Консультация для воспитателей "Условия успешного речевого развития в ДОУ в условиях ФГОС"
консультация по развитию речи (средняя группа)
Консультация для воспитателей
«Условия успешного речевого развития в ДОУ в условиях ФГОС»
Подготовил Воспитатель Шапошникова НА
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Речь – это средство передачи наших мыслей, потребностей человека.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Поэтому условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Проблема развития речи является одной из актуальных.
Условия успешного речевого развития.
Подробнее об этих условиях я вам расскажу
• педагоги могут побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; а также, побуждать детей к речевому общению между собой.
• Педагог должен задавать детям больше открытых вопросов. Какие это вопросы? Которые подразумевают мыслительную деятельность ребенка. (На которые ребенок не сможет ответить да или нет)
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.
• Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:
Речь педагога — четкая, ясная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
• Педагоги должны контролировать правильное произношение, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
• наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
• Педагоги помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
• знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
• формируют умение правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
• помогают и контролируют умение формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
• поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
• организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
• Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
В работе над развитием речи ребенка отлично помогают современные образовательные технологии такие как:
• Здоровье сберегающие технологии: такие как физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа отлично помогают для развития и совершенствования мелкой моторики рук. А, как известно, речь на кончиках пальцев.
• Игровые технологии такие как: дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр развивают и совершенствуют связную, монологическую и диалогическую речь ребенка.
• Метод наглядного моделирования
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника. Разные педагоги по—разному называют эту методику: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа. Суть данной методики от этого не меняется.
Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Мнемотехника незаменима в речевом развитии детей.
Ещё, К. Д. Ушинский – известный русский педагог, в свое время сказал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.
Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение.
Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.
Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.
Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.
Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.
Пример стихотворения с использованием мнемотаблицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_uspeshnogo_rechevogo_razvitiya_v_dou_v_usloviyah_fgos.odt | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Условия успешного речевого развития в ДОУ в условиях ФГОС»
Подготовил Воспитатель Шапошникова НА
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Речь – это средство передачи наших мыслей, потребностей человека.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Поэтому условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Проблема развития речи является одной из актуальных.
Условия успешного речевого развития.
Подробнее об этих условиях я вам расскажу
• педагоги могут побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; а также, побуждать детей к речевому общению между собой.
• Педагог должен задавать детям больше открытых вопросов. Какие это вопросы? Которые подразумевают мыслительную деятельность ребенка. (На которые ребенок не сможет ответить да или нет)
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.
• Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:
Речь педагога — четкая, ясная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
• Педагоги должны контролировать правильное произношение, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
• наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
• Педагоги помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
• знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
• формируют умение правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
• помогают и контролируют умение формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
• поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
• организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
• Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
В работе над развитием речи ребенка отлично помогают современные образовательные технологии такие как:
• Здоровье сберегающие технологии: такие как физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа отлично помогают для развития и совершенствования мелкой моторики рук. А, как известно, речь на кончиках пальцев.
• Игровые технологии такие как: дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр развивают и совершенствуют связную, монологическую и диалогическую речь ребенка.
• Метод наглядного моделирования
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника. Разные педагоги по—разному называют эту методику: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа. Суть данной методики от этого не меняется.
Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Мнемотехника незаменима в речевом развитии детей.
Ещё, К. Д. Ушинский – известный русский педагог, в свое время сказал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.
Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение.
Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.
Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.
Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.
Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.
Пример стихотворения с использованием мнемотаблицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ. Тема: «Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность , новизна, высокая результативность опыта....
Приказ № 651 "Особенности речевого развития родного языка в условиях ФГОС в ОО, ДОУ"
quot;Мастер - класс" "Степная красавица из бросового материала"Описание: Материал может быть полезен педагогам, родителям, и всем кто увлекается творчеством.Назначение...
Консультация для родителей воспитанников средней группы на тему: "Условия успешного речевого развития вашего ребёнка"
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детс...
Тема по самообразованию: "Проектная деятельность как средство познавательного развития и успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях ФГОС".
Выбирая тему по самообразованию, я, не сомневаясь, решила, что это будет именно проектно-исследовательская деятельность. Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке ...
Опыт работы " Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Опыт работы «Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО»Актуальность опыта. Проблема р...
Консультация для воспитателей "Условия успешного речевого развития в ДОУ"
Консультация для воспитателей "Условия успешного речевого развития в ДОУ". Основная цель речевого развития — доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного эта...
консультация для педагогов Познавательно - речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и твор...