Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Осень» с использованием приёмов ТРИЗ-технологий.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Осень»  с использованием приёмов ТРИЗ-технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_8.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное учреждение «Детский сад «Сказка».

Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе «Лукоморье» на тему «Осень» с использованием приёмов ТРИЗ-технологий.

                                                                                                                                 

                                                                                                                                 

                                                                                                                                                       

                                                                         Воспитатель: Колонькова О.В.

                                               Сухиничи,2018 г.

Цель: способствовать речевому развитию детей в различных видах деятельности.

Задачи:

1-закрепить умение развёрнуто отвечать на вопросы воспитателя, устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы.

2-развивать способность анализировать, делать выводы, умозаключения и формулировать их, отстаивая свою точку зрения.

3-воспитывать любовь к природе.

Оборудование и материалы: белые листы, силуэты зайцев (белый, серый), музыка Бетховен «Осень», конверт с письмом, модель загадки(капуста), ватман «Чудесный экран», презентация «Как звери готовятся к зиме», схемы имен признаков, картинки с изображением объектов, указка, пластилиновые ежики и зубочистки, салфетки.

Предварительная работа: чтение детям рассказов об осени, разучивание стихотворений, беседы о признаках осени, наблюдение в природе за осенними явлениями, просмотр презентации «Зимующие и перелетные птицы», знакомство с дидактическим пособием «Чудесный экран».

                                                                  Ход НОД:

          Орг. момент: дети заходят и становятся полукругом.

Воспитатель: На улице сегодня холодно, а в нашей группе весело и тепло. Возьмемся за руки и улыбнемся друг другу и нашим гостям, пусть станет еще теплее всем от наших улыбок. Присаживайтесь ребята (стульчики стоят полукругом). К нам сегодня на занятие придет еще одна гостья! Вы узнаете, кто это, если отгадаете загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима. (Осень)

Звучит музыка. Входит печальная Осень.

Осень: Здравствуйте, ребята! (печальная) Вы меня узнали? Я Осень!

Воспитатель: Осень, почему ты такая грустная?

Осень: Пора моя прошла, зима гонит меня со двора! Я пришла с вами попрощаться до следующего года (плачет). А мне так хочется с вами побыть подольше.

Воспитатель: Осень, погости у нас еще немного! И поиграй с нами.

Осень: Спасибо, вам большое за гостеприимство! С радостью вместе поиграем. Ребята, в этом конверте задания для вас от моих лесных друзей-зверят. Передаю его вашему воспитателю и хочу посмотреть, справитесь ли вы с этими заданиями.

Воспитатель: Готовы, ребята? (ответы детей)

             Основная часть:

Воспитатель: Вот и первое задание.

  1. Чтение по схеме и составление рассказа «Признаки осени».

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. Сентябрь осень начинает. Ноябрь – заканчивает. А теперь посмотрите на схему из картинок, подумайте и скажите, о каком времени года можно составить рассказ (несколько детей у доски составляют рассказ по схеме).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам залетел последний осенний листочек! Он приглашает нас в лес. Возьмёмся за руки и пройдемся по осенним лесным тропинкам, прислушаемся…слышите? это шуршат листья под ногами, хрустят сухие веточки и хрупкий лед, обдувает лицо осенний ветер (звучат звуки осеннего леса)

Воспитатель: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов? (ответы детей)

Воспитатель: Почему они от нас улетели? (ответы детей)

Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели? (ответы детей)

Воспитатель: Как называются птицы, которые у нас зимуют? (ответы детей)

Воспитатель: Почему зимующие остаются у нас зимовать? (ответы детей)

  2.  Игра «Улетают, не улетают»

Воспитатель: Я вам буду называть птицу, если она будет зимующая, вы говорите чик-чирик, если перелётная – помашем руками.

(Воробьи, вороны, дикие утки, сороки, лебеди, синицы, грачи, домашние гуси, дятлы, глухари, голуби, сова.)

Воспитатель: У вас отличные знания о птицах (дети присаживаются на стулья).

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на эту красивую картину и отгадайте загадку:

Листья жёлтые кружатся,
На земь ковриком ложатся.
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот — каждый год.
Как он называется…

Поиграем с вами в игру. Возьмем в руки «Подзорную трубу», наведем глазок подзорной трубы на один из листочков, изображенных на картине и назовем его. Выбираем зелёный кленовый листочек.

  1. Игра «Необыкновенный листок»

Воспитатель: Ребята, на самом деле листок может рассказать нам о себе много интересного. А поможет нам в этом наш «чудесный экран». Посмотрите, листочек находится в середине экрана (зеленый лист). Верхние клеточки, которые находятся над листом, их три, предлагают нам вспомнить, где живут осенние листья? (Дети отвечают, воспитатель зарисовывает их в верхних клеточках – дерево, куст, трава.)

Воспитатель: Три клеточки под листом, предлагают рассказать, какие бывают осенние листочки (зеленые, желтые, красные). По размеру – большие и маленькие. По форме круглые и овальные.  Внутри каждого листочка есть тоненькие ниточки – прожилки. Если бы их не было, то листочек бы рассыпался.

Воспитатель: Клеточка слева предлагает нам путешествие в прошлое листа — как он появился на свет? (дети отвечают)

Воспитатель: Правильно — это веточка с почками. — Клеточка справа предлагает нам представить, что же будет с нашим листочком в будущем (ответы детей).

Воспитатель: Конечно же, он превратится в лист коричневого цвета.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, сколько живёт листочек? (ответы детей)

Воспитатель: Листочек живет всего один год, но за это время он несколько раз меняется (показ-обобщение).

Ребята, замечательно.

Воспитатель: В этом конверте лесные звери прислали видеописьмо, в котором рассказывают нам, как они готовятся к зиме.

    4.  Просмотр презентации на тему «Как готовятся дикие звери к зиме»

    5.  Упражнение «Назови ласково»

Белка — белочка,

Лиса — лисичка,

Заяц — зайчишка,

Медведь — медвежонок.

Воспитатель: Ребята, я слышу, кто-то позвал на помощь…

Кого мы видим? (ежиху и ежат)

Посмотрите внимательно, что здесь не так, кому требуется помощь? (у ежат нет иголок)

Правильно. Потрогайте и скажите какие иголки у ежихи? (острые, колются длинные)

Да, наша ежиха очень опечалена, что у ежат не выросли иголки.

А зачем ежатам нужны иголки? (защищаться от врагов, для сбора пищи)

     6.  Игра «Хорошо-плохо»

Воспитатель: Иголки у ежа хорошо или плохо? (защищаться от врагов, для сбора пищи – это хорошо, но можно уколоться зверям, людям - это плохо)

    7.   Игра «Поможем ежатам»

Воспитатель: В иголочки превратятся палочки – зубочистки.

Какие они (острые, как иголки)

Ежата маленькие и иголки у них какие должны быть? (маленькие)

А зубочистка длинная,

Что нужно сделать, чтобы она стала короткой? (переломить пополам)

Приступаем.

Какие красивые ежата получились. Ежиха очень довольна, теперь её детёныши в безопасности.

Задание от зайки.

     8.   Модель составления загадки (капуста)

Воспитатель: Это что-то очень полезное и вкусное. (Дети отгадывают).

Всю капусту сняли – нечего украсть.

Бедный зайка прыгает возле голых сосен.

Страшно в зубы волку серому попасть (убирается модель загадки, появляется картинка зайца в серой шубке на белом фоне).

Воспитатель: Ребята, к нам прибежал зайка и спрашивает, пора ли менять шубку серую на белую? Давайте мы в этом убедимся, проверим, надо ли менять зайцам шубку или нет.

Пройдите к столу.

    9.   Игра «Шубка для зайки»

Воспитатель: Перед вами белый лист бумаги и силуэты зайцев. Положите серого зайку на лист и скажите его хорошо видно?

Воспитатель: Теперь давайте, приложим белого зайку, его будет видать зимой? Это плохо для зайки или хорошо? (Осенью заяц меняет серую шубку на белую и становится незаметным на снегу. Поэтому легко, и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу).

Осень: Ребята, какие вы все молодцы. Вы справились со всеми заданиями.

А у меня для вас сюрприз (кленовые листочки). А теперь настала пора прощаться. Зима скоро придет, а я у вас загостилась. До свидания! Буду рада встретиться с вами в следующем году!

Прощаемся с осенью.

Воспитатель: Ребята, а осень то нам подарила листья белые, не раскрашенные! Мы их позже раскрасим. (Создание предпосылок к дальнейшим действиям).

                  Подведение итогов занятия:

 Воспитатель: Осень ушла, а не ее место пришла зима… Дети, а что было бы, если после лета сразу наступила бы зима? (Ответы детей)

Воспитатель: Не успели бы улететь птицы на юг.

Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.

 Не было бы листопада.

Не смогли надеть осеннюю одежду.

Не убирали бы богатый урожай в огородах.

Никогда бы не было коротких дней.

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? Кто приходил к нам в гости, кому мы помогали? (ответы детей)

Спасибо всем большое, все молодцы! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи для старшей группы. Тема: «Царица-Осень» Подготовила: воспитатель Швайкова Н.Е.

Тема: «Царица-Осень»Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект интегрированного НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Зима» с использованием мнемотехники

Образовательная область:  речевое развитие.Автор: Ильинская О.В.Актуальность: Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспрои...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения » с использованием приёма мнемотехники

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием приёма мнемотехники...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Знакомство со сказкой В. Сутеева «Палочка-выручалочка».

Тема: Знакомство со сказкой В. Сутеева «Палочка-выручалочка». Рисование иллюстраций по сказке.Цель: формирование понятия, что не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если о...

Методическая разработка "Конспект интегрированного ООД по развитию речи в старшей группе на тему: «Зима» с использованием мнемотехники."

Актуальность: Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в нас...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Осень"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Осень"...