Влияние дидактических игр на развитие грамматического строя речи у детей с диагнозом "Общее недоразвитие речи"
статья по развитию речи (старшая группа)

Воробьева Ирина Валерьевна

Своевременное овладение правильной речью имееет важное значение для последующего обучения . Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлений  и устранения речевых нарушений. Поэтому у детей, имеющих некоторую задержку в лексико-грамматическом развитии, в системе обучения должны быть использованы дидактические игры и упраженения, направленные на расширение и уточнение словаря. Дидактические игры и упражения по грамматике являются упражнениями на закрепление материала по лексике и фонетике, уже усвоенного детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didot_2.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние дидактических игр на развитие грамматического строя речи у детей с общим диагнозом «Общее недоразвитие речи»

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях:

1.Обозначает грамматический строй языка

2.Науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении

Грамматика по словам К.Д.Ушинского , логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-либо значение. Усвоение детьми грамматического строя речи происходит постепенно, путем подражания.

При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, синтаксис- словосочетания и предложения.

Задачи формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста:

1.Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи.

2.Расширение сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (монолог, диалог) и речевого общения (эмоциональное, деловое, познавательное, личностное).

3.Развитие у детей лингвистического отношения к слову, поисковой активности в сфере языка и речи на основе языковых игр.

4.Исправление грамматических ошибок в устной речи детей.

5.Совершенствование синтаксической стороны речи детей:

- ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями;

- обучение распространению предложений и составлению сложных предложений

6. Предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка – тренировка детей в употреблении морфологических категорий.

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития , в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других вилов деятельности. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия. Средства и формы педагогического воздействия.

Формирование грамматического строя языка ребенка является «спонтанным» процессом. Ребенок «извлекает» язык, его грамматическую систему из факторов воспринимаемой речи, в которой язык выполняет коммуникативную функцию и представлен системно.

Формирование грамматического строя речи протекает в общем русле языкового развития, и формы и методы педагогического руководства должны учитывать поэтапный характер общего речевого развития. В зависимости от этого на каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка.

На третьем году жизни происходит усвоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых предложений. Центральными нововведениями в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы речи с взрослыми, инициативных высказываний.

На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных, коротких, монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.

Пятый год жизни знаменуется составлением произвольной речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии с грамматическим содержанием (словотворчество).

Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способа вычленения из речи предложения, слова, языка.

 

Развитие стороны грамматического строя языка – словообразование – ребенок усваивает по-разному , и на каждой возрастной ступени на передней план выступает что-то одно. Так, системой, словоизменения – правилами склонения и спряжения, многообразием грамматических форм слов дети овладевают главным образом в младшем, среднем дошкольном возрасте. В старших группах на первый план выдвигается задача усвоения традиционных , форм изменения всех слов, входящих в активный словарь ребенка.

Способы словообразования осваиваются детьми позже, чем способы умений и навыков происходит в средних группах, а  вот критическое отношение к своим действиям, точнон знание норм словообразования у детей только начинает складывается в подготовительной группе.

Последовательность составления грамматической стороны языка обусловлена его строением, а также традиционными способами организации детской игровой, практической и познавательной деятельности, формами сотрудничества, общения ребенка с окружающими. Однако личный опыт у детей, очень не одинаков, и это приводит к широкому многообразию индивидуальных особенностей речевого развития. На первых этапах развития грамматического с троя речи перед ребенком, прежде всего, ставят задачу понимать смысл сказанного. Например, ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много. Следующая задача – использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как говорят другие. Более сложно – самостоятельно образовывать форму нового слова по аналогии со знакомым словом. И совсем иначе, еще более трудная задача-  оценить грамматическую правильность речи, определить, можно или нельзя так сказать. Но в силу того, что в каждой возрастной группе уровень речевого развития детей одинаков и различается в очень широких пределах, то следует предусматривать решение детьми тех и других задач.

Усвоение детьми грамматического строя речи по возрастам.

1.Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру, например: «Принеси красный кубик», различать их местороложения, например: «Поставь рядом».

2.Пользоваться существительными обозначающими названия транспорта, растений, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей; глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия; прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов; наречиями (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, хорошо – плохо).

3.Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами прошедшего времени, составлять фразы из 3-4 слов. Отвечать на вопросы воспитателя.

2младшая группа

1.Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже.

2.Употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.

3.Учить детей употреблять в речи и различать существительные в форме единственного и множественного числа. Форму множественного числа существительных в родительном падеже.

4.Учить согласовывать глаголы с существительными:

- понимать назначение предлогов;

- пользоваться разной интонацией;

- составлять предложения с однородными членами;

- отвечать полным предложением на вопросы, грамматически правильно           оформляя свои высказывания.

Средняя группа

1.Продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении.

2.Совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, употреблять их в именительном и родительном падежах.

3.Упражнять, правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных. Употреблять формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, лежать, бежать, ехать.

4.Учить детей использовать в речи простейшие виды сложноподчиненных и сложносочиненных предложений.

Старшая группа

1.Совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с числительными, например : «На столе лежат пять груш», существительные с прилагательными.

2.Образовывать множественное число существительных.

3.Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными (кофе, пальто, пианино, кино, какао). Познакомить детей с разными способами образования слов (сахарница, солонка,  строитель, снегоход). Учить детей образовывать (по образцу) однокоренные слова (снег- снеговик –снежинка – снегирь). Продолжать учить детей составлять ( по образцу) простые и сложные предложения.

4.Учить, при инсценировке, пользоваться прямой и косвенной речью.

Подготовительная группа

Продолжать учить детей в речи синонимы, существительные, с обобщающим значением ( строитель, листопад). Вводить в речь антонимы.

1.Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу. Закреплять умение согласовывать существительные с числами, существительные с прилагательными, местоимениями с существительными и прилагательными.

2.Образовывать по образцу существительные с суффиксами; глаголы с приставками;  сравнительную и превосходную степень имен прилагательных.

3.Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.

Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. Для детей с ОНР нарушение грамматического строя речи нарушение грамматического строя речи является типичным проявлением. Современное овладение правильной речи имеет важное значение для последующего обучения. Практический аспект занятий состоит в предупреждении, выявлений и устранении речевых нарушений. Поэтому у детей, имеющих некоторую задержку в лексико- грамматическом развитии , в системе обучения должны быть использованы дидактические игры, направленные на расширение и уточнение словаря. Наряду с общепринятыми приемами обучения используются те приемы, которые требуют у детей самостоятельного умения подбирать нужные грамматические формы слов, правильно согласовывать слова в предложении, самостоятельно строить предложения из данных слов. Коррекционная работа по грамматике с детьми, имеющими речевые нарушения проводятся в группе во всех видах деятельности. Детям предлагаются различные задания, которые позволяют им развивать внимание к слову, уже усвоенного детьми.

Дидактические игры и упражнения по грамматике являются упражнениями на закрепления материала по лексике и фонетике, уже усвоенного детьми. Чтобы устранить проблемы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребенка, я  использую книги, позволяющие развить интерес к слову, к речи, расширить знания и  кругозор ребенка. Так, как с развитием речи ребенка тренируется его память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать.

Чтобы каждое занятие способствовало в продвижении коррекции грамматики, необходимо создавать высокую умственную и речевую нагрузку, которая обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала, полезно хоровое проговаривание, например, стихи, скороговорки.

Исходя из этого можно сделать вывод : своевременное формирование грамматического строя языка является важным условием его полноценного речевого и общего психологического развития, так как речь и язык выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности  ребенка, самоорганизации поведения, формирования социальных связей.

Список используемой литературы.

1.Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группы детского сада с общим недоразвитием речи», СПб, 2015 г.

2.И.В,Скворцова «Программа развития и ступени обучения дошкольников. 100 логопедических игр»., С-Пб, 2010 г.

3.Т.А.Ткаченко «Логопедические упражнения», Москва, 2009 г.

4.Г.А.Быстрова и др. «Логопедические игры и задания, СПб, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Мебель. Части мебели" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

План - конспект НОД в подготовительной группе у детей с ОНР.  Использование игровых технологий. Лексическая тема "Мебель. Части мебели"....

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Зоопарк" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

НОД у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе с использованием игровых технологий....

«Влияние дидактических игр на развитие грамматического строя речи»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Влияние дидактических игр на развитие грамматического строя речи»...

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия....

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия....