Конспект познавательно - речевой деятельности для детей старшей группы «Составление описательного рассказа Зимушка пришла»
план-конспект занятия по развитию речи

Конкина Татьяна Сергеевна
Обучать детей составлять рассказ - описание по сюжетной картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelno.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно -речевой деятельности

для детей старшей группы

«Составление описательного рассказа

Зимушка пришла»

Цель: обучать детей составлять рассказ- описание по сюжетной картине.

1.Задачи: Формирование навыков целенаправленного восприятия наглядного содержания картины.

2. Обучение составлению короткого описательного рассказа по фрагменту картины. Формирование умения объединять несколько фрагментов- описаний в связном рассказывании (по картине в целом)

3. Формирование навыков планирования связного развернутого высказывания.

4. Формирование грамматического строя речи.( усвоение нормативного употребления падежных форм имен существительных). Активизация и обогащение словаря.

5. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материалы: искусственные деревья; снежинки; игрушка: медведь, снеговик; письма; кормушка с кормом; нарисованные следы; чудесные мешочки; празднично украшенная елка;  сюжетная картина; разрезная картина в виде пазл;  конфеты;  бутылки с пенопластом;  

Ход занятия

Воспитатель принимает детей в группу.

В: Ребята, вы знаете, в нашу группу пришло письмо от зверей из Африки. Давайте мы с вам и его прочитаем.

Читаем письмо.

В: Ребята хотите отправить письмо с рассказом о зиме в далекую Африку, обезьянам.

Д: ответы.

В:  А чтобы нам написать подробно о зиме, я предлагаю отправиться в зимний лес.  Посмотрите наша группа (изменилась) превратилась в лес. Давайте тихонько прогуляемся по нашему лесу. А вдруг здесь кто- нибудь живет. Идем рассматривать снежинки, деревья. Подходим к елке.

В: Что это за дерево?

    Какие листья  на елке?

    Почему зимняя?

Около елки стоит мешок.

В: Посмотрите чей это мешок?

(Достаем конверт с загадкой)

Снег катали и месили

Человека мы слепили

Вместо глаз – два уголька

Там, где нос морковка

А в руках метелка.

Дети отгадывают загадку (снеговик)

В: Интересно, где он? Давайте поищем. А вот он. Он с нами решил поиграть. Раз он от нас спрятался, значит он нас ждал. Давайте посмотрим, что он нам приготовил в мешке. (Достаем бутылку с пенопластом)

В: Ребята, а что там внутри, на что похоже?

Д: снег.

В: А кто нибудь знает стихотворение про снег? (рассказывают дети)

В: А снег какой бывает?

Дети дают ответы начиная со слова снег. (холодный, мокрый, рассыпчатый, блестящий и тд)

В: А сейчас я вам загадаю загадку.

(загадка про вьюгу)

Давайте мы с вами попробуем сделать вьюгу.

Снег у нас есть. Нужен ветер?

Как нам с вами сделать ветер?

(Дуем в бутылку с пенопластом через соломинку)

В:  А теперь посмотрите перестали дуть, что теперь делает снег?

Ответы детей

В: Вот какой интересный эксперимент у нас получился.

Ребята посмотрите в конверт у снеговика есть картинки. Это наверно отгадки. А  давайте  вспомним загадки про зимние явления (признаки)

Дети загадывают загадки.

В: А за окном какое время года у нас сейчас?

А месяц?

Ребята, а кто знает , какой самый красивый, яркий праздник мы встречаем зимой, в декабре.

Ответы детей

В: Что украшают люди в своих домах в этот праздник

Д: Елку

В: Я предлагаю нам найти в нашем лесу праздничную елку.

Обращаем внимание на следы, угадываем чьи следы. Видим большой сугроб.

В: Как вы думаете что это?

Д: берлога

В: А кто там может жить?

Д: Медведь спит

В: Правильно зимой медведи спят. Посмотрите сколько следов оставил зайчик, он спит? А птицы? Как вы думаете чей это домик?

Д: кормушка

В: А кого кормят? Для чего?

А каких птиц вы знаете которые зимуют?

Ответы детей.

А кто нибудь знает загадку про птичек?

(дети задают загадки)

Физкультминутка

В: Ребята а вы не забыли куда мы идем? Искать елку

Находим елку украшенную елочными игрушками и разными картинками.

В: Что за украшения висят на елке. Давайте посмотрим поближе. Снимает картинки и раздает каждому ребенку.

Дети описывают что на ней нарисовано.

В: Ребята посмотрите внимательно, наши картинки похожи на пазлы. Давайте попробуем  их собрать. Что у нас получится?

А кто хочет составить рассказ по большой картине.

Дети описывают, воспитатель записывает ответы детей для письма в Африку. Кладем письмо и картину в посылку для отправления.

Вот какие мы молодцы, справились с заданием.

Давайте еще раз пройдемся по лесу и попрощаемся со снеговиком.

Дети подходят к снеговику.

В: Обращает внимание , что у снеговика оказывается есть другой мешок. Давайте посмотрим , что в нем. Вот это да, мешок не пустой, в нем снеговик приготовил подарки- угощения.

Давайте со всеми попрощаемся и пойдем пить чай с конфетами.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили

На коньках по льду катались

А еще в снегу валялись.

Лыжи, санки нас катали,

Очень весело играли

Все в снегу домой пришли

Съели суп и спать легли

Загадки

Снег пушистый, серебристый

Но рукой его не тронь

Станет капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь                    (снег)

Он вошел – никто не видел

Он сказал – никто не слышал

Дунул в окна и исчез

А на окнах вырос лес                         (мороз)

Запорошила дорожки

Разукрасила окошки

Радость детям подарила

И на санках прокатила                          (зима)

Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять                                    (снегирь)

Съежился на ветке

Зябнет воробей

Мне к зиме бы надо,

Шубку потеплей

Да еще бы валенки

Шапку, рукавицы

И счастливей в мире

Не было бы птицы.                               (воробей)

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет завывает,

Все дорожки заметает.                               (вьюга)

По снегу покатите_ я подрасту,

На костре согреете – я пропаду.                           (снежный ком)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушистые,

Белые…….(снежинки)

Без досок, без топоров

Через реку мост готов

Мост, как синее стекло

Скользко, весело, светло.                                     (лед)

Детки сели на карниз

И растут все время вниз.                                  (сосульки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы"

Программное содержание:  учить детей составлять описательные рассказы о   диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности выск...

Конспект фронтальной логопедической деятельности для детей с ОНР «Составление описательного рассказа по картине И.И. Шишкина «Рожь»

Участники: воспитанники с общим недоразвитием речи 6 – 7 летЗадачи:Коррекционно-образовательные:- Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выраж...

План – конспект непосредственно образователь-ной деятельности по речевому развитию детей старшей группы. «Составление описательного рассказа по теме «Весна идёт, весне дорогу!»

Тема    «Составление описательного рассказа «Весна идёт, весне дорогу» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательн...

Занятие по развитию речи для детей старшей группы (составление описательных рассказов).

Тема: «Рассказ о зиме»Цель: формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал. Развивать пространственную и  временную ориентировку, слуховое внимание и память, логическо...