«Нестандартные методы формирования грамотной речи через развитие творческих способностей дошкольников».
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Касьянова Лариса Радиевна

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.Эффективными методами речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения синквейна, Лимерик — абсурдное стихотворение.Метод ассоциативных связей, или «Образ слов»,  позволяющий развить фонематический слух, творческие способности ребенка.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нестандартные методы формирования грамотной речи через развитие творческих способностей дошкольников». МБДОУ «ЦРР - детский сад №164» г.Воронеж Выполнил: учитель-логопед ВКК Касьянова Л.Р.

Слайд 2

Синквейн Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения , синквейна . Синквейн с французского языка пе­реводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Правила составления синквейна : 1)первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; 2)вторая строка —слова, прилагательные, описывающие основную мысль; 3)третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; 4)четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; 5)пятая строка— слова, связанные с первым, отражающие сущность те мы.

Слайд 3

Примеры синквейна : ДОЖДЬ Светлый, сильный, теплый. Гремит, оставляет лужицы. Я люблю прыгать по лужам в дождливую погоду. Капельки, вода, тучи. Грибной, летний. Льет, капает, стучит. Я люблю гулять под дождем. Лужи, ручьи, облака .

Слайд 4

Ветер Сильный , холодный . Срывает , дует , воет . Ветер осенью сердитый . Осень , холод , сквозняк Радуга Красивая, большая, весёлая, длинная. Висит , завораживает, радует, зарывает клад ( на конце) . Я люблю висеть на радуге. Полукруг, красота, небо.

Слайд 5

Лимерик Лимерик — абсурдное стихотворение : стихотворение состоящее из слов и фраз, единственно используемых для сохранения размера стиха, а не смысла; также существуют песни-бессмыслицы; комическое стихотворение, также известное как лимерик. В лимерике пять строчек, причем первая рифмуется со второй и пятой, а третья — с четвертой. Сюжетно лимерик выстроен так: первая строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая — что сделал или что с ним произошло, и далее — чем все закончилось. В каноническом лимерике конец последней строчки повторяет конец первой. Черепашка Соня Черепашка Соня живёт в красивом доме. Я выпустила черепашку в море. Гуляет она на просторе. Черепашка Соня живёт в красивом доме.

Слайд 6

Примеры лимерика Кот Снежок Кот Снежок гулял в переулке Увидал слона на прогулке Снежок подружился со слоном, Закончилась прогулка радостью на том. Кот Снежок гулял в переулке. Кот Мурзик Кот Мурзик , чёрный как собака у соседей Тузик. Мурзик ловил мышей и прыгал выше ушей Ловил, ловил, совсем выбился из сил. Съел мышку, завалился на бочишко . Кот Мурзик , чёрный как собака у соседей Тузик

Слайд 7

Метод ассоциативных связей, или «Образ слов» Последовательность работы при создании образа слова с применением метода ассоциативных связей может быть следующая: 1.Начинается исследование слова с анализа его звукового состава. Разбиваем слово на звуки (слоги). 2.К каждому звуку или слогу подбираем слова, ассоциативно связанные с представлением о слове. 3. Общий смысл выражения и создает образ слова. Рабочую цепочку можно представить следующим образом: Слово —> звуки —> слова —> образ слова. Например, некоторые индивидуальные образы слов: ПЛЯЖ —> песок — летом — ярко-желтый; Песок- пляж- солнце- океан. МОРОЗ —> мерцающий образ румяной зимы; Пирог- праздник-радость-ожидание ЗИМА —> затрещал — мороз; Ягода- яркая гостья дачи ЛЕТО —> лучезарное — тепло; Осень - опять сентябрь. ОСЕНЬ —> облачное — серое — небо; Цветок - цветущее окно. ВЕСНА —> веселое — сверкающее — небо; Стул- сядут тут люди.

Слайд 8

Методы дивергентного речевого развития Придумать рассказ, историю или сказку, используя заданный набор слов, например : Солнце, улица, светофор. Однажды жила девочка. Она пошла гулять на улицу. Подошла к дороге и увидела светофор .Когда загорелся зелёный , она перешла её. Посмотрела вверх, увидела яркое, желтое солнышко, пошла на речку , искупалась и той же дорогой вернулась домой. Самолет, дождь, горы. Жил самолёт. Он полетел над горами. Вдруг пошел дождь. Он полетел назад домой и закрыл дверь в своём доме крылом. Потом , когда дождь прошел , он опять полетел над горами.

Слайд 9

«Только творческий педагог может развить творческое начало в ребенке» В.А. Сухомлинский

Слайд 10

Список литературы: 1.Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. - М., 1958 2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). -- СПб.: СОЮЗ, 1999. -- 160 с. 3.Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. — Ростов н /Д : Феникс, 2011. — 109, [2] с. : ил. — (Сердце отдаю детям). 4. . Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству

Проблема развития речевого общения стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника шко...

Формирование личности ребёнка через развитие его творческих способностей.

Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. ...

Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству.

Формирование речевой культурыи развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству....

Формирование связной речи через обучение детей творческому рассказыванию

Обобщение педагогического опыта работы.Развитие связной речи детей через обучение творческому рассказыванию            Основные задачи по р...

Формирование устной речи через развитие семантического поля у дошкольников

Актуальным является проблема, касающаяся формирования устной речи дошкольников.Как отмечает А. М. Богуш, исследования последних десятилетий в области детской речи ориентируются на общие языковые катег...