НОД. Путешествие в весенний лес
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Золотых Ольга Анатольевна

Установить причинно - следственную заввисимость между явлениями природы на примере леса. Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: установить причинно – следственную зависимость между явлениями природы на примере леса

Воспитательные задачи: воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе, уважительное, доброжелательное отношение к окружающему.

Развивающие задачи: развивать умение сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, обосновывать свои ответы, развивать связную  речь, воображение. 

Образовательные задачи: закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе; знания о сезонных изменениях в жизни животных

(весной линька, конец спячки);закреплять умения детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной.

Основная образовательная область: познание 

Интегрированные образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая, физическая. 

Методы и приёмы

Методы: игровые, сравнительно-поисковые, практические. 

Приёмы: постановка цели, вопросы, практическая помощь, поощрение. 

Наглядные средства обучения: картинки серии «Времена года» , альбом «Весна пришла» ;модели: заяц в серой шубке, белка в рыжей; птицы: ласточка, скворец, дятел, аудиозапись: голоса птиц, журчание ручья,

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

-Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Хорошо – плохо».

       -   Посмотрите на  картинку. Какое время года изображено на этой картинке? (Зима)

 Зима, это хорошо или плохо? (и хорошо, и плохо)

Зима – это хорошо: (можно  кататься на санках, лыжах, лепить снежную бабу)

 Зима – это плохо: (сильный мороз, холодно, зверям голодно)

             

_ Что изображено на этой картинке (показываю) ? (Весна)

Весна -это хорошо или плохо? (и хорошо и плохо)

Весна  - это хорошо: (становится тепло, пригревает солнышко, голубое небо, распускается зелень)

Весна  это плохо: (тает снег, много воды, мокнут ноги)

         

 -А что изображено вот на этой картинке? (Лето)

Лето – это хорошо или плохо? ( и хорошо, и плохо)

Лето – это хорошо (можно загарать, купаться, все кругом зелено, цветут цветы)

Лето  - это плохо (бывает очень жарко, летит пыль)

       

 - И , что же изображено вот на этой картинке? (Осень)

Осень – это хорошо или плохо? ( и хорошо, и плохо)

Осень – хорошо: (Красиво вокруг, листва на деревьях разноцветная)

Осень плохо : (идут дожди, скучно, слякотно).

_ Молодцы, вы очень хорошо знаете времена года.

-А сейчас послушайте шуточное стихотворение – загадку:

«Кто пришел к нам тихо – тихо,

Но конечно не слониха;

И, конечно бегемот тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки

Тихо вышли из земли,

И повсюду тишина ,

Это значит тише всех пришла ( весна)

- Вот и наступила весна. А как вы представляете себе весенний лес. Что там такого необычного в это время года? Нам надо в этом разобраться.

       Я предлагаю вам отправиться в путешествие по страницам вот этой замечательной книги.

- Вы готовы! (да)

-Итак, открываем книгу. Что же мы видим на первой странице? (лес)

- Вчера я была в этом лесу. Догадайтесь, что я там видела? (деревья, цветы, птиц, зверей)

- Да, я видела в лесу деревья. А как они выглядят? (у них появились почки, кое – где зеленые  нежные листочки)

- Еще я видела зверей. Каких зверей я могла там увидеть? (зайца, волка, медведя, лису, ежика)        

 -Ребята, в какой шубке был заяц? ( в серой).  А, зимой он был в какой шубке? ( в белой)

Соня, поставь модель зайца в серой шубе на панно). А какой шубке была белка ( в рыжей) Алена, поставь модель белки на панно.

_ Почему звери поменяли шубки? ( снег сошел, они будут не заметны среди деревьев)

- Шла я по лесу, видела на кустах висят клочки чьей - то шерсти . В чем дело не понимала. Может быть звери развесили для меня в подарок, чтобы я для себя сшила новую шубку, да тепло сейчас.

- Нет, это лиса и волк поменяли теплую шубку на более легкую.

-Ходила я по лесу, ходила, думала, что больше никого не увижу, но смотрю из куста  кто- то тихо вышел: большой, коричневый, косолапый. Откуда, он появился ? Зимой я его не видела? ( медведь спал в берлоге, а сейчас он проснулся) Маша ставит на панно модель – медведь в берлоге.

- Ребята, а почему в жизни зверей происходят такие изменения? ( наступила весна)

-Ах, вот в чем дело. Тогда давайте поиграем в игру «Веснянка»:

« - А уж ясно солнышко припекло, припекло!

( дети идут по круг, взявшись за руки, руки вверх)

 - И повсюду золото разлило, разлило,

(медленно опускают руки)

 - Ручейки по улице все журчат, все журчат,

(бег на носочках)

 - Журавли курлыкают и летят, и летят!

   - Ребята, ходила, ходила я по лесу и ничего не понимала, что происходит с нашими птицами. Почему их стало много? В лесу слышен их  щебет. (птицы вернулись с юга) Послушайте как весело они поют.(прослушивание в грамзаписи голоса птиц)

- Я сфотографировала некоторых птиц. Помогите мне узнать их. (ласточка, скворец, дятел).

- Еще в лесу я видела цветок, он маленький, голубенький. Что это за цветок? (подснежник). Когда появляются подснежники? (когда пригревает солнышко, тает снег).

Катя прочитает стихотворение : «Синенький подснежник,

Прячусь я в листве.

Солнышко пригреет ,

Даст дорогу мне.

Буду улыбаться пахнуть и свести,

Разольюсь глазурью, глаз не отвести»

- Ребята , я выкопала подснежник с корешком. Это хорошо или плохо?

(Хорошо и плохо, хорошо – можно посадить, плохо – нельзя растения брать из леса)

Ритмическая гимнастика «Прорастает сквозь снежок,

К солнечным лучам цветок –  дети стоят на носках, руки вверх

Маленький и нежный

Голубенький подснежник – покачивая руками из стороны в сторону.

          - А сейчас перевернем еще одну страницу нашей книги (включить запись журчания ручья).

- Кто это так красиво поет? (это журчит ручей). О чем поет ручей? Ручей это необыкновенный. Каждый день у него новое название. Почему , как вы думаете? ( иногда он течет быстро и его песенка громче, иногда – медленно – его песенка тише). Какое название вы бы дали ему?»( ручеек, ручеёчек). Мы очень ему понравились – шепчет нам ручеек. Он хочет сделать для нас что – то приятное.

 - А что здесь под елочкой лежит. Давайте посмотрим. Что это, ребята? (маски), а почему и зачем нам это ручеек подарил? ( чтобы мы в животных превратились)

          - Пришла пора открыть еще одну страницу этой замечательной книги. Что вы видите здесь?

( березы, тропинку). Интересно, вы случайно не знаете , куда ведет эта тропинка? (на выход, на поляну, в пещеру, домой). Я бы хотела пойти по этой тропинке и встретить что – нибудь интересное на пути.

- А вы, ребята , готовы пойти со мной. Ну, что в путь .  Друг за дружкой поскорее становитесь звери. На прогулку в лес весенний отправляться нам пора. В глазки солнышко нам светит – зверюшек всех оно приветит( широко открыть глаза, затем закрыть)

- Смотрите, избушка. А для чего она стоит в лесу? (чтобы жить в ней).Как вы думаете кто живет в ней? (баба, дед, лесник, баба Яга) Ой, пойдемте скорее ,я ее боюсь. А может, я зря испугалась. Дайте разберем . какая Б. Яга? (злая , вредная, страшная). А может быть она не такая уж совсем плохая. Мы ей сейчас расскажем о весне и она станет добрее, приветливее( дети выкладывают систему из моделей: весеннее солнце, деревья с почками,

Деревья с листьями, насекомые, птицы летят с юга, птицы строят гнезда, звери линяют, меняют окрас, выводят потомство). Мне стало жалко БабуЯгу. Спит она наверное и не замечает, что в природе все просыпается. Сейчас мы её  порадуем песенкой «Солнышко лучистое» . Сразу стало веселее в лесу. Значит на самом деле в лес пришла весна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в весенний лес" . Весенний праздник для детей средней группы.

Дети отправляются в весенний лес в гости к Лесовичку, читают стихи, поют песни, играют с Лесовичком....

Сценарий весеннего праздника для детей раннего возраста и младшей группы "Путешествие в весенний лес"

Дети ран. воз. под аккомпанемент входят друг за другом и размещаются на закрепленных местах у стульев). После размещения детей ран. воз. – входят дети младшей группы и выстраиваются дугой у центрально...

«Весеннее путешествие» сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп

«Весеннее путешествие»сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп (младший дошкольный возраст)...

Весеннее развлечение «Путешествие в весенний лес!» во второй младшей группе «Колокольчики»

Весна-прекрасное время года. С приходом весны природа преображается. Вокруг царит неописуемая красота. Ребята  отправились на веселом паровозике в весенний лес!...

Итоговое весеннее занятие во 2 младшей группе "Путешествие в весенний лес"

Цель: формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.Задачи: закреплять представления детей о весне, её признаках; закреплять представления о смене времён го...