Консультация для воспитателей "Как научить ребенка рассказывать стихи"
консультация по развитию речи

Смирнова Наталия Николаевна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15 «Ромашка»

Консультация учителя – логопеда Смирновой Н.Н.

Тема:

Как научить ребенка рассказывать  стихи.

Пижма, ноябрь 2018г.

          Даже маленький несмышленыш, не умеющий толком выразить свои мысли словами, уже может знать несколько простых стихотворений. Процесс их разучивания очень полезен – он развивает память. Чтобы ребенок успешно выучил стихотворение,  нужно соблюдать несколько правил для лучшего запоминания рифмованных строк:

  1.           Расскажите ребенку  содержание стихотворения своими словами, в доступной  для него, форме. Обязательно выделите  главного героя мини – произведения.
  2.             Затем   следует прочитать стихотворение (предварительно найдя правильные интонации) вслух с выражением, даже если ребенок уже умеет читать самостоятельно.
  3.              Стихотворение можно легко превратить в веселую песенку, такой стишок воспринимается легче и быстрее.
  4.              Можно стихотворение  «прохлопать», делая  акцент на значимых словах или просто задавая ритм декламации.
  5.               Стихотворение можно разложить по рифмам, акцентировав внимание  на словах, рифмующихся друг с другом: «зайка – зазнайка», «мяч – не плачь».
  6.                Поиграть.  Взрослый называет первую строчку стихотворения, ребенок  - вторую, и так далее.
  7.              Можно устроить путаницу, заменяя значимые слова («Наша Таня громко…поет, уронила  в речку…куклу») и  предложить  исправить ошибку.  Он с радостью включится в игру и будет радоваться собственным достижениям.
  8.              Когда ребенок  станет хорошо ориентироваться в стихотворении, самое время переходить к его воспроизведению.  Не требуйте, чтобы он читал  перед публикой, лучше устроить концерт, где зрителями будут игрушки. Завершите бенефис бурными овациями.  В ходе стихотворных упражнений  не только развивается  память, но и  анализируется  текст, что в дальнейшем помогает уверенно держаться в общении с людьми и при выступлениях на публике.

             Так же следует обратить внимание на индивидуальный тип восприятия ребенка. Постарайтесь определить  кто он – аудиал, кинестетик или визуал?

Для каждого типа характерны свои особенности восприятия.

               Аудиалу  -  проще воспринимать новую информацию на слух. Необходимо сделать акцент на выразительном чтении стихотворения. Повторить его несколько раз, при этом не забывать про эмоциональность. Читать набольшими четверостишиями, обязательно расставляя акценты на рифмах. Ориентируясь на эти своеобразные звуковые  маяки, ребенку будет легче воспроизводить. Еще лучше учить построчно.

                Ребенку -  визуалу  главное увидеть яркую картинку того, о чем говорится в стихотворении. Совершенно необязательно самим рисовать иллюстрации к заучиваемым стихам. Хотя это тоже неплохой способ. Практически все детские книжки снабжены прекрасными картинками. Однако лучше прочитав стихотворение или отрывок из него, предложить ребенку закрыть глаза и пофантазировать, представить изображаемую в стихотворении ситуацию. Потом пусть откроет глаза и  нарисует все, что он представил. Получится такой комикс по стихотворению. После того, как картинки будут готовы, попросите рассказать стихотворение, опираясь на собственные рисунки. Если это вызовет затруднения, тогда рассказать вместе, не забывая о выразительности.

             Ребенку кинестетику обычно сложно сосредоточиться на одном занятии. Можно предложить ему такую игру: произносить стихотворение построчно, сопровождая какими-нибудь  манипуляциями с пальцами или просто жестами. В идеале - каждой строчке должно соответствовать какое - то определенное движение.

Когда стихотворение полностью выучено, предложить поиграть. Пусть попробует рассказать от лица любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой  характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль, и расскажите вместе  с ребенком разученное стихотворение.

Так же следует не забывать  передавать все возможности своего голоса (тише, громче, проникновенней, звонче, глуше и так далее). Можно  собственным примером, научить  читать так, чтобы мурашки побежали по коже – свидетельство того, что цель достигнута. Чем больше репетиций, тем лучше, но перед работой над стихотворением очень полезно проговаривать чистоговорки:

  1. Наши ежи самые ежистые ежи в мире!
  2. У ежа и ёлки иголки колки.
  3. У осы не усы, не усищи, а усики.
  4. Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ежа.
  5. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
  6. Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, зубки сразу же сломали.
  7. А роза упала на лапу Азора.
  8. Три сороки – тараторки тараторили на горке.
  9. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, не руби дрова на траве двора.
  10. Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!
  11. Наш  Полкан   попал в капкан.
  12. Вёз корабль карамель – наскочил корабль на мель и матросы две недели карамель на мели ели.
  13. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
  14. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
  15. Мамаша Ромаше дала сыворотку из – под простокваши.
  16. Корабль лавировал, лавировал, да не вылавировал.
  17. Шесть мышат в шалаше шуршат.
  18. Проворонила ворона воронёнка.
  19. Баран Буян залез в бурьян.
  20. Ткёт ткач ткани на платок Тане.
  21. У четырёх черепах по четыре черепашонка.
  22. Съел Валерик  вареник, а Валюшка – ватрушку.
  23. На мели мы налимов ловили.
  24. Сух сук нёс барсук.
  25. Сон-сон-пере-сон едут в лодке пять персон: сом, севрюга, три селёдки – вылезайте все из лодки!
  26. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  27. Жили были три японца:

Як, Як Ци Драк, Як Ци Драк Ци Драк ЦиДроне,
Жили-были три японки:
Ципе, ЦипеДрипе, ЦипеДрипеЛимпопони,
Вот они переженились:
Як на Ципе, Як Ци Драк на ЦипеДрипе,
Як Ци Драк Ци Драк ЦиДроне на ЦипеДрипеЛимпопони.

Так же при  работе над стихотворением очень важно научить правильно дышать. Что это значит?

  1. Правильно дышать животом -   как дышат младенцы.
  2. Дыхание должно быть незаметным.
  3. Когда при дыхании поднимаются плечи (говорят:  «дышит ключицами»), это не правильно.

Упражнения  на совмещение дыхания с голосом.

  1. «Свечка» - поставить перед ртом указательный палец, представив, что это свечка, которую надо затушить, вдохнуть и резко выдохнуть.
  2. Проговариваем -  Звёздный змей звенел зубами  (берём дыхание и начинаем «звенеть»: –  з-з-з-з-з-з…
  3. «Комарик» - разводим руки в стороны, берём дыхание и изображая характерное звучание летающего перед вами комара, медленно сводим руки, когда запас воздуха в легких заканчивается, мы должны прихлопнуть комарика.

 И в заключении -   потренируемся в изящной словесности, скажем друг другу ласковые слова (дорогая, уважаемая, милейшая, очаровательная, прекрасная, несравненная, дрожайшая, обворожительная, пленительная, замечательная, умнейшая, красивейшая, драгоценнейшая), и подарим «подарки», постарайтесь чтобы тот, кому вы дарите, догадался, что это за подарок, подберите точные слова, можно использовать рифму.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка рассказывать

Научить ребенка рассказывать – это значит сформировать его связную речь. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка  в овладении родным языком, его звуковой культурой, грамматическим стро...

Буклет " Как научить ребенка рассказывать по картинке"

Ничто так не развивает речь ребенка, как составление рассказов по картинке. С помощью таких занятий у ребенка развивается логическое и абстрактное мышление - ведь картинки нужно расставить по порядку,...

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РАССКАЗЫВАТЬ И ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ?

Учить ребенка рассказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Речь ребенка развивается ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ « Как легко и увлекательно научить ребенка рассказывать: использование метода мнемотехники при обучении заучиванию стихотворений».

Данный мастер-класс познакомит педагогов с методами и приемами мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста заучиванию стихотворений....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛ РОДИТЕЛЕЙ «Как научить ребенка рассказывать, пересказывать, придумывать»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛ РОДИТЕЛЕЙ«Как научить ребенка рассказывать, пересказывать, придумывать»...

Консультация для родителей «Как научить ребенка рассказывать стихи с выражением»

laquo;Как научить ребенка рассказывать стихи с выражением»...

Консультация "Как научить ребёнка рассказывать стихи"

Заучивание стихов развивает память и позволяет увеличить словарный запас. При этом детям надо помогать их учить. Как?...