«Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников»
консультация по развитию речи

Горбенко Елена Анатольевна

Основные задачи мнемотехники:

1.Развитие всех видов памяти:

- зрительной,

- слуховой,

- ассоциативной,

- словесно – логической,

- отработка различных приёмов запоминания.

2. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать).

3.  Развитие образного мышления ( кодирование любой информации).

4. Решение различных общеобразовательных, дидактических  задач, ознакомление с различной информацией.

5. Развитие смекалки, тренировка внимания.

6. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников» Консультация для педагогов. Горбенко Елена Анатольевна МДОУ «ЦРР -детский сад №2» г.Валуйки Белгородской обл. 2019 год

Слайд 2

Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы. Дать рекомендации педагогам по использованию карточек-схем и образцов некоторых опорных схем, а также познакомить их с литературой по данной теме. Задачи :

Слайд 3

К. Д . Ушинский : «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Слайд 4

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция . Проблемы речи детей дошкольного возраста

Слайд 5

Как исправить ситуацию? Что можно сделать? Поиск путей решения выше означенных проблем привёл к попытке применения в работе с детьми с ЗПР проектного метода. Основой коррекционно – развивающего процесса в группе для детей с ЗПР являются: комплексная «Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н.В. Нищевой. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - и методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (Под общей ред. С.Г.Шевченко), на которых базируется применяемый в образовательной деятельности проектный метод. Апробация данного метода в течение 2018-2019 учебного года и анализ диагностики речевого и общего развития воспитанников убеждают, что он, вкупе с традиционным подходом в работе, способствует всестороннему развитию дошкольников с проблемами в развитии в согласии с предпосылками и побудительными мотивами, свойственными дошкольному возрасту.

Слайд 6

Исходя из выше означенного, напрашивается вывод о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена решению вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является - мнемотехника, - эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.

Слайд 7

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 8

Основные задачи мнемотехники: 1. Развитие всех видов памяти: - зрительной, - слуховой, - ассоциативной, - словесно – логической, - отработка различных приёмов запоминания. 2. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать). 3. Развитие образного мышления ( кодирование любой информации). 4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией. 5. Развитие смекалки, тренировка внимания. 6. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.

Слайд 9

В содержание методики мнемотехники входят: освоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим – природа, времена года, растительный и животный мир и др.; упражнения на развитие различных параметров внимания; развитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.

Слайд 11

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов , последовательно переходить к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам . Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд 13

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа .

Слайд 14

Этапы использования мнемотаблицы . I. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. II. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. III. Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминании IV. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы . V. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ. Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.

Слайд 15

Этапы работы со схемой-моделью: учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и яв­ления природы не только символами, но и буквами, а так­же простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать; самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа; закреплять изученный материал путем неоднократного по­вторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель. Используются мнемотаблицы и для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Слайд 16

Где можно использовать карточки- схемы ? для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Слайд 17

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Слайд 18

Этапы работы над стихотворением: Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу . Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу . Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу . Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу . Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Слайд 19

Месяц Образовательная деятельность Цели, содержание СЕНТЯБРЬ Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл». интонационно верно передавать диалоги персонажей, опираясь на мнемотаблицы ; использовать при пересказе выразительные средства языка ОКТЯБРЬ Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень». составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы НОЯБРЬ Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат». составление мнемотаблиц для пересказа; передавать текст точно, последовательно, выразительно ДЕКАБРЬ Заучивание стихотворения Дед Мороз прислал нам елку... использование для выразительного чтения наизусть готовые мнемотаблицы ; интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использования мнемотаблиц .

Слайд 20

Месяц Образовательная деятельность Цели, содержание ЯНВАРЬ Творческие сказки: «Как ёжик зайца выручил», «День рождения зайца». придумывание сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний; составление мнемо-схем для придумывания сказки ФЕВРАЛЬ Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза». составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; интонационно передавать нежность, любование зимней природой МАРТ Заучивание стихотворения " Помощники весны составление мнемотаблиц для пересказа; передавать текст точно, последовательно, выразительно; пересказывать текст, написанный от лица автора, и переводить его при этом в косвенную речь АПРЕЛЬ Пересказ сказки Л.Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…..» передавать текст точно, последовательно, выразительно; использование для пересказа готовые мнемотаблицы МАЙ Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг». передавать текст точно, последовательно, выразительно; составление мнемотаблиц для пересказа; учить пересказывать от третьего лица Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использования мнемотаблиц .

Слайд 21

Работа с родителями Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагогического коллектива, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей. Детский сад всегда стремился усилить своё влияние на семью, чтобы с её помощью реализовать возможности и развивать способности ребёнка. В современных условиях дошкольное учреждение становится всё более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.

Слайд 22

Месяц Содержание Сентябрь Информационная ширма «Мнемотехника для детей » Ноябрь Папка - передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по произведениям (стихи, рассказы, сказки) Февраль Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям (стихи) Март Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям (сказки) Апрель Составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице . Перспективный план работы с родителями.

Слайд 23

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы . Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

Слайд 27

1. Введение элементов символов (формы, величины, действия). 2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален). 3. Введение отрицаний. 4. Сочетание символов, чтение цепочки их. 5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.) 6. Творческое создание детьми опорных схем. Последовательность работы с мнемотаблицами :

Слайд 28

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Результаты

Слайд 29

Давайте попробуем прочитать модель рассказа про козочку .

Слайд 30

Источники информации : Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб: Детство-Пресс, 2015. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г . Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2018. Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4,1998. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 201 5. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2009. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание , 200 0 , №10. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память/ Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду. 2004. №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников"

Консультация для педагогов с использованием ИКТ.Задачи:1. Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы.2. Дать рекомендации педа...

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ

Статья о методике мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи....

Использование методики мнемотехника для развития связной речи у дошкольников

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.Использование мнемотехники для дошкол...

Консультация для воспитателей "Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников"

. Мнемотехника - это система методов и приёмов, которые обеспечивают  эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: мышление, зрительную и с...

«Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников»

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»....