Инклюзивное образование
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Платонова Елена Николаевна

Составление рассказов по сюжетной картине "Осень", обогащение знаний о времени года "Осень". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР

Составление рассказа по сюжетной картине «Осень»

Тема. Составление рассказа по сюжетной картине «Осень».

Цель: составление рассказов по сюжетной картине «Осень», обогащение знаний  о времени года «Осень».

Программное содержание:

Развивающие задачи:

обучать составлению рассказа по сюжетной картине; развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, уточнять и расширять словарь по теме «Осень», развивать память и смысловую догадливость при отгадывании загадки, развивать логическое мышление, зрительное внимание, активность и самостоятельность.

Коррекционные  задачи: 

закреплять согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, совершенствовать навыки словообразования, продолжать учить детей включать в предложение относительные прилагательные, расширять словарный запас прилагательными через развитие анализаторов (слуховой, тактильный, зрительный, обонятельный).

Воспитательные задачи:

воспитывать культуру речевого общения, дружелюбия, любовь
к прекрасному, бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал:

картина, звукозапись, волшебная корзина, пенечки, листочки, корзина с фруктами.

Раздаточный материал:

шишки, жёлуди, гриб, разноцветные листочки, мнемосхемы.

Предшествующая работа:

чтение рассказов  и стихов про осень, рассматривание иллюстраций, наблюдение на прогулке.

Методы и приемы по ходу занятия:

  1. Загадывание загадки про Осень.
  2. Встреча с картиной « Осень», рассматривание, беседа.
  3. Волшебный осенний листик.
  4.  Осенний лес (воздух, запах)
  5. «Волшебная корзиночка».
  6. Игра « Угадай на ощупь!».
  7. Игра  «От какова дерева листочек?».
  8. Игра – физкультминутка «Листопад».
  9. Беседа с рассматриванием картины (река).
  10.   Игра «Послушай звуки и назови».
  11.  Рассматривание картины (действия детей).
  12.  Обобщение, объяснение воспитателя по составлению рассказа детей используя схемы.
  13.  Составление рассказов детьми.
  14.  Возвращение в детский сад.
  15.  Анализ, поощрения.
  16.  Угощение от Осени(фрукты в корзине).

Ход занятия:

- Угадайте, о каком времени года моя загадка?

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (Осень)

         - Как догадались? (Ответы детей). Ребята, сегодня у нас с Вами встреча с картиной. Внимательно рассмотрите её. Какое время года нарисовал художник? Почему Вы так решили? Какие красивые слова можно подобрать к слову осень? Золотая, красивая, волшебная, разноцветная, дивная, чудесная. Кто нарисован на картине?  (На картине нарисованы дети). Куда пришли дети? (Дети пришли в осенний лес). А вы бы хотели прогуляться по осеннему лесу?

- Ой, смотрите что это? Это осенний листик. Как он к нам попал? (Ответы детей). Может быть,  его занесло ветром, через форточку. Предлагаю Вам шагнуть в эту картину с помощью этого волшебного осеннего листочка. Закройте глаза.

В руку листик я возьму

И тихонечко взмахну

Вокруг себя ты обернись

Глаза открой и удивись.

- Представьте, что мы с вами в осеннем лесу. Глубоко вдохните, не поднимая плеч. Какой воздух в осеннем лесу? (прохладный, свежий, влажный). Какие запахи ещё в осеннем лесу ощущаете? Какие запахи чувствуете? Чем пахнет в лесу?  (Ответы детей: я ощущаю запах грибов, ягод, коры деревьев, листьев, мокрых веток; я чувствую запах сырого и влажного воздуха от воды; в лесу пахнет сыростью, прохладой, последними цветами).

          - Это действительно так. Ребята я вам  предлагаю присесть на пенёчки. У нас сегодня в гостях волшебная корзиночка. Вот мы сейчас с вами угадаем, что можно найти в осеннем лесу? Игра « Угадай на ощупь!».

(Дети на ощупь угадывают предметы, которые находятся в корзинке: гриб, жёлудь, шишка, листочек)(в лесу можно найти жёлудь, он гладкий, приятный на ощупь; в лесу можно найти шишку с чешуйками; в лесу можно найти гриб, у которого есть шляпка и ножка; в лесу можно найти разноцветные листики.)

 - А я нашла в лесу вот такие необычные листочки (заранее вырезанные из цветного картона). Игра  «От какова дерева листочек?»

Вы листочки скорей возьмите

Деревья на картине назовите

- Какие деревья вы видите? Расскажите о них. (Я вижу клён, у него коричневый ствол и яркие листья; я вижу берёзу, у неё белый ствол с чёрными точками;  я вижу рябину, у неё красивые оранжевые ягоды, которые висят целыми гроздьями; я вижу дуб, у него коричневые по цвету листья, на ветках висят жёлуди).

(По ходу рассказа дети находят соответствующее дерева).

- Ребята, скажите, что такое листопад? Я вам предлагаю поиграть в игру «Листопад».

Дружно по лесу гуляем

И листочки собираем,

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (Разбрасывают листочки «листопад»)

          - Замечательно!

- Ребята обратите внимание на картину. Как вы думаете, это река или озеро? Почему вы так думаете? (Река). Река – узкая и длинная, а озеро – круглое и широкое. Правильно!

- Ребята, если на улице холодно и прохладно, то какая вода в реке? (холодная, прохладная). Если погода на улице ясная, безветренная, значит какая вода в реке? (тихая, спокойная). На берегу реки растут деревья, значит что можно увидеть в реке?

(Отражение.  Деревья, как в зеркале отражаются деревья, как будто любуются своей красотой).  

 - Скажите мне, пожалуйста, какие звуки в лесу можно услышать? (Ответы детей). Я вам предлагает поиграть в игру «Послушай звуки и назови». (Звучат звукозаписи: стучит дятел, тенькнула синичка, пыхтит ёжик, царапнула коготками белка, шуршание листьев, журчание реки, разговор детей). Хорошо, вы справились с этим заданием.

- Посмотрите внимательно на картину и скажите: что делает мальчик, изображённый в центре? (он присел, наверное, хотел погладить ёжика, но укололся иголками, ёж рассердился и решил убежать). Что делает мальчик, который стоит слева? (Он увидел на дереве рыжую белочку, хочет погладить её, или угостить чем-то вкусным). Чем заняты девочки? (девочка в зелёном берете, пришла в лес со своей любимой игрушкой, она нашла красивую веточку клёна с яркими оранжевыми листьями, а девочка в клетчатой юбке нашла ветки дуба). Как вы думаете, детям понравилось гулять в осеннем лесу? Какое настроение у них было во время прогулки? (У детей было весёлое и радостное настроение).

Вот мы свами рассмотрели такую прекрасную картину и мне очень хочет послушать Ваши рассказы, про осень. Составить рассказы вам помогут схемы, которые мы придумали вместе.

1). С чего начнёте свой рассказ?

- Какое время года наступило? Что расскажите о траве, деревьях, о реке?

2). О ком будете рассказывать дальше?

-О детях. Что расскажите о мальчике, который изображён в центре? Что можно рассказать о мальчике, который стоит слева? Что можно рассказать о девочках?

3). Чем закончите рассказ?

- Понравилась ли прогулка детям,  и какое настроение было у них?

 (Рассказы детей).

Молодцы, ребята вы сегодня замечательно справились со всеми заданиями. Составили отличные рассказы. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нам нужен наш волшебный осенний листочек, скажем волшебные слова и вернемся в детский сад.

В руку листик я возьму

И тихонечко взмахну

Вокруг себя мы обернемся

И в детский сад мы вернемся.

          - Вот мы снова в детском саду. Мне хочется узнать, вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).

За ваше старание вам Осень приготовила волшебную корзину с угощениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...