Педагогический проект по театрализованной деятельности.
проект по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Вотинцева Людмила Иосифовна

 «Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно.

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx108.75 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Управление образованием Качканарского городского округа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

«Детский сад «Ладушки» комбинированного вида

Безымянный

Педагогический проект

«Здравствуй, сказка!»

по театрализованной деятельности

                                                                        Воспитатели:

                                                                                                         Вотинцева Людмила Иосифовна

                                                                                                    Семёнова Светлана Петровна

г. Качканар 2019г.


                                                                                                                                                     «Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно.

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра.»

 

Актуальность проекта

Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? Дети хотят и любят играть. Поиграем в сказку. В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения он находит  в театре. Дети верят в чудеса, и в то, что где-то на земле есть необыкновенная страна, в которой птицы и звери могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где добро всегда побеждает зло. Эта волшебная страна существует и называется она  - Театр! Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов,  музыки и звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.

И, что очень важно, - это кладезь возможностей для речевого развития детей начиная с младшего дошкольного возраста.

Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…

Цель проекта:  Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Учить детей различным средствам импровизации.
  2. Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.
  3. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
  4. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.

Участники проекта:

  1. Воспитанники группы.
  2. Воспитатели группы.
  3. Родители детей группы.
  4. Музыкальный руководитель.

Срок реализации проекта: 2019-2023г.г.

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
  2. Значительное расширение представлений  детей о театральной культуре.
  3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей  театральной культуры.

Формы работы:

  • организация обучающих,  развивающих и творческих занятий;
  • организация совместных с родителями мероприятий;
  • организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
  • организация посещений культурных мероприятий (старшая группа).

Формы работы с родителями:

  1. Совместное изготовление игрушек и пособий для  организации предметно-развивающей среды.
  2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
  3. Открытые показы занятий и театральных представлений.
  4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
  5. Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.

Основные этапы реализации проекта:

1 этап 2019г.-2020г. Предварительная работа

- Изучение методической литературы.

- Приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды.

- Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.

2 этап 2020-2023г. Основная работа

- Осуществление программы по театрализованной деятельности по возрастным периодам

3 этап: май 2023 г. Заключительная работа

Содержание работы:

- Проведение мониторинга исполнения задач  проекта.

- Итоговое мероприятие.   

1 этап

Предварительная работа:

- изучение методической литературы;

- организация предметно-развивающей среды.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. СанПиН.
  3. Н.Ф Сорокина, Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 год.
  4. А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
  5. А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
  6. Н.Б. Улащенко «Организация театральной деятельности в младшей группе»,  изд-во «Корифей»  г. Волгоград.
  7. И.П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
  8. Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
  9. Н.В. Смирнова, В.К. Шалаева «Среда развития дошкольника: сущ-ность и структура» г. Иваново, 2009 год.
  10. С.Н. Захарова «Праздники в детском саду», «Владос», 2001 год.
  11. Н.В.Зарецкая, З.А. Роот «Праздники в детском саду», Москва  изд-во «Айрис-пресс», 2001 год.
  12. В.В. Гербова, М.А. Васильева, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2005 год.
  13. Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».
  14. Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.

Организация предметно-развивающей среды.

Для успешной реализации задач проекта необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды:  

  1. Мини – сцена с ширмой и микрофоном.
  2. Куклы би-ба-бо.
  3. Плоскостные театры.
  4. Фланелеграф.
  5. Пальчиковые игрушки.
  6. Маски.
  7. Уголок ряжения.
  8. Теневой театр.
  9. Костюмы для детей: заяц, волк, лиса, медведь, красная шапочка, снеговик, петушок, курочка, дед, бабка, внучка, собачка, кошка, мышка, лягушка.

2 этап

Структура программы:

Программа состоит из трёх разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (от 3-4 лет; от 4-5 лет; от 5-7 лет). В программе выделяются два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальной и коммуникативной компетенций, средствами театра.  Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны с развитием артистизма.

Программа включает в себя следующие виды творческой деятельности:

- Игровое творчество;

- Песенное творчество;

- Импровизация на детских музыкальных инструментах;

- Основы кукловождения;

- Основы актерского мастерства;

- Основы кукольного театра;

- Драматизации.

Театральные занятия начинаются со второй младшей группы и проводятся 1 раз в неделю.  Занятие можно проводить утром и вечером на усмотрение воспитателя. Начиная со средней группы можно проводить два занятия в неделю. В старших группах два занятия в неделю.

Материал для занятий берётся из книги  Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти» 2007 год.

Вторая младшая группа

Содержание работы:

  1. Побуждать интерес к театрально-игровым действиям, создавать необходимые условия для её проведения.
  2. Поощрять участие детей к театрализованной деятельности, формировать положительное отношение к ней.
  3. Закреплять представления об окружающих предметах. Учить детей называть предметы театрально-бытового оборудования.
  4. Развивать умение следить за развитием действий в драматизациях и кукольных спектаклях.
  5. Развивать речь детей с помощью кукольного и других видов  театра: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и чёткого произношения слов.
  6. Побуждать сочинять сказку с помощью воспитателя, используя при этом настольный театр.
  7. Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Развивать внимание, память, мышление детей.
  8. Формировать умение передавать средствами мимики и пантомимики, движениями и жестами основные эмоции героев. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию на состояние других людей или персонажей.
  9. Знакомить детей с приёмами кукловождения настольных кукол. Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
  10. Обучать детей сопровождать движение кукол песенкой или словами.
  11. Поощрять желание детей участвовать в импровизациях, поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах.
  12. Развивать инициативу и самостоятельность детей в играх с театральными куклами.
  13. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Театральные занятия во второй младшей группе:

На театральных занятиях дети обучаются простейшим приёмам управления куклами настольного театра. Можно предложить придумывать небольшие истории, происходящие с игрушкой, чтобы ребёнок мог сам сочинять диалоги, находить выразительные интонации. При этом оказывать помощь можно наводящими вопросами, не давая при этом готового образца для подражания. Как бы примитивны не были истории, сочинённые малышами, необходимо обязательное поощрение. У ребёнка необходимо побудить желание играть с куклой. Разыгрывание сочинённых сказок духовно раскрепощают малыша и на это нужно обратить внимание. На театральных занятиях необходимо создать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребёнок только тогда может творить, когда чувствует доброжелательное отношение к себе сверстников и взрослых.

Большое значение во второй младшей группе отводится работе малыми фольклорными формами. Это - своеобразная школа, помогающая детям познавать секреты управления театральными куклами, основами актёрского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это поможет им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. Работа над этюдами развивает ребёнка, даёт ему необходимые навыки для участия в кукольном и других спектаклях. Только создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Во второй младшей группе можно разыграть с настольными куклами хорошо знакомые русские народные сказки: Здесь также можно предложить детям придумать диалог самим. К концу второй младшей группы дети уже должны овладеть навыками управления настольными куклами, могут до конца концентрировать своё внимание на кукле, внимательно слушают своего партнёра. Также дети могут самостоятельно сочинить небольшую сказку.

 Перспективный план

месяц

Драматизация потешки

Интеграция развивающих центров

Сентябрь

«Как у нашего кота»

  • Чтение и обыгрывание потешки «Как у нашего кота».
  • П/и «Мышеловка»
  • Хороводные игры «Колпачок», «Пузырь»
  • Рисование «Пушистый котенок»  (ТРИЗ)

«Кисонька-мурысонька»

  • Чтение и обыгрывание потешки «Кисонька-мурысонька»
  • Хороводная игра «Мыши водят хоровод»
  • Лепка «Испечем прянички» 
  • Игра-драматизация «Кошкин дом»
  • Хороводная игра «Ходит Ваня»
  • Конструирование «Домик для кошечки»  

октябрь

«Петушок»;

  • Чтение и обыгравание потешки «Петушок, петушок» 
  • Рассматривание картин: «Петушок и его семейство»
  • Рисование «Петушок» (ладошкой)
  • Аппликация «Петушинный хвост»
  • П/и « Ходит Петя по дороге» 

«Наши курочки»;

  • Чтение и обыгрывание потешки «Наши курочки» 
  • Рассматривание картин: «Петушок и его семейство»
  • Рисование «Цыплята» (по мокрому)
  • Аппликация «Зёрнышки для курочки»
  • Хороводная игра  «Бабушкин двор»
  • Лепка « Кормим  цыплят»

ноябрь

«Пальчик – мальчик, где ты был?»

  • Чтение и обыгрывание потешки «Пальчик – мальчик, где ты был?»
  • Пальчиковые игры «Этот пальчик….»
  • Рисование «Цветок для бабушки» ( к дню пожилого человека) (ладошкой)
  • Аппликация «Цветок для любимой бабушки»
  • Хороводная игра«По ровненькой дорожке»
  • Лепка «Угощение для бабушки»

«Чики-чикалочки»

  • Чтение и обыгрывание потешки «Чики-чикалочки»
  • Рассматривание картин: «Заяц» «Белка»
  • Рисование «Зайчик» (примакивание губкой)
  • Аппликация «Зайчик»
  • Хороводная игра « Зайка серенький сидит» 

декабрь

«Дубы, дубочки, пеку блиночки» 

  • Чтение и обыгрывание потешки «Дубы, дубочки, пеку блиночки» 
  • Рассматривание картин русской печки, иллюстраций к сказкам, где пекут блины, картинок с изображением блинов
  • Рисование «Солнышко, как блинчик» ( тампонирование)
  • Аппликация «Блины»
  • Хороводная игра «Ой , блин золотой» 

«Свинка-Ненилла»

  • Чтение и обыгрывание потешки «Свинка-Ненилла»
  • Рассматривание картин: «Свинья с поросятами»
  • Рисование «Пяточёк в гостях у детей» (кляксография)
  • Аппликация «На нашем дворе»
  • П/и  "На птичьем дворе"
  • Лепка «Поросёнок»

январь

«Ваня-простота»

  • Чтение и обыгрывание потешки «Ваня-простота»
  • Рассматривание картин: «Дошадь с жеребёнком»
  • Рисование «Лужок для лошадки» (ладошкой)
  • Аппликация «Луг»
  • П/и  «Лошадки» 

февраль

«Тень-тень»

  • Чтение и обыгрывание потешки «Тень-тень» 
  • Рассматривание картин: «Петушок и его семейство»
  • Рисование «Солнышко» (пальчиками)
  • Аппликация «Солнышко» (выкладыванием мозаики)
  • П/и «Найдем воробышка»

«Бежала лесочком, лиса с кузовочком», 

  • Чтение и обыгрывание потешки «Бежала лесочком, лиса с кузовочком», 
  • Рассматривание картин: «Лиса с лисятами», иллюстраций к сказкам, где есть лиса.
  • Рисование «Лисичка» (жёсткой кистью)
  • Аппликация «Лисичка»
  • П/и « Ходит Петя по дороге» 

март

«Козлик»;

  • Чтение и обыгрывание потешки «Козлик»
  • Рассматривание картин: «Коза с козлятами»
  • Рисование «Козлик» (Триз)
  • Аппликация «Козлик»
  • Х/И « Жил был у бабушки серенький козлик» 

«Наши уточки с утра»

  • Чтение и обыгрывание потешки «Наши уточки с утра»
  • Рассматривание картин: «Утка с утятами»
  • Рисование «Уточка» (ладошкой)
  • Аппликация «Уточка»
  • Хороводная игра « Как у бабушки Меланьи» 

апрель

«Солнышко-вёдрышко»

  • Чтение и обыгрывание потешки «Солнышко-вёдрышко»
  • Рассматривание картин иллюстраций к потешке
  • Рисование «Солнышко» (Солнышко)
  • Аппликация «Солнечные лучики»
  • П/и « Солнышко и дождик» 

 «Оладушки»,

  • Чтение и обыгрывание потешки  «Оладушки»,
  • Рассматривание картин к потешке.
  • Рисование «В гостях у бабушки»
  • Аппликация «Блюдо с оладушками»
  • П/и « Карусели» 

«Еду-еду к бабе, к деду»,

  • Чтение и обыгрывание потешки «Еду-еду к бабе, к деду»,
  • Рассматривание картин иллюстраций к потешке.
  • Рисование «Подарки для  бабы и деда»
  • Аппликация «Подарки»
  • Хоровод « Принесли мы всем подарки» 

май

Итог

Развлечение «На дворе у бабушки»

Средняя группа

Содержание работы:

  1. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
  2. Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.
  3. Расширять представления об окружающих предметах. Развивать умение вычленять признаки предметов (цвет, форма, величина), определять материал, из которого изготовлены игрушки, декорации, атрибуты к театральным спектаклям. Расширять знания о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.
  4. Пополнять и активизировать словарь детей (существительные, прилагательные, глаголы для обозначения действий персонажей). Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций (справа, слева, прямо, сбоку), характеризовать душевное состояние и настроение персонажей. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. Совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей.
  5. Закреплять знания о правилах манипуляции с верховыми куклами.
  6. Используя верховых кукол, побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать новые, с помощью воспитателя и без него.
  7. Стимулировать внимание, память, мышление и воображение детей. Развивать представления о нравственных качествах человека, эмоциональное состояние самого себя.
  8. Обучать детей сопровождать движение куклы по ширме песенкой, придумывать на заданный текст самостоятельно.
  9. Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и без них.
  10. Поддерживать инициативу детей в импровизации на металлофоне
  11. Поощрять желание  детей самостоятельно играть с театральными куклами.
  12. Формировать у детей стремление включать в самостоятельные игры песенные и танцевальные импровизации.
  13. Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками.

Для совершенствования театральных навыков в средней группе рекомендуется больше времени уделять индивидуальной работе во второй половине дня.

Театральные занятия в средней группе:

В средней группе работа с настольными куклами продолжается. Дети вспоминают приёмы кукловождения, придумывают небольшие сценки с настольными куклами. Продолжается работа по развитию творчества. Дети самостоятельно могут придумывать диалоги действующих лиц, опираясь на сюжеты хорошо знакомых сказок.

В конце сентября можно познакомить детей с театральной ширмой. В это время хорошо познакомить детей с куклой на гапите (гапит - это палка, на которую посажена кукла. Управление куклой на гапите требует от ребёнка выдержки, терпения, определённых мышечных усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на неё. Чтобы облегчить ребёнку управление куклой, их делают как можно более лёгкими (можно из картона).

На театральных занятиях детей уже можно знакомить с приёмами кукловождения. Для этой цели используются этюды с куклой, цель которых – научить ребёнка сосредоточивать своё внимание на выполнении куклой четкого, ритмичного действия. Также используются этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить своё. Эти этюды помогают ребёнку посмотреть на себя со стороны, способствуют  формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.

Продолжается работа по развитию творчества, в которой тоже используются куклы на гапите. Дети могут сочинять небольшие сказки и песенки, которыми сопровождают движения кукол. Постепенно в действие можно вводить шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушка), которые придают к сочинённой ребёнком песенку новое звучание, развивают чувство ритма

С детьми можно разыгрывать русские народные сказки «Курочка-Ряба», «Маша и медведь», «Бычок-Смоляной бочок», «Заюшкина избушка». Разыгрывание сказок с театральными куклами позволяет лучше усвоить содержание полюбившегося произведения, даёт возможность проявить творчество.

 Перспективный план работы с детьми

месяц

Драматизация сказки

Интеграция деятельности в развивающих центрах

Сентябрь

«Курочка Ряба»

1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба».

2. Показ настольного театра «Курочка ряба».

3. Слушание аудиозаписи «Курочка ряба».

4. Моделирование сказки «Курочка ряба».

5. Лепка «Курочка клюёт зернышки».

6. Рисование «Курочка»(Триз)

октябрь

«Теремок»

1. .Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

2. Показ настольного театра «Теремок».

3. Показ плоскостного театра «Теремок» на ковролине.

4. Вспомним сказку по коллажу.

5. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.

6. Аппликация «Теремок»

7. Лепка «Кто в теремочке живёт?»

8. Рисование «Зайка» (ТРИЗ)

Ноябрь

ябрь

«Репка»

1. Чтение русской народной сказки «Репка».

2. Показ плоскостного театра «Репка» на ковролине.

3. Н/печатная игра «Репка».

4. Вспомним сказку по коллажу.

5. Рассказывание детьми сказки «Репка» с помощью мнемотаблицы.

6. Подвижная игра «Репка»

7. Пальчиковая игра «Тянут, тянут…»

8. Лепка «Репка и все, все,все»

9. Рисование «Поможем бабе и деду вытянуть репку»

декабрь

«Колобок»

1. Чтение русской народной сказки «Колобок».

2. Показ настольного театра «Колобок».

3. Игра-пазлы «Колобок».

4. Вспомним сказку по коллажу.

5. Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы.

6. Лепка «Курочка клюёт зернышки».

7. Рисование «Курочка»(Триз)

январь

«Маша и медведь»

1.Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

2. Показ настольного театра «Маша и медведь».

3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).

4. Слушание аудиозаписи сказки «Маша и медведь».

5. Моделирование сказки «Маша и медведь».

6. Лепка «Маша и медведь».

7. Рисование «Маша и медведь»

февраль

«Заюшкина избушка»

1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

2. Показ пальчикового театра «Заюшкина избушка».

3. Н/печатная игра «Собери фигурку».

4. Вспомним сказку по коллажу.

5. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.

март

«Петушок и бобовое зёрнышко»

1. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

2. Показ пальчикового театра по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».

3. Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки о животных.

4. Вспомним сказку по коллажу.

5. Рассказывание детьми сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью мнемотаблицы.

6. Лепка «Петушок».

7. Рисование «Петушок и бобовое зернышко»

апрель

«Волк и козлята»

1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».

2. Показ настольного театра «Волк и козлята».

3. Н/печатная игра «Собери картинку».

4. Игры-имитации «Волк», «Козлята».

5.Рассказывание сказки «Волк и козлята» при помощи моделирования.

6. Лепка «Козлята».

7. Рисование «Волк и козлята»

май

Итог

Развлечение «В гостях у сказки».

 

Старшая группа

Содержание работы:

  1. Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности
  2. Совершенствовать исполнительские умения детей  в создании художественного образа, используя для этого игровые, песенные и танцевальные импровизации.
  3. Расширять представления детей об окружающей действительности. Уточнить представления о предметах, игрушках, декорациях, окружающих их.  Уметь определять существенные признаки предмета. Совершенствовать умение  детей ориентироваться в группе, в помещении детского сада. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к куклам, игрушкам. Закреплять представление детей о различных видах кукольного театра, уметь различать их и называть.
  4. Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Закреплять правильное  произношение  всех звуков. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок. Развивать диалогическую и монологическую речь. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы без помощи воспитателя. Поддерживать попытки детей самостоятельно составлять небольшие рассказы, используя кукол-марионеток.
  5. Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой».
  6. Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя марионеток и кукол с «живой рукой». Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого  движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.
  7. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.
  8. Продолжать воспитывать гуманные чувства детей, развивать стремление быть отзывчивым к взрослым и детям, проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников и огорчаться в случае их неудачи, стремиться прийти на помощь в трудную минуту. Приучать правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, а также действия персонажей кукольных и драматических спектаклей.
  9. Побуждать детей использовать импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа  персонажа кукольного и драматических спектаклей. Подводить детей к коллективному сочинению детской оперы на стихотворный текст.
  10. Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях, стремление пластикой своего тела создать яркий, запоминающийся образ.
  11. Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков, включая их в игровые импровизации.
  12. Воспитывать желание играть с театральными куклами.
  13. Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
  14. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Театральные занятия в старшей группе:

В старших группах проводится работа над этюдами, которая  даёт возможность ребёнку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы.

Эти этюды с куклами чередуются с этюдами по развитию актёрского мастерства, что даёт возможность овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.

Для того, чтобы ритмически организовать движение кукол, используются русские народные мелодии. Когда дети усвоят принципы управления куклой, им предлагается почитать потешки о животных..

Во второй половине года дети знакомятся с новым видом кукол – театром теней. Эти куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций, а также импровизаций с использованием детских музыкальных инструментов. Они способны передавать тончайшие нюансы настроений и переживаний героя, обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам.

К конце года дети старшей группы приобретают необходимые навыки управления куклами различных систем . Все свои умения и навыки дети используют в кукольном спектакле «Путешествие в страну сказок», который объединяет небольшие сценки, разученные ранее. Спектакль в такой форме является итоговым и подводит итог в работе с детьми за четыре года, даёт им возможность проявить себя в различных видах деятельности, продемонстрировать свои умения и навыки.

 

 Подготовительная к школе группа

Содержание работы

Настольный театр

Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности

Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью) 

Для организации такого вида деятельности потребуется сделанный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки или бархатную бумагу. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.

Театр с переодеванием и масок

Это театр, где дети берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают небольшие сказки.

Для лучшей наглядности детям нужны костюмы. Их можно купить в магазине или сшить самим. В детском саду в каждой группе или в домашних условиях желательно иметь костюмерную, где костюмы сшиты руками родителей и детей. Изготавливаются маски – шапочки по размерам головы исполнителя. Это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые крепятся резинкой вокруг головы.

Кукольный театр

Этот вид театрального искусства очень нравится детям, так как позволяет в процессе обучения работы с куклой и в репетиционном процессе раскрыться каждому ребенку индивидуально, преодолеть в себе комплексы стеснения и неуверенности, научиться играть с помощью куклы, оживлять ее своими действиями и манерой двигаться и говорить.

Мониторинг выполнения задач проекта «В гостях у сказки» (оценка педагога)

Критерии оценки:

1. В группе созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности:

- поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);

- дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;

- дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;

- различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;

- дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.

2. В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре:

- предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре (имеется сцена, занавес, костюмерная и т д);

- педагог организует посещение театра, показывает слайды и видеофильмы о театре и театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных жанров;

- в группе имеются различные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, кукольный, и т д.

3. Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:

- используются игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях;

- игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;

- на занятиях по труду

зготавливаются атрибуты для театральных постановок.

4. Созданы условия для совместных мероприятий по театрализованной деятельности детей и взрослых:

- проводятся совместные спектакли с участием детей, педагогов, родителей;

- организуются выступления перед малышами.

 

Оценка результатов театрально-игровой деятельности оценивается по следующим направлениям:

Этюдный тренаж (мастерство актёра)

  1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
  2. Жесты (этюды на выразительность жеста в том числе «Расскажи стихи руками»).
  3. Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).
  4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

Игры – драматизации

  1. Желание участвовать в играх-драматизациях;
  2. Умение общаться с партнёром;
  3. Способность импровизировать при создании образа.

Этюды с куклами

  1. Желание играть с куклой;
  2. Умение управлять ею;
  3. Способность импровизировать с куклой.

Кукольные спектакли

  1. Желание участвовать в спектаклях;
  2. Умение общаться с партнёром используя куклы театра;
  3. Способность создавать образ с помощью кукол театра.

Оценка знаний, умений и навыков детей

о – отлично,   х – хорошо,  у – удовлетворительно,    н - неудовлетворительно

Смета расходов

№№

п.п

№ п/п

Цена за единицу, руб.

Количество

Сумма, руб.

Мини – сцена с ширмой и микрофоном.

Куклы би-ба-бо.

Кукольный театр «Репка»

Кукольный театр «Теремок»

Кукольный театр «Колобок»

Кукольный театр «Курочка Ряба»

960

1095

750

620

1

1

1

1

960

1095

750

620

Плоскостные театры.

95

4

380

Фланелеграф.

Пальчиковые игрушки.

465

1

465

   Теневой театр

80

1

80

Костюмы для детей

Аппаратура

Интерактивная доска

Ноутбук

Колонки

Литература

16.

Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти» 2007 год.

                                                                         Итого :

15 500 рублей

Имеющиеся ресурсы

Аудио аппаратура

Видео аппаратура

Персональный компьютер для обработки сценарного и музыкального материала

Элементы театральных декораций (настольная ширма)

Маски, шапочки

Сценические костюмы (медведь, заяц, дракончик)

Пальчиковый театр

Заключение

Таким образом, создание условий для занятий театрализованной деятельностью помогают не только развить интересы и способности детей, но и способствует формированию всесторонне развитой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...