ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (младшая группа)

В этой статье я представлю  основные методы и приёмы, которыми я пользуюсь, по различным направлениям развития речи детей раннего возраста.Я их использую не только во время непосредственной образовательной деятельности,но и в любой режимный момент, и в свободной деятельности детей, и на прогулках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи ранний возраст44.35 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая поддержка речевого  развития детей                     раннего возраста.            

 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие:
—владеет активной речью, включенной в общение;
—может обращаться с вопросами и просьбами;
— понимает речь взрослых;

—знает названия окружающих предметов и игрушек;
— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в  движениях и действиях;
— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
— эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

 Данные ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно речевого развития детей раннего возраста и представляют собой возрастной портрет ребенка. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша. Моя задача— развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию.

С детьми 2-го и 3-го года жизни непосредственно образовательная деятельность, в основном, проводится в таких формах:
— наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения;
— инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;
— рассматривание изображений знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, составление рассказов);
— чтение художественной литературы (рассказов, сказок и т.д.).
 Исходя из форм взаимодействия, наиболее актуальными будут такие методы работы, при помощи которых дети активно общаются и проявляют самостоятельность, интерес к речевой деятельности.

 Поскольку первичная диагностика проходит в период адаптации, использую метод наблюдений и формирую подгруппы детей по уровню развития речи каждого ребёнка. В течении года эти подгруппы меняются в зависимости от достижений детей. Моё перспективное планирование по развитию речи в группе раннего возраста довольно условное и меняется в течении года, т.к. речь детей до 3-х лет развивается очень быстро, а учитывая индивидуальные особенности каждого, приходится корректировать ранее намеченную работу. Поэтому представляю свои основные методы и приёмы по различным направлениям развития речи детей раннего возраста.

Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста, их использую не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и в любой режимный момент и в свободной деятельности детей, и на прогулках :
1. Чередование хоровых ответов с индивидуальными (малыши предупреждают зайчонка об опасности; утешают или баюкают куклу; при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают). Хоровых ответов должно быть достаточно много. Так, новую куклу приглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, затем только мальчики, и т.д.

2. Разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите и т.д. Эти задания не только оживляют занятие, дают возможность детям подвигаться, но и позволяют мне выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.
3. Специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. «Кто-то спрятался в раздевалке» или «Мы все с вами зайчики» и т.д. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, предупреждает утомление, способствует формированию игровых навыков и умений.
4. Разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов, потешек («Заинька, приходи…», «Тили-бом!», «Ладушки, ладушки»). Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении умственной и речевой деятельности                                                                                                        5.Народные игры, в процессе которых водящий показывает какое-то движение, а все повторяют. («Ровным кругом друг за другом, эй, ребята, не зевать…» или «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»).
6. Драматизации и инсценировки. Чаще всего их провожу при ознакомлении с художественной литературой. Моя задача – научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж жестами, мимикой, движениями. Например, инсценировка «Кто в домике живет». Я вношу игрушки, «поселяю» в домик поочередно. Когда в домике несколько игрушек, спрашиваю детей: «Так кто в домике живет?» дети называют, совместно с детьми обыгрываем.Инсценировку сказки начинаю с рассказывания, затем поэтапно- чтение, показ настольного, пальчикового, верхового театров, слушание сказки без наглядного показа, а затем наряжаемся и сами "играем в сказку".(Приложение 1)
7. Рассматривание картинок (называние, описание). Это и показ крупных картин (коллективное обсуждение), и рассматривание картинок мелкого формата самими детьми (индивидуальная работа), оба методических приема имеют свои положительные стороны. Цель – подведение детей к пониманию слов и умению простым звукоподражанием назвать предмет.
8. Перебежки. 3-4 картинки развешены в разных концах группы, я вместе с детьми переходим от одной картинки к другой, чтобы поговорить о ней. (Где уточка? «Кря-кря», — она кричит. Покажите, где уточка»). Речь идет не о картинках, развешенных постоянно, а о часто меняющихся, картинках по тематике занятия. По этому типу можно использовать находящуюся в группе мебель, предметы (Где диван? Пойдемте сядем на диван. Надюша, покажи нам, где окно. Давайте подойдем к окну). Этот же метод можно использовать и на прогулке, там дети будут знакомиться со значением других слов (скамейка, куст, песок, дерево и т.д.).
9. Выставка игрушек. В разных местах делаются небольшие полочки, на которых расставляются игрушки. Я вместе с детьми перехожу от одной к другой, описывая и рассказывая совместно с детьми об игрушке. Так же как картинки бывают разной сложности, так и выставку игрушек можно усложнять, в зависимости от развития речи детей и задач воспитателя.
На одной полочке можно поставить знакомые игрушки, которые они легко могут назвать, на другой – новые, или знакомые игрушки, выполняющие действия (кошка пьет из миски молоко, собачка едет на грузовике и т.д.). Или на всех полочках выставлен мишка, но на одной он играет в мяч, на другой – несет флаг и т.д.).
10. Волшебный мешочек. Хотя этот метод известен и применяется всеми педагогами, он пользуется неизменным успехом у детей и способствует как развитию понимания, так и развитию активной речи. Для этого используются мелкие игрушки, различные бытовые мелочи, картинки. Воспитатель достает предметы из мешочка, или предлагает это сделать детям, усложнив задачу, можно проделать какие-то действия с предметом, описать его, разыграть игровую ситуацию.
11. Я спрячу, а ты поищи. Для этого следует подобрать игрушки так, чтобы некоторые из них были в 2-3 экземплярах, игрушек должно быть значительно больше, чем участвующих детей. Прятать игрушки следует так, чтобы они были видны детям, по-настоящему в этом возрасте малыши еще не умеют искать. Когда ребенок найдет игрушку, нужно спросить как она называется, какая по цвету, т.е. задавать наводящие вопросы.
12. Принеси и назови. Набор игрушек раскладывается на столе, я прошу ребенка принести ту или иную игрушку, приучаю каждого малыша показывать эту игрушку остальным детям и называть ее.
Можно усложнить прием, проговаривая шепотом имя ребенка или спрашивая детей, кто сейчас принесет игрушку.
13. Позови. Дети, подражая воспитателю, должны сказать то или иное слово, чтобы вызвать какое-нибудь интересное для них действие. (Танечка, позови собачку, скажи: «Иди, иди ко мне»). Затем можно выставить несколько игрушек, предложить ребенку позвать понравившуюся. Можно заменить игрушки картинками, слово «иди» — словом «дай».
14. Передай другому. Один из детей получает игрушку, картинку, палочку, коробочку и т.п. Он должен передать это кому-нибудь из детей по указанию воспитателя или по собственному выбору. Предмет необходимо назвать, по возможности описать.
15. Игры с природным материалом (песком, водой, деревом, а также бумагой) оказывают огромное влияние на развитие речевой и познавательной активности ребенка, который может зрительно воспринимать их, манипулировать ими, экспериментировать с ними. На основе собственного опыта, я пришла к выводу, что игры с водой наиболее благотворно сказываются на эмоциональном состоянии детей (что очень важно в период адаптации),что в свою очередь позитивно влияет на развитие речи и познавательной способности каждого ребёнка. Это стало стимулом к разработке мною "игр с водой"-собственного плана систематических занятий по развитию речи.    Организованные игры с водой проводятся 2 раза в месяц, их надо проводить в тёплом помещении, со здоровыми детьми (состав группы до 10 человек) не более 7-10 минут, после игры насухо вытереть полотенцем руки и предложить другие игры (пальчиковые, речевые и др.). Для обогащения словаря ребёнка сопровождать эти игры песенками, потешками, игрушками, ознакомлением со свойствами предметов.

Эти методы обеспечивают необходимую эффективность речевого развития детей. Поэтому, к трем годам, когда мы начинаем говорить о ребенке как о личности, он уже имеет достаточно подготовленную почву для активного использования речи в процессе деятельности и общения. Маленькие дети очень любят животных. Недаром во многих сказках главными героями являются звери и птицы. Знакомство с животными, их внешним видом, повадками, детенышами, позволит в интересной форме расширить представления ребенка об окружающем мире и способствует развитие речи. Поэтому на занятиях по развитию речи с детьми раннего возраста целесообразно использовать игрушечных животных или картинки с их изображением.
Для занятий подбираю фигурки животных из пластика или резины, желательно, чтобы они были естественных цветов, легко узнаваемыми, а также добрыми и симпатичными. Используя таких животных, можно организовать различные игры для развития речи.

Игра "Кто там?" Я прячу игрушку, воспроизводя крик животного, и прошу ребенка отгадать кто это. Ребенок может ответить любым доступным ему способом – показать на картинку с изображением животного, назвать его словом или словом-звукоподражанием.

Игра «Гости» Строим вместе с малышом домик из кубиков.

-Тук-тук, кто там пришел к нам в гости?
-Мяу. -Кто это? Ребенок отвечает. Впускаем кошку в дом и разговариваем с ней на ее языке, далее стучит следующий «гость».

Игра «Отгадай, кто ушел» Раскладываю игрушки перед ребенком, предлагаю ему отвернуться или загораживаю игрушки ширмой, потом предлагаю отгадать, кого не стало. Эта игра способствует также развитию памяти. Предлагаю ребенку повторять за мной звукоподражания, слова и фразы. Начинать такие игры можно с небольшого количества игрушек, постепенно увеличивая количество персонажей. Если вижу, что ребенок устал, то прекращаю игру или заменяю ее на подвижную, предлагаю попрыгать, как воробушек, походить на четырех «лапках», поклевать зернышки.

  Продолжать работу по развитию речи можно используя картинки с изображением животных. Причем следует подбирать картинки не только с изображением животного, но и с его действием. Например: Корова пасется на лугу. Коровка жует вкусную траву и мычит: «Му! Му! Молока кому?».Лошадка: Лошадка живет в конюшне. Лошадь умеет громко кричать: «И-го-го!» Лошадка скачет и стучит копытами: «Скок-скок!». Продолжая занятия, можно изучать диких животных, а также животных разных стран и морей: слон, жираф, бегемот, зебра, лев, тигр, крокодил, мартышка, пингвин и др. Во время таких игр необходимо быть эмоциональной, использовать в игре стремление малыша подражать взрослому, повторять за ним слова и действия, побуждать ребенка к повторению звуков, слогов, слов и коротких фраз, а также характерных движений животных – походить как медведь, помахать крылышками как птичка, поскакать как лошадка и т.д. Очень эффективно использовать логоритмические упражнения, я пользуюсь подборкой логоритмики Железновых. Целесообразно постепенно развивать, обогащать и усложнять активную речь малыша. Например, изучение изображения кошки. Сначала – повторение ребенком звукоподражания «мяу». Затем – повторение названия животного «кошка». Следующие шаги – произнесение предложений: «Это кошка. Кошка пьет молоко».
Занимаясь с малышом, 
комментирую его и свои действия: что я делаю в игре, или что я сейчас рисую. Когда ребенок что-то мне показывает — называю это словом. Если пытается что-то сказать, обязательно правильно повторяю, как звучит слово, которое он хочет сказать. Для того, чтобы ребенок мог говорить длинными сложными предложениями, его необходимо научить правильному дыханию, а также развивать его артикуляционный аппарат. При правильном дыхании мы произносим все слова на выдохе. Можно придумать множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания. Я использую мыльные пузыри, султанчики, висящие на нитках бумажные фигурки, фигурки выбираю в зависимости от времени года - осенние листики , снежинки, птички ,бабочки.

Игра «Кто дольше». В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «о» или другой гласный звук. Дети обычно любят играть в эту игру.
Проговариваю ребенку короткие рифмованные фразы и прошу
 повторить последний слог:                                                                                                         -Милый зайчик не скучай — чай, чай, чай.
Ну-ка, прыгай веселей — лей, лей, лей.
Приходи скорей сюда — да, да, да.
Такие упражнения формируют навыки правильного произношения.
Прошу малыша 
закончить слово, которое вы произнесете не полностью: кук (ла), миш (ка), маши (на). Такие упражнения помогут в развитии речи, внимания, памят                                                                                                                Игра на умение соотносить предметы с определенными группами: фрукты, овощи, посуда, мебель. Спрашиваю  у малыша: «яблоко и груша — это овощи?» «Ложка и чашка — это мебель?». Эта игра также тренирует речь, мышление, внимание и память.
Пробую научить ребенка 
называть какой-нибудь признак или свойство предмета одним словом. Например, у зайчика длинные уши, значит, он — длинноухий. Рассуждаю с детьми о том, как называются животные-папы, животные-мамы и их детки. Папа-кот, мама-кошка, ребенок-котенок.

Дети любят разговаривать по телефону. Играю с малышами в «Разговор по телефону». Говорю с ними от своего имени или от имени игрушки, животного. Задаю простые вопросы, на которые малыш сможет ответить.
Как только ребёнок начинает спрашивать, что и как называется, обязательно 
отвечаю на его вопросы, выражаю свою радость по поводу каждого нового слова, которое он произносит. Поощрение создает уверенность в себе и желание говорить еще больше, поэтому часто хвалю каждого ребёнка.

   Поскольку многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. То есть, чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной. Поэтому в своей работе использую пальчиковые игры. Эти игры имеют разные направления:

 1.Игры-манипуляции
«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» — указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик — дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» — ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетно-пальчиковые упражнения                                              «Пальчики здороваются» — подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» — из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
«Грабли» — ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Елка» — ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук . Самомассаж оказывает благоприятное воздействие на развитие движений кисти пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения — разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
Например:
— левой рукой поглаживать правую;
— руки сжать в кулаки, кулаком левой руки постукивать по кулаку правой руки и наоборот («молоток»);
— разминать, а затем растирать каждый палец сначала вдоль, а потом поперек;
— растирание ладони шестигранным карандашом (между ладонями, затем между каждым пальцем). Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение;
— детям нравятся упражнения с массажными мячами (вращение мяча каждой рукой между ладонями, раскатывание между ладонями, сжимание, раскатывание по всей руке и т. п.).

«Помоем руки под горячей струей воды» — движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» — большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» — движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» — движения, как при растирании рук.
«Молоточек» — фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют траву» — пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

6. Театр в руке                                                                                            Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка» — детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.
«Рыбки» — кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. «Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».
«Осьминожки» — правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог — левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

7. Игры за столами 

Свободное похлопывание кистями по столу (одновременно и поочередно).
Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе).
Имитация игры на пианино.
Разведение пальцев врозь и сведение их вместе (ладони на столе).
Смена положения рук (кулак, ладонь, ребро).
Бегающие человечки (указательный и средний пальцы обеих рук). Например, перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу
детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели…» (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).

На первоначальном этапе эта работа должна быть только индивидуальной. Педагог разглаживает ребёнку ладошки, по очереди сгибает пальчики и разгибает, произнося при этом текст потешки.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, продевание колечек на веревочку; игры с карандашами, перебирание зерен, работа с тестом или с пластилином, для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”. Он способствует овладению не только навыками мелкой моторики, а ещё развивает внимание, память, мышление, воображение, снимает тревожность, повышает работоспособность головного мозга. Малышам также интересно разбирать предметы на части и собирать их снова. Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.

Для занятий пальчиковой гимнастикой нужно только наше желание – ведь для этих веселых и полезных игр не нужно ни специального места, ни каких-либо подручных средств.

Одно из основных направлений в области речевого развития детей до трех лет является формирование звуковой культуры речи (ЗКР). Важно помнить, что ставить звукопроизношение должны специалисты-логопеды, но и воспитатели групп дошкольного, а особенно раннего возраста должны знать артикуляционные и акустические свойства звуков, положение органов артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти)  в момент произнесения этих звуков. Поэтому свою работу по подготовке артикуляционного аппарата к правильному произнесению звуков необходимо строить следующим образом:

Содержание работы по ЗКР включает:

— развитие речедвигательного аппарата: артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания;

— формирование навыков правильного произношения;

— формирование дикции (четкого и ясного произношения каждого звука в отдельности, слов и фраз в целом);

— развитие восприятия речи, которое включает развитие слухового внимания и всех компонентов речевого слуха;

— развитие восприятия темпа, тембра и силы голоса.

Что необходимо делать для реализации данных задач

  1. Подготавливать речеслуховой анализатор ребенка для правильного произношения всех звуков родного языка.
  2. Тренировать основные артикуляционные органы движения при работе над произношением гласных (а, о, у, и, э, ы) и простых согласных звуков (м, п, б, н, т, д, ф, в, к, г).
  3. Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз из 2-4 слов.
  4. Формировать общеречевые умения (речевое дыхание, слуховое внимание, темп речи, ритм речи).

Основными приемами работы по формированию ЗКР в раннем возрасте являются:

— показ образца: интонационное выделение педагогом заданного звука и восприятие его детьми («Посмотрите на меня и послушайте, как мычит корова: му-у-у»);

— объяснения, указания («Козочка кричит: ме-ме-ме … Улыбнитесь и скажите вместе со мной: ме-ме-ме … высунули – вот язычок, спрятали язычок – нет язычка»);

— словесные упражнения («Как мяукает кошка? Скажем все вместе»);

— сопряженное и отраженное проговаривание звукоподражаний, слов, текстов со звукоподражаниями («Послушайте, как я скажу … Скажем  вместе. А теперь, Наденька, скажи»);

— игровые приемы (сюрпризный момент, действия с игрушками, имитация движений со звукоподражанием и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста

В этой статье освещены психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста . Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей....

Произведения устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а передаваемого из уст в уста, из поколения в поколение. Устное народное творчество - неоценимое богатств...

"Педагогические условия познавательно- речевого развития детей раннего возраста в ДОО»

Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов.   Поэтому главной задачей  педагогов ДОО является  – это...

Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста.

Консультация для родителей. Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста....

Методическая разработка. Методика педагогической поддержки игровой деятельности детей раннего возраста.

В раннем дошкольном возрасте совместная игра воспитателя с детьми, которая направлена на освоение игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры, — это сюжетно-ролевая игра и и...

игровые кейсы для поддержки речевой активности детей раннего возраста

Игровые кейсы для поддержки речевой активности детей раннего возраста....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....