вопросу, подбирала необходимый практический материал, разрабатывала пособия, составляла картотеку.  В течении последующих двух лет материал внедрялся и апробировался в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В ходе анализа результатов диагностики определилась положительная динамика по формированию всех компонентов речи. (Приложение №1).

2016-2017 учебный год.

Уровень общего и речевого развития в сентябре:

- на начало учебного года:   5 ребенка со средним уровнем = 36 %,  9 детей  с пограничным уровнем = 64%.

- на конец учебного года: 13 детей – с высоким уровнем = 92 %, 1 ребенок с пограничным (средний- высокий) уровнем = 8 % .

2017-2018 учебный год.

- на начало учебного года:   2 ребенка с пограничным уровнем  = 23%,  10 детей  с высоким  уровнем = 77%.

- на конец учебного года: 1 ребенок – с пограничным уровнем = 10 %, 10 детей с высоким  уровнем = 90% .

        В работе мною были использованы разнообразные методы и приемы обучения детей-логопатов (метод наглядного моделирования, проблемного обучения, метод развивающего обучения) при использовании многофункционального пособия «Занимательная полянка», что позволило активизировать речевую деятельность детей как во время непосредственно организованной деятельности, так и в свободной деятельности детей.

3.5. НОВИЗНА (ИННОВАЦИОННОСТЬ)  

ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

 Научно – методические аспекты применения игры как коррекционного средства (Г.В. Косова, Р.Г. Лазарева, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Л.Н. Усачева, Т.Е. Филичева и др.) недостаточно раскрыты. Возникла необходимость создания возможностей для использования разных видов игр и элементов игры на разных этапах работы с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения, как вспомогательных средств, облегчающих, систематизирующих и направляющих процесс усвоения детьми знаний.    

 Мой опыт работы отличает новизна идеи включения игр и упражнений  в непосредственно образовательную деятельность и повседневную жизнь старших дошкольников с ОНР.

Игровое пособие «Занимательная полянка» представляет широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса, творческого мышления и речи.

В настоящее время существуют аналогичные виды работы, но я считаю, что мой опыт работы в форме игровой деятельности, дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания. Данная игровая технология делает познание нового интересным занятием для ребенка, позволяют избежать проблем мотивационного плана, порождают интерес к  еще неизвестному,  а значит, помогают мне, как педагогу реализовать основную  цель – создать условия для  развития  речи каждого ребенка.

3.6  ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

           Использование игрового пособия «Занимательная полянка» помогает  превратить обучение в увлекательный процесс, а значит, позволяет осуществлять необходимое естественное развитие в самом приемлемом для дошкольников виде деятельности.  У детей, можно сказать на глазах, развивается связная речь и формируется довольно высокий уровень познавательного развития, поскольку полноценное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста остается актуальным всегда.

Данное авторское пособие в моей логопедической практике появилось сравнительно недавно и уже успело зарекомендовать себя как эффективное средство развития речи у дошкольников с ОНР. Игры  с «Занимательной полянкой»  позволяют организовать образовательный процесс как  индивидуально, так и в подгруппе  и в свободной деятельности.

В своей педагогической деятельности, конструируя какое-то образовательное событие, я использую игры на «Занимательной полянке» как этап занятия,  «погружая» детей в сказку .

Преимущества применения  методического пособия «Занимательная полянка»:

* Широкий возрастной диапазон (от 2х  до 7 лет).

Построенная по принципу полифункциональности и высокой вариативности, саморазвития и творчества, каждая игра позволяет ребёнку задействовать психические процессы в зонах ближайшего развития, в рамках возрастной психофизиологии.

* Дидактическая мультимодульность.

Одна и та же игра может быть направлена на развитие конструктивных, творческих способностей, на развитие речи, обучение грамоте.

*Образность и универсальность.

Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Сказки- задания, добрые образы такие, как  умная гусениц Сима, сопровождая ребёнка по игре, учат ребёнка не только логике, грамоте, правильной речи, но и человеческим взаимоотношениям.

*Возможность индивидуального коррекционного обучения.

*Предоставление возможности самостоятельной продуктивной деятельности.

           

3.7. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

        В своей практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения,  я обратила внимание на авторскую методику В.В. Воскобовича,
в которой представлена совершенно особенная, творческая и добрая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей.

Принципы, заложенные в систему этих игр - интерес, познание, творчество становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Взяв эту методику за основу я разработала и изготовила свое методическое игровое пособие «Занимательная полянка».

Развивающие игры, разработанные мною к пособию «Занимательная полянка» - это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально - творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.

     Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы.

Практические используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.

Прежде всего использование нашего пособия нацелено на то, чтобы сделать занятие с детьми не только интересным, но и эффективным, обучать, играя, а не просто играть.

Занимательная полянка -это развивающая сенсорная зона, в которой ребенок самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания.

Цель: это формирование интереса к процессу обучения, максимальная коррекция речевых расстройств, успешная подготовка детей к школе и их дальнейшая социализация в обществе.

Основные принципы технологии: Первым принципом технологии «Занимательная полянка» является игровое обучение детей дошкольного возраста.

 Второй принцип - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи.                                 

                                                                         

Третий принцип- раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка.                                                 

Занимательная полянка состоит из нескольких сказочных областей:

1. Ковровая полянка - Ее хозяйка гусеница Сима знакомит детей с лексическими темами занятий и предлагает поиграть в игры, которые она принесла в своих кармашках.

      2. Поляна с «Чудо деревом» - В этой развивающей области дети играют с               жителями «Чудо дерева» и наблюдают, как оно меняется по временам       года.

Формы работы на «Полянке знаний» могут быть самые разнообразные:

- специально организованная деятельность:

-  решение проблемных заданий,

-  придумывание историй с участием «жителей» полянки и детей группы,

-  сочинение загадок, сказок, стихотворений,

- свободная деятельность детей, связанная с использованием дидактического материала к пособию.

Описание - Развивающая среда "Полянка знаний".

Подойдет для любого возраста, а так же для детей с ограниченными возможностями.
Состоит из элементов : игрового поля из фетра, переносных модулей ( ствол дерева, крона дерева по временам года (осень, зима, весна, лето), солнышко, облака, гнездо, птицы большие перелетные-3, птицы зимующие – 8, ежик - 3, змейка, белка, гусеница Сима), которые крепятся липучками, и могут размещаться на игровом поле в произвольном порядке, приспособления для фиксации дидактического и игрового материала (зажимы, кармашки, кружки и веревочки).

Само пособие представляет собой игровое поле из фетра размером 1,5 м. на 2,5 м. Именно на нем фиксируются развивающие материалы. Часть игрового поля разлинована на сто клеток. Сетка также облегчит детям построение различных геометрических фигур, познакомит с пространственными и количественными отношениями.

«Занимательная полянка» – многовариантное пособие, оно легко трансформируется, решает любые образовательные задачи, идеальна для групповых занятий. Способствует ознакомлению детей с окружающим миром, и с тем, что в нем происходит, развивает познавательные процессы, развивает способности к анализу, сравнению, развитию аргументированной речи.
Преимущества развивающей среды:
- Доступная;- Безопасная;- Насыщенная;- Трансформируемая.
Примеры заданий:
1. Ознакомление с окружающим миром. Посели  животных в домики  (для детей от 3 лет);
2. Развитие психических процессов. «Разноцветные сапожки».  Подбери башмачок по цвету к кармашку. (для детей 3 - 5 лет);
3. Играем в математику. Помоги  сосчитать предметы в кармашках Симы. (для детей 4 - 6 лет);
4. Играем в слова. Где спрятались животные и птицы. (для детей 5 - 7 лет);
5. Чтение через игру. Выложи  слово в кармашках Симы. (для детей 4 - 6 лет);
6. Художественно - эстетическое развитие. Создай узор на «полянке». (для детей 5 - 7 лет);
7. Физическое развитие.  Прыгаем по кочкам, называя слова на определенный звук (для детей 3 - 7 лет) и многое другое.

8. Ориентировка в пространстве. Приведи божью коровку к цветку (по клеткам).
Данное пособие дает возможность разнообразить образовательный процесс.
Взаимодействуя с ним, дети смогут обогатить активный словарь, развить, лексико-грамматический строй речи, научаться диалогическому общению И все это будет проходить в непринужденной и игровой форме, ведь в основе обучающей методики, на которую мы опирались, лежит принцип, согласно которому мотивация к познанию исходит от ребенка.

4. ВЫВОДЫ

      В итоге необходимо отметить, что на успешное развитие дошкольников влияет такое содержание познавательного материала, такая форма, которая способна вызывать интерес детей. В процессе интересной деятельности с пособием «Занимательная полянка» дошкольники с ОНР более активны, эмоциональны, у них появляется желание развиваться, положительное отношение к познанию нового.

Считаю, что данное пособие это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста с поэтапным использованием игр и постепенным усложнением образовательного материала.

      Таким образом, использование авторского методического пособия  в коррекционно-логопедической работе позволяет мне в определенной степени
развивать у  дошкольников с ОНР более высокую работоспособность, повышенный интерес к занятиям и обучению и за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов.

      Кроме того, создание благоприятных условий, учитывающех особенности психоречевого развития детей с ОНР, стало основным показателем качества коррекционно-развивающей работы, которая обеспечивает достижение каждым ребенком оптимального уровня развития речи, психических процессов, мышления и коммуникативных навыков.

      Исходя из актуальности и результативности опыта работы можно сделать вывод, что данную методику можно рекомендовать для улучшения качества реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    В качестве примера в приложении представлены фотоматериалы и игры, разработанные и используемые педагогами ДОО в работе с детьми с ОНР.

5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:

  1. Букатов В.М. Педагогика таинства дидактических игр. М., 1997
  2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. Спб.: «КАРО», 2001
  3. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1996.
  4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1999.
  5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в развитии ребенка // Вопросы психологии - 2009. – № 6. С. 76.
  6. Воскобович В.В,  Вакуленко Л.В.  Развивающие игры В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; СПб, 2013.
  7.  Воскобович В.В. ,  Вакуленко Л.В. Развивающие игры В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; МатериалыII Всероссийской научно-практической конференции г. Хабаровск, СПб, 2014.
  8. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2009.
  9. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  10. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5 – 6 лет. М., Просвещение, 2007.
  11. Зотьева С. А., Коноплева А. В. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игровой технологии В. В. Воскобовича // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. 102- — URL https://moluch.ru/archive/116/31988/
  12. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.//   Дошкольное воспитание. – 2010. - №4. - С.23.

     13.Работягова Т. Игра – средство воспитания и обучения. Для детей старшего           дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание, 2012, №10.

     14.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998

     15. Ушакова О. Развитие словесного творчества детей 6 – 7 лет //    Дошкольное воспитание, 2002, №9.

     16.  38. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от                                                 29.12.2012 N 273-ФЗ [интернет-ресурс] 1155

     17.  Харько  Т. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса»; СПб, Детство-Пресс,2013.
    18. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 2003.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1- Диагностика.

Приложение №2 Рецензия ДОУ

Приложение №3 – Картотека игр к пособию «Занимательная полянка».

Приложение №4 – Рецензия ОУ

Приложение №5 – Протокол РМО.

Приложение №6- Фото и видео материалы.

Приложение №7 – Диплом 1 степени Всероссийского профессионального конкурса «Гордость России».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа на тему "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:·        Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 наз...

коррекционно - развивающее занятие по развитию эмоционально - волевой сферы у детей дошкольного возраста

Обучение дошкольников элементарным приемам саморегуляции дает возможность сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть свой внутрений потенциал.Этой теме посвященно кор...

Коррекционно-развивающие игры как средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Для успешного преодоления неблагоприятных моментов, создающих значительные трудности в логопедической работе по коррекции звукопроизношения, большую помощь учителю-логопеду может оказать использование...

Использование игровых технологий В.Воскобовича в коррекционно-развивающей работе

Использование игровых технологий В.Воскобовича в коррекционно-развивающей работе...

Дидактическое пособие «Занимательная математика» для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.Задачи:формировать представление о числе и количестве предметов;формировать пр...