Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе«В гостях у Снежной Королевы» с использованием мнемотехники
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иванова Татьяна Константиновна

Образовательная область:  речевое развитие.

Интеграция: Познавательное развитие, физическое развитие.

Актуальность: 

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. 
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным. Данный материал окажет практическую помощь в развитии связной речи детей. Простота и повторяемость, алгоритмизация коротких рассказов будет понятна для детей дошкольников, в данном случае старшей группы.

Цель: обобщение и систематизирование знаний детей, формирование лексико-грамматических компонентов речи по данной теме.

Задачи:

обучающие - закрепление представлений о зиме, ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; совершенствование грамматического строя речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, развитие связной речи; развитие общей моторики, координация речи с движением;

развивающие - развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти;

воспитывающие - формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Словарная работа: формирование согласования существительных с прилагательными и глаголами в единственном и во множественном числе женского, мужского и среднего рода; формирование словообразования существительных; формирование словоизменения; образование однокоренных слов; совершение синтаксической стороны речи.

Дидактический материал: презентация мультфильма «Снежная королева»; артикуляционная гимнастика, музыкальная физкультминутка; мнемокарты (карты-схемы примет зимы; модель-схема выведенная на мультимедийную установку) рассказа, волшебные часы, книга, зеркало из картона на липучке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_dlya_konkursa_tatyana.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ Управление образования муниципального района                                                   Илишевский район

Конспект                                                                                                          организованной образовательной деятельности                                                          по развитию речи в старшей группе                                                                          на тему: «В гостях у Снежной Королевы»                                                                          с использованием мнемотехники

                                                                                           Воспитатель МБДОУ детский сад №3

                                                      с.Верхнеяркеево

                                                                                    Иванова Татьяна Константиновна

с.Верхнеяркеево, 2019

Образовательная область:  речевое развитие.

Интеграция: Познавательное развитие, физическое развитие.

Актуальность: 

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. 
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным. Данный материал окажет практическую помощь в развитии связной речи детей. Простота и повторяемость, алгоритмизация коротких рассказов будет понятна для детей дошкольников, в данном случае старшей группы.

Цель: обобщение и систематизирование знаний детей, формирование лексико-грамматических компонентов речи по данной теме.

Задачи: 

обучающие - закрепление представлений о зиме, ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; совершенствование грамматического строя речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, развитие связной речи; развитие общей моторики, координация речи с движением;

развивающие - развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти;

воспитывающие - формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Словарная работа: формирование согласования существительных с прилагательными и глаголами в единственном и во множественном числе женского, мужского и среднего рода; формирование словообразования существительных; формирование словоизменения; образование однокоренных слов; совершение синтаксической стороны речи.

Дидактический материал: презентация мультфильма «Снежная королева»; артикуляционная гимнастика, музыкальная физкультминутка; мнемокарты (карты-схемы примет зимы; модель-схема выведенная на мультимедийную установку) рассказа, волшебные часы, книга, зеркало из картона на липучке.

Ход ООД:

Воспитатель:                                                                                                                    - Ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздороваемся? Здравствуйте!

Посмотрите, что я вам принесла. Это книга. Сказка «Снежная Королева». Вы знаете эту сказку? Давайте вспомним героев этой сказки? (Герда, Кай, Снежная Королева, Бабушка, Разбойница, Принцесса, Ворон, Мудрый Олень, Колдунья) Кто главные герои этой сказки? (Кай, Герда и Снежна Королева)

Обратите внимание на экран. Подойдите поближе. Встаньте полукругом, не мешая друг другу.

(Включается запись «Вьюги»)

– Ребята, эта же Вьюга! Ой, как холодно у нас здесь стало!

Книга исчезает

Хотите согреться?

На дворе у нас мороз,

Чтобы носик не замерз

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

- Давайте продолжим рассказ по нашей сказке.  А где же наша книга? Куда она исчезла? Неужели Вьюга унесла. Что же теперь делать?

Включает мультимедийную установку, где дети видят на экране Снежную Королеву, которая разбивает зеркало на осколки произносит речь.

(эпизод мультфильма)

Да это же Снежная Королева.

Снежная королева

Я повелительница льда!
Да! Книгу вашу я взяла!
Как скучно мне,… поэтому хочу… вас огорчить,
Меня герои сказки будут веселить!!!
Ах! Где ж они? Куда они пропали?
А может к вам на помощь в детский сад сбежали? 
Тогда держитесь, нелегко придётся вам,
Я очень трудные задания Вам дам!
Чтоб зеркало моё собрать,
Осколки нужно вам искать.
Когда осколки соберёте,
Тогда и книгу вы найдёте.

Воспитатель:  Ребята, кто забрала книгу? Что нам сказала Снежная королева? Нужно собрать осколки зеркала и тогда Снежная королева вернет нашу книгу. А в этом нам помогут герои из сказки. А вот рама от зеркала.  
Посмотрите на экран!

(включает второй эпизод)

– Ребята, кто это? Да, это Герда! Герда, помоги нам собрать осколки и вернуть книгу!!!

 (эпизод мультфильма)

Герда: Хорошо! Тогда, вы должны выполнить задание, сделать артикуляционную гимнастику.

Воспитатель: Что нам сказала Герда? Нам надо сделать артикуляционную гимнастику.

Первое упражнение «Лошадка». Ребята, как цокает лошадка. Давайте покажем.

Второе упражнение «Качели». Покачаем наш Язычок на качелях вверх-вниз. Показываю, нижние зубки должны быть видны. Теперь сделаем все вместе.

Следующее упражнение «Футбол». Наш Язычок – это мячик, а щечки – воротики. Будем забивать гол. Показываю. А сейчас сделаем все вместе.

Молодцы! Задание Герды мы выполнили. Послушаем Герду.

Герда: Молодцы ребята! Вы очень постарались, и я хочу вам помочь. Осколок зеркала вы найдете под елочкой.

Воспитатель: Где нужно искать осколок? Под елочкой.  Пойдемте, посмотрим. Посмотрите, за наши старания Герда отдала нам от зеркала осколок, который поможет найти нашу книгу.  Давайте вставим осколок в рамку от зеркала.

Ну что же, дальше отправляемся на поиски осколков.

На экране появляется Ворон.

(эпизод мультфильма)

Ворон: Здрррравствуйте дети! Вы загадку отгадайте – часы вам в помощь забирайте.
(Загадывает загадку):  Снег на полях,

                                       Лед на реке.

                                       Вьюга гуляет

                                       Когда это бывает? (Зима).

Воспитатель: Посмотрите, какие часы нам подарил Ворон! 
Дети работают по часам.
–  А какое сейчас время года?
– Какие признаки зимы вы знаете?
Становится холодно, дни короткие, а ночи длинные, растения спят, замерзают водоемы…
– А какие ещё времена года есть?
Весна, лето, осень...

Правильно. Подойдите к столу и возьмите символы с изображением времён года. А теперь вы должны прикрепить к нашим волшебным часам, символы, которые соответствуют временам года.

Воспитатель: Посмотрите, правильно ли выполнили задание. Да! Всё верно! Справились с заданием? Да. Давайте послушаем Ворона.

На экране появляется Ворон 
Ворон: Осколок за старанье – за этими часами.
В добрый путь, вам до свиданья! 
Воспитатель: Что нам сказал Ворон?  Ворон сказал, что осколок от зеркала за этими часами. Посмотрим. Вот он следующий осколок. Давайте вставим его в рамку.

Ребята кто-то к нам идёт! Посмотрите на экран. Это Принцесса. Послушаем ее.

(На экране появляется принцесса, эпизод мультфильма) 
Принцесса: Здравствуйте, дети! А у меня задание такое. Вы на карты посмотрите, о временах года расскажите.
Воспитатель: Трудное задание дала нам принцесса, но мы с ним справимся. Работа по карточкам (лето, осень, зима, весна). 
– Карточки с изображением времён года лежат на столах. Тихонечко подойдите, ничего не трогаем. Встали полукругом вокруг стола.  Возьмите по одной карточке. Слушайте внимательно задание:
– Время года, которое следует после зимы? Поднимите те, у кого такая карточка.
Весна
– Почему
имя ребенка, ты поднял эту карточку?
– Потому что после зимы наступает весна.
– Покажите, какое время года следует перед зимой?
Осень 

– Почему имя ребенка, ты поднял карточку осень?
– Потому что перед зимой следует осень.
– Покажите, какое время года между осенью и весной?
Зима

– Почему имя ребенка, ты подняла карточку зима?
– Потому что после осени следует зима, а после зимы весна, то есть зима находится между осенью и весной.

– Покажите, какое время года следует после весны? Лето 

– Почему имя ребенка, ты поднял карточку лето?
– Потому что после весны следует лето.

Молодцы! Мы справились с заданием? Послушаем Принцессу.

Принцесса: Молодцы ребята! С заданием вы справились. Осколок ваш под большой снежинкой.
Воспитатель: Что нам сказала Принцесса? Где нужно искать осколок? Под большой снежинкой. Вот и осколок.Давайте вставим осколок в рамку.

Ребята, не пора ли нам отдохнуть? Давайте все вместе сделаем разминку. Встали в круг, не мешая друг другу. Мы будем выполнять движения по тексту. Слушаем музыку.

Звукозапись

(На экране появляется Разбойница)
Вот и отдохнули. Подойдите к экрану, встали полукругом. Кто это ребята?  
Разбойница: 
Осколок вам могу отдать,
Когда начнёте сочинять
Вы предложения о зиме,
О снеге, санках и катке.

Воспитатель: Придется нам выполнить задание разбойницы. Будем составлять предложения. А предложения будем составлять по этой схеме.

(Показывает мнемокарту, на которой схематично изображено действие).

Посмотрите, первый знак обозначает время года. Второй обозначает то, что бывает зимой. Какое предложение можно составить по этой схеме?

Зимой идет снег.

Посмотрите на эту схему. И составьте предложение о зиме.
Дети составляют предложения с опорой на модели: 

Зимой идёт снег. Зимой мы катаемся на коньках. Зимой мы катаемся на санках. Зимой мы лепим снеговика. Зимой можно кататься на лыжах. Зимой наступает Новый год.

Молодцы! Выполнили такие сложные задания Разбойницы.

Разбойница:
Награда за старание спрятано в сундуке.
В добрый путь вам, до свиданья!
Воспитатель: А вот и сундук. Откроем, посмотрим , что нам оставила Разбойница. Это же осколок, давайте и его вставим в рамку.
(На экране появляется Мудрый Олень)

Ребята, кто это? Мудрый Олень. Послушаем его.

Мудрый Олень:
Хочу помочь я вам,
Задание простое дам.
Я схему в помощь вам даю,
Потом осколок подарю. 

Воспитатель: Ребята, всего лишь одного осколка не хватает, давайте выполним задание Мудрого оленя и тогда мы соберем зеркало, и вернём нашу книгу.
Посмотрите, вы должны составить рассказ по этой схеме. Вспомните всё то, о чем мы говорили раньше.

- Что изображено на картинке? Буква «З» что означает? (Рассказ будет о зиме). Составьте предложение. (Наступила зима).

- На следующей картинке снежинка. (Выпал снег).

- Сугроб. (Появились снежные сугробы).

- Снеговик. (Зимой дети лепят снеговиков).

- Лыжи, санки, коньки. (Люди катаются на лыжах, на коньках и санках).

- Елка. (Все встречают Новый год).

Вот мы и справились с заданием. Послушаем, что нам скажет Олень.

Мудрый Олень: Молодцы ребята! Вы справились с моим заданием. Осколок ваш лежит перед вами в сугробах.

Воспитатель: Давайте найдем последний осколок. А где он находится? В сугробах. Вот он – наш последний осколок. Давайте вставим его в рамку от зеркала.

Вставляется последний осколок. Положить книгу на стол.

(Появляется на экране Снежная Королева)

Воспитатель:
Ребята, какие мы все молодцы! Нашими стараниями мы собрали зеркало!

Посмотрите на экран. Это Снежная королева!

Снежная Королева:

«В пути вы зеркало собрали,
И чары мои все пропали.

А слово я свое сдержу

И книгу вашу вам верну».

Воспитатель: Посмотрите ребята, а вот и наша книга. А эту книгу я хочу подарить вам в группу.

Рефлекция

Если вам понравилось встреча с персонажами из сказки «Снежная Королева»  и было легко выполнять их задания, то поднимаем белые человечки.

А если было трудно, то голубые.

А знаете, почему вам было легко, потому что мы все задания выполняли дружно. Давайте подружим и наших человечков. Пусть они возьмутся за ручки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. "Хорошо и плохо".

Развивать лексический словарь детей; развивать зрительную память; внимание; чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоконтроля...

"Зимушка-зима" Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

Цель: Повышение качества речевого развития у детей.Задачи: Образовательная: - Учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по сюжетным картинкам; обогащать лексику род...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе по теме «Зимушка-зима»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи  в старшей  группе  по теме «Зимушка-зима»...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Зима» с использованием здоровьесберегающих технологий (дыхательная игра, психогимнастика)

Задачи:Закрепить знания детей о зиме, её приметах.Закрепить пространственные представления (вверх, вниз, лево, право).Совершенствовать лексико-грамматические конструкции через подбор прилагатель...