Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Грачи прилетели"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Смелянская Наталия Юрьевна

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Грачи прилетели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspect_grachi_prileteli.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ»

Возраст детей: 6-7 лет.

Цель: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями в живой и неживой природе.

Обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной. Учить устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма. Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.

Учить видеть прекрасное в картинах русских художников. Обогащение речи синонимами, приставочными глаголами.

Обогащение словаря: проталины, весна полей, капель, галдят, гомон
и т.д.

Оборудование и материалы: иллюстрации перелетных птиц, копия картины русского художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

Ход занятия:

Педагог. Дети, какое сейчас время года?

Ребенок. Сейчас весна

Педагог. Какая сейчас весна? Ведь мы знаем, что весна делится на три периода.

Ребенок. Сейчас у нас первый весенний месяц – март, на дворе ранняя весна.

Педагог. А какие признаки ранней весны вы можете назвать?

Ребенок. Снег потемнел, стал рыхлый. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синим, появились кучевые облака. С крыш капает капель. Появились первые проталины.

Педагог. Вы правильно подметили все изменения, которые произошли в неживой природе с приходом весны. Март – первый календарный месяц весны. Но в марте еще завывают метели, обильны снегопады. Зима долго еще противится, но «как ты, март не хмурься, все ж весною пахнет». Хотя по ночам все еще стоят морозы, в теплые мартовские дни сильнее капает с крыши. Снег под лучами ласкового весеннего солнца искрится и постепенно оседает. Март зиму ломает. А как еще называют мартовскую весну?

Ребенок. Ее еще называют весной полей, потому, что снег начинает таять на полях, появляются черные «оконца» растаявшей земли – проталины.

Педагог. А как вы думаете, почему именно на полях начинает таять снег, а не в лесу?

Ребенок. Потому, что на полях не растут деревья, они открытые, и там теплее весной.

Педагог. Правильно. Поля – это открытые пространства, для солнечных лучей нет ни каких преград, поэтому снег и начинает таять на полях. А какие изменения происходят в живой природе в марте месяце?

Ребенок. Возвращаются с юга первые перелетные птицы – грачи. Они начинают копаться в проталинах своими крепкими клювами, ищут в земле личинки насекомых и проснувшихся насекомых после зимней спячки.

Педагог. А какие перелетные птицы еще возвращаются к нам?

Ребенок. В конце марта прилетают скворцы, жаворонки, зяблики. Позже всех прилетают ласточки.

Педагог. Да, насекомоядные птицы, которые питаются летающими насекомыми, это соловьи, мухоловки, зарянки, ласточки, стрижи, возвращаются к нам в конце мая, когда появляются летающие насекомые. Весной домой птицы торопятся лететь быстрее, часто им помогает попутный ветер. Птицам надо успеть починить гнезда, обзавестись птенцами и вырастить их к августовским отлетам.

А сейчас еще раз вспомним, какие птицы прилетают к нам весной.

Пальчиковая гимнастика «Птицы весной»

К нам весной грачи вернулись,

Жаворонки и скворцы.

Следом ласточки примчались,

Прилетели журавли

Дети загибают пальцы на руке, перечисляя названия перелетных птиц

Но самыми первыми возвращаются к нам грачи. Посмотрите, какая прекрасная картина висит у нас. Ее написал русский художник – пейзажист Алексей Саврасов, называется эта картина «Грачи прилетели». Хотите очутиться в картине? Для этого мы с вами будем волшебниками «Я все вижу». Закройте глаза, переступите через край картины, вот мы с вами и в картине. Что же мы видим?

Ребенок. Я вижу окраину маленького городка. Небо пасмурное, промозглое, только местами видны голубые оконца весеннего неба.

Ребенок. Перед нами искривленные старые березы, в ветвях которых строят свои гнезда прилетевшие грачи. На снегу грач, который держит в клюве веточку для гнезда.

Ребенок. Снег рыхлый, чуть потемневший.

Ребенок. За забором видна старая церковь, а за церковью вдали синеют широкие поля. На полях снег уже почти весь растаял.

Педагог. А теперь мы превратимся в волшебников «Я все чувствую».

Ребенок. Я взял снег в руку. Он рыхлый, зернистый, холодный.

Ребенок. Я чувствую прохладный ветерок.

Ребенок. Я дотронулся до березы. Она шершавая, прохладная, влажная.

Ребенок. Я потрогал забор. Он сырой, прохладный.

Педагог. Молодцы, вы очень хорошие волшебники. Мы еще не были волшебниками «Я все слышу». Что же вы слышите?

Ребенок. Я слышу грачиный крик. Они галдят.

Ребенок. Я слышу, как журчат ручьи.

Ребенок. Я слышу человеческие голоса. Люди разговаривают во дворе домов. Мама говорит сыну: «Ваня, не ходи в лужу, промочишь ноги».

Педагог. Вот мы и побывали в картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Саврасов ее написал на Волге, недалеко от города Ярославля в 1871 году. Ничего особенного нет в этом скромном полотне: рощица молодых берез, церквушка, последний снег и грачи. Все просто, но глаз невозможно оторвать – так дорога, узнаваема каждому, эта картина русской природы. Хранится картина Саврасова «Грачи прилетели» в Москве, в Государственной Третьяковской галерее. А вы хотите, чтобы к вам весна пришла скорей. Тогда надо попросить солнце помочь нам.

Хороводная игра «Весеннее солнце».

Солнце, солнце, выходи

(дети, взявшись за руки, отходят от центра круга)

И всю землю освети!

(идут по кругу, взявшись за руки)

Чтоб весна скорей настала

(останавливаются и опускают руки вниз)

Чтобы нам теплее стало

(перекрещивают руки на груди и трут плечи)

Чтоб капели звонко пели

(движение кистей рук, имитирующие падение капель)

Чтоб весной ручьи звенели

(волнообразно двигают руками перед грудью «ручей»)

Чтоб цветочки распускались

(поднимают руки над головой и опускают их через стороны вниз, ладонями вверх, до уровня плеч)

С юга птицы возвращались

(взмахивают руками)

Солнце, солнце, землю грей!

(хлопают в ладоши на каждое слово)

Пусть весна придет быстрей!

(хлопают в ладоши на каждое слово)

Педагог. Вот какие хорошие слова мы сказали про весну, теперь будем ждать ее в гости.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. С Королева, Великие художники, том 22, Алексей Кондратьевич Саврасов, Москва, Издательство «Директ - Медиа», 2010 год.
  2. А.А. Яхонтов, Зоология для учителя, Том 2, Москва, Издательство «Просвещение», 1970 год.
  3. Н.М. Быкова, Игры и упражнения для развития речи,
    Санкт-Петербург, Издательство «Детство – Пресс», 2010 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.

У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится  строить....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"

Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...

«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (группа ОНР) "Прекрасная щедрая осень"

Представлен конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи. В нем дан материал  на закрепление знаний об овощах и фруктах, об осенних явлениях в природе, задания по согласованию прилагател...

Конспект прогулки с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Правила дорожного движения".

Предварительная работа: 1. Наблюдение за улицей.Цель: Познакомить с улицей, с ее особенностями. Закрепить знания о том, что транспорт двигается по дороге, а пешеходы по тротуару. 2. Непосредстве...